Найти в Дзене

Стоит ли становиться программистом в 2025 году?

Вы заметили? Волшебный флёр вокруг IT-специальностей постепенно развеивается. Широким массам приходит осознание, что стать программистом это далеко не единственный способ достичь жизненного успеха и начать хорошо зарабатывать. Есть и другие профессии. А программистам платят мульён в наносекунду лишь во влажных рекламных рассказах обучающих центров, задача которых любыми способами привлечь побольше клиентов. Небольшой пример – недавно нанимал электрика, что бы он кинул провод от столба к дому. За два часа его не слишком активной работы я заплатил 20 тысяч. Это только за работу, без учёта материалов и аренды автовышки. Ещё подумал, что за моё рабочее время мне платят значительно меньше. До этого нанимал тракториста, платил 28тр за смену, которая длилась почему-то лишь 6 часов вместе с перекурами (в эту цену, правда, входила аренда машины и топливо для неё). Другими словами, сейчас и в других сферах деятельности можно неплохо заработать. А вот в айти оплата труда, если не падает, то, как

Вы заметили? Волшебный флёр вокруг IT-специальностей постепенно развеивается. Широким массам приходит осознание, что стать программистом это далеко не единственный способ достичь жизненного успеха и начать хорошо зарабатывать. Есть и другие профессии. А программистам платят мульён в наносекунду лишь во влажных рекламных рассказах обучающих центров, задача которых любыми способами привлечь побольше клиентов.

Небольшой пример – недавно нанимал электрика, что бы он кинул провод от столба к дому. За два часа его не слишком активной работы я заплатил 20 тысяч. Это только за работу, без учёта материалов и аренды автовышки. Ещё подумал, что за моё рабочее время мне платят значительно меньше.

До этого нанимал тракториста, платил 28тр за смену, которая длилась почему-то лишь 6 часов вместе с перекурами (в эту цену, правда, входила аренда машины и топливо для неё).

Другими словами, сейчас и в других сферах деятельности можно неплохо заработать. А вот в айти оплата труда, если не падает, то, как минимум, уже не растёт прежними темпами.

Ну и вдобавок нервируют чуть-ли не ежедневные новости, о том, что очередная известная компания проводит сокращение штата. В чём, отчасти, виноваты и сами айтишники – их непомерные запросы выводят ряд проектов за грань рентабельности.

Впрочем, в этом нет ничего нового. Айтишники со стажем, уже пережили несколько периодов надувания и схлопывания зарплатного/кадрового пузыря. И это характерно не только для IT. Ещё Карл Маркс в своём «Капитале» писал, что при капитализме периодическое возникновение кризисов и пузырей неизбежно.

Программист в России становится обычной профессией. В той же Германии – водитель-дальнобойщик, пожарный, учитель – вполне могут зарабатывать и больше. А уж квалифицированный врач – наверняка. О чём пишут в своих блогах айтишники, переехавшие в Европу. Они ожидали, что их будут носить на руках, а там они обычные работники.

Но, есть важный нюанс, делающий нынешнюю ситуацию уникальной. Который ставит вопрос о самом существовании профессии программиста. А именно – активное внедрение нейросетей в процессы разработки программного обеспечения.

Дженсен Хуанг, к примеру, заявил, что нет смысла учить детей программированию, т.к. в ближайшее время код будут писать только нейросети. А мистер Хуанг, к слову – один из богатейших людей мира и эксперт в ИИ, так что нельзя не обращать внимание на его слова. Причём он далеко не единственный, кто высказывается подобным образом – разница лишь в сроках – кто-то говорит о нескольких годах; кто-то - что до момента, когда программистам придётся выстраиваться в очередь на «бирже труда», остались считанные месяцы.

Я с этим мнением солидарен лишь отчасти. Может быть экспертом меня назвать и нельзя, но, как минимум, я активный пользователь нейросетей – постоянно их использую для решения своих рабочих задач, в которые входит и программирование. Более того – периодически нахожу нейросетям новые применения, когда им можно делегировать новый спектр работы.

Разработка с использованием нейросетей (сейчас это называют «вайб-кодинг») – захватывающий опыт. Не нужно вспоминать параметры редкоиспользуемых функций и конструкций языка, не нужно копаться в документации, не нужно писать рутинные вещи. Просто беседуешь с нейросетью, как со старым хорошим другом. Лично я от этого получаю большое удовольствие.

Нейросети очень мощный инструмент, но нужно осознавать ограничения. А это приходит не сразу. Я обычно заранее понимаю, с какой задачей нейросеть справится, а какую лучше разбить на более простые и конкретные подзадачи.

Люди, скептически относящиеся к нейросетям (их называют нейроскептиками) зачастую мало с ними работали, либо имели чрезмерно завышенные ожидания: если ИИ не смог сделать сразу всё, с первой же попытки, то он бесполезен. Согласитесь – не самый взвешенный подход. Вспоминается старенький анекдот про суровых сибирских лесорубов, которым дали японскую бензопилу… в двух словах: они её сломали, пытаясь распилить рельсу – и пошли дальше валить деревья топорами.

