Читаю биографию Катаева. Вспоминаю Петю и Гаврика, сына полка, а еще позднюю прозу, мовизм, который когда-то стал для меня открытием. «Алмазный мой венец» и сейчас можно открыть навскидку и читать с любого места. В поздней прозе Катаева столько обаяния и жизненной силы. Начинает человек почти в 80 лет очередную книгу — и не просто отбрасывает свои же собственные стандарты, а полностью меняет стиль. Называет этот стиль «мовизм» от французского mauvais — плохой. Мол, хорошо писать все умеют, а попробуйте-ка плохо. Кокетство. На самом деле — легко и блестяще. Необычная форма, бессюжетность, точнее, поток сюжетов и ассоциаций. Свободный полет фантазии. А вместо традиционных мемуаров — роман-загадка, роман с ключом, где представлена в лицах вся русская литература начала XX века. Но это не мариенгофовский «Роман без вранья», это совсем другой жанр. Авантюрист, шутник, генератор идей, играет с читателем. Водит за нос. Все действующие лица зашифрованы под прозвищами, которые пишутся к тому же
«Алмазный мой венец» — одна из книг влияния
20 марта20 мар
19
1 мин