Новость о возвращении на российский рынок некоторых зарубежных компаний, холодком пробежала по спинам многих россиян. Она уверенно прозвучала 18 марта 2025 года в Москве на XXXIV Съезде Российского союза промышленников и предпринимателей. Условия такого возвращения озвучены, но малый и средний бизнес «нахмурились». Никто не спорит с тем, что страна должна участвовать в торговом обмене, но поскольку здоровый национальный протекционизм никогда не был свойственен нашим ВЭД-овцам, впору просить «возвращенцев» не спешить, а зарубежье не отменять санкции.
Вспоминать бренды, ушедшие из России по политическим мотивам, – дело экономического блока Правительства. Для нас они скорее – контекст для рассмотрения профессиональных тем. Какой из них ни коснись (развитие, качество, маркетинг и т.д.), везде встречаются «знакомые всё лица».
Невинный фейк
Так, в наших учебных запасниках есть пример на тему лидерства, в котором медийный герой-одиночка бросает вызов компании McDonald's. Предметом критики молодого повара из Англии стало использования американцами гидроксида аммония (в просторечии называемого «розовой слизью»). Эту историю 2003 года СМИ раскрутили так, что до сих пор тут и там появляются паблики вроде «Недавно английских шеф-провар выиграл суд против Макдональдс». Никакого суда не было, однако на интерес к герою со стороны лидерских сообществ это не повлияло, поскольку парень, как говорится, «достоин самого белого пиара».
До середины 20-х Джеймс (Джейми) Оливер был одним из самых популярных британцев в мире: молодой, богатый и обаятельный ведущий колонки в The Times, автор многочисленных кулинарных бестселлеров и владелец сети собственных ресторанов не сходил с экранов. Его шоу на ABC всегда имели высокие рейтинги и как кулинарный стендапер он собирал тысячные залы. В целом прошедшее время к Джейми не применимо, так как взлёты и падения переживала его известность, а не успешность по гамбургскому счёту.
Феномен сверхпопулярности Оливера в его энергии, обаянии и в том, что его кухня не содержит тайн и особенных ритуалов. Он любит готовить, любит кормить и просто любит людей.
Лидерство Джейми
В момента своего случайного появления на британском телевидении в 1999 году Оливер постоянно доказывал (поступками, стилем и методами), что он – «наш человек».
- Перед тем, как позволить себе заниматься искусством, Джейми досконально овладел ремеслом и, как заправский антрополог, изучил «в поле» те кухни мира, до родины которых смог добраться.
- Он запустил тренд на здоровое питание, в лице McDonald’s изрядно потрепал оппонентов и в итоге изменил рацион обедов и завтраков в английских школах. В 28 лет Джейми Оливер получил Орден рыцаря Британской империи из рук Королевы Елизаветы II за выдающийся вклад в сохранение здоровья английской нации.
- Он протянул руку помощи трудным подросткам, предложив им обучение в своём ресторане.
- Зная о личных недостатках и проблемах с обучением, Джейми преодолел страх сцены и показал другим лидерам, что внутренняя тяга к идеалу контрпродуктивна, гораздо важнее оставаться собой. Его выступление на TED в 2010-м я бы не назвала удачным, но тот факт, что полный зал американцев аплодируя встал перед 34-летним англичанином, говорит сам за себя.
- Свою философию он транслировал через собственный журнал и сделал то, что в 2001-м намеревался сделать Олег Тиньков своими пельменями «Дарья» – подарил хозяйкам радость творчества на кухне.
- Наконец, Джейми сыграл в игру под названием «Международный бизнес», прояснив для себя и наблюдателей значение фразы «обучение платное» применительно к учёбе не за партой, а в бою.
Для тех, кто изучают лидерство, оно обычно ассоциируется с призывами к движению вперёд. Однако Оливер возвращает людей назад, к здравому смыслу, к нормальной пище, к простой и необильной еде. Он призывает готовить из свежих продуктов на домашней кухне и хотя его рецепты просты, зачастую известны и успели наскучить, Джейми удалось вдохнуть в них новую жизнь.
Уроки Джейми-бизнесмена
Успехи Оливера за последние 13 лет (мы впервые писали о нём в 2011-м) можно уложить в одно предложение. Международная сеть ресторанов Jamie's italian (в т.ч., силами представителя Ginza Project, по одному заведению в Питере и Москве) успела за это время взлететь, к 2018-му году почти свернуться и к 2025-му закрепить состояние Джейми на отметке в 200 млн. долларов. Завистники часто припоминают ему фиаско ресторанной экспансии. Что ж, неделовым людям бывает трудно объяснить, что сворачивание одного из бизнесов – не поражение, если у тебя есть Дело.