Нейроскептики упускают один нюанс. Они оценивают лишь текущее состояние данной технологии, а ведь она стремительно развивается…

Гендиректор Google DeepMind Демис Хассабис недавно сказал, что современные нейросети по IQ уступают домашней кошке. Звучит забавно. Хотя и дискуссионно – мой телефон уверенно обыгрывает меня в шахматы, а кошка, если бы у неё были руки, а не лапки, вероятно, даже не смогла бы правильно расставить фигуры. Но, если вспомнить, что кошка – вершина нескольких миллиардов лет эволюции, а нейросети появились менее 100 лет назад, то становится уже не так смешно – ведь получаются, что ИИ прогрессирует на многие порядки быстрее.

Мой же прогноз заключается в том, что нейросети не заменят полностью программистов, как минимум ближайшие лет 5. Но кардинально трансформируют эту профессию и уменьшит их число.

Приведу небольшую историческую аналогию. В царской России 90% населения были крестьянами. И то каждые несколько лет случался голод. Советская же власть внедрила на селе механизацию: трактора, комбайны. Но нельзя сказать, что машины полностью заменили крестьян и уничтожили эту профессию. Нет, крестьяне есть и сейчас. Но их лишь 5% от населения, причём продовольствие доступно как никогда ранее. То есть производительность каждого человека, занятого в сельском хозяйстве, увеличилась во множество раз.

И труд современного агрария мало похож на деятельность его коллеги вековой давности. Он уже не бредёт с плугом за лошадкой, не машет мотыгой или косой. Теперь это квалифицированный кадр, повелевающий сложными механизмами. Современные труженики села полагаются не на народные приметы, а на точные научные знания и передовые достижения техники.

Причём, процесс уменьшения количества крестьян продолжается. Так, в прошлом году, более 5% пахотной земли в РФ было обработано самоуправляемыми сельскохозяйственными машинам. Автономные комбайны работают на 40% быстрее, т.к. могут выполнять свои задачи и ночью, чем уменьшают потери урожая на 12%. Сельхоз авиация тоже практически исчезла – вместо неё поля обрызгивают пестицидами беспилотники. А скоро и поля перестанут быть нужны – химические процессы, происходящие в растениях, будут воспроизводится на заводах.

Нейросети же, взяв на себя основную работу по написанию кода, увеличат производительность программиста на порядок. Плюс этот код будет содержать меньше ошибок. Соответственно исчезнет потребность в том количестве разрабов, которое мы имеем сейчас.

Сложно поверить, но скорость работы «кожаного» программиста составляет менее 5 строк кода в день. Эта цифра появилась из анализа существующих проектов – количество затраченных программист-дней делилось на объём кода в релизной версии (обе эти цифры вычисляются вполне однозначно). Столь удручающая производительность труда является следствием того, что большую часть времени программисты не пишут код, а исправляют ошибки. Поэтому уже сейчас некоторые компании штрафуют и увольняют программистов, которые не используют нейросети. Ведь нейросети работают не только быстрее, но и допускают меньше багов.

Поэтому мой совет повторяет прошлогодний – если вы уже являетесь состоявшимся специалистом в своей профессии – спешить переквалифицироваться в программиста не стоит.

Профессия программиста лишь со стороны кажется простой. На деле же она приводит к выгоранию, хронической усталости, доходит до проблем со здоровьем. Давление со стороны руководства, сжатые сроки, бессмысленные ритуалы – постоянные спутники программиста. Добавим сюда и необходимость повышать квалификацию, изучать новые технологии, чтобы не «остаться за бортом». По моим наблюдениям многие программисты выглядят старше своих лет – это следствие неизбежного стресса.

А вот что посоветовать молодым людям, лишь выбирающим свой профессиональный путь? Тут я в затруднении – ведь нейросети (и другие формы ИИ) претендуют не только на написание кода. Напротив, сложно придумать, в какой сфере они не приведут к глобальной трансформации. Медицина, образование, юридическое дело – нейросети сейчас везде.

Да и такие профессии как водитель, курьер, кассир – тоже под угрозой. Как думаете: кто одобряет вам выдачу кредита? Кто смотрит изображение с камер, чтобы выписать вам штраф за нарушение ПДД? Кто анализирует ваш рентгеновский снимок? Кто озвучивает ролик в ютубе, который вы смотрите? Кто делает иллюстрации к заметкам, которые вы читаете? Кто изучает фотографии из космоса, чтобы выявить незаконные вырубки леса?

-4

Причём любые попытки ограничить развитие нейросетей обречены на провал. Слишком уж очевидные выгоды они несут. Если одни страны начнут регулировать ИИ, то они отстанут от тех, кто на эти запреты забъёт. Это как попытки ограничить использование арбалетов Папой Иннокентием II на Втором Латеранском соборе в 1139 году. Они имели очень ограниченный и непродолжительный эффект, т.к. военноначальники не хотели отказываться от столь эффективного оружия, повышающего шансы на победу, и всячески игнорировали запрет.

Поэтому молодым людям я посоветую учиться использовать нейросети в учёбе и повседневных занятиях. Благо, получить доступ к ним не составит труда, причём это сделать можно и совершенно бесплатно. Навыки работы с ИИ вам точно понадобятся, кем бы вы ни захотели стать.

А вот изучать программирование стоит лишь в том случае, если вам это действительно интересно. Но никак не из желания получить высокооплачиваемую работу.