Можно ли мы извлечь уроки из этого фиаско Оливера-бизнесмена? Конечно. Растущий бизнес рано или поздно вынуждает основателей довериться в вопросах управления наёмным менеджерам и консультантам, но лидерским натурам поспешность выхода из операционки до обновления своего понятийного багажа обходится дорого. Именно это Оливер лишний раз и доказал.
- Дробление бизнеса по сферам деятельности удобно с точки зрения финуправления, но не всегда верно.
- Brexit не был для англичан «чёрным лебедем»: снижение курса фунта и, как следствие, значительное удорожание поставок продуктов из Италии было предсказуемо, вопрос – кто у Джейми управляет стратегией? По моему скромному мнению, переход на импортозамещение был ошибкой. Видимо, маркетологи не объяснили шефу, что люди ходят в его рестораны вовсе не «за таким же вкусом, как в Италии», а за «качеством и вкусом продуктов именно из Италии» (обвинение английских продуктовых аналогов в «полном несоответствии» итальянским мне кажется преувеличением).
- Ставить родственников на ключевые посты, требующие высокой гибкости и знаний в управлении изменениями – ошибка. Локация не имеет значения, когда заведение обладает манкой уникальностью, но когда её нет, главное для ресторана – location, location and location again.
Как видим, всё это предпринимательские ошибки, что в целом характерно для ресторанного дела. Руководителями повара становятся редко. Если бы с помощью управленцев от food industry сеть ресторанов Оливера только цвела и расширялась, это было бы странным чудом, а не закономерностью. То есть, самому Джейми – десять из десяти за то, что он рискнул сыграть в бизнес, пусть кто-то и называет это неудачей. Как социальный предприниматель он намного успешнее, и ему нет равных среди авторитетов и любителей здоровой домашней кухни. Но... «откуда что взялось»? Может, у родителей Джейми есть какие-то педагогические секреты?
Как воспитать лидера
Тревор и Салли Оливеры были владельцами трактира в маленькой деревушке Клаверинг в Эссексе – обычная британская семья. Маленький Джейми (он родился 27 мая 1975 года) ходил с дедом на рынок, слушал деловые разговоры взрослых и, как и его сестра Анна-Мари, практически рос на кухне. С 8 лет он сначала чистил овощи, потом ему доверили салаты, дальше-больше и годам к 16 он уже твёрдо знал, чем хочет заниматься.
Со средней школой не задалось – у Джейми был весь набор диагнозов, названия которых начинаются на «дис». Скажи тогда маме Джейми, что её сын-дислектик впервые дочитает книгу до конца только в 38 лет, она бы тяжело вздохнула. Зато у мальчика было хорошее чувство ритма. Родители не критиковали ни его первый продюсерский опыт, ни игру на ударных в группе Scarlet Division, но давали понять, что соло на кухне ему удаются лучше.
В восприятии россиянина словосочетание «кулинарный техникум» часто имеет иронично-снисходительную коннотацию (спасибо персонажу артиста Геннадия Хазанова). Но последним смеётся тот, кто смеётся вместе с Оливером. В кулинарном училище Westminster Catering College Джейми показал такие успехи, что по окончании его отправили на стажировку во Францию. Видимо, и там всё получилось, поскольку по возвращению в Англию его взял себе в помощники известный лондонский кондитер Антонио Карлуччо. Но наставником Джейми стал не он (как же они важны – появившиеся вовремя педагоги!), а итальянец Дженнаро Контальдо из Neal’s Yard. С тех пор Джейми горячий поклонник итальянской кухни.
Медные трубы
Создатели документалки о лондонских ресторанах заметили Оливера в заведении River Cafe. Фонтанирующего энтузиазмом юношу они не просто не сочли неадекватным, а напротив. После первого же появления Джейми на ВВС ему поступило пять предложений вести собственную кулинарную передачу. В нулевые я пересмотрела все выпуски шоу «Голый повар» (где он обнажает секреты своей кухни) и понимаю, почему этот телевизионный суперхит получил премию Британской академии кино и телеискусств (BAFTA). До сих пор, когда кто-нибудь из моих знакомых впадает в уныние, я советую ему «лекарство» – переведённый у нас сериал «Жить вкусно с Джейми Оливером».
В 2000 году двоечник, который с трудом писал и мог читать только короткие тексты, издал свою первую книгу, запустил шоу Pukka Tukka на Channel 4 и подписал рекламный контракт с сетью супермаркетов Sainsbury’s на почти 1,5 миллиона фунтов в год. А ещё он открыл Fifteen, куда пригласил пятнадцать подростков из неблагополучных семей. За год они должны были стать настоящими поварами и получить работу в ресторане. Задумка удалась, и сегодня у проекта есть несколько филиалов. Все вырученные средства аккумулирует благотворительная организация «Нахальная отбивная», созданная Оливером для того чтобы обучать поварскому делу юношей и девушек из бедных семей.
После получения в июне 2003 года рыцарского ордена от королевы Англии, Джейми решил, что готов начать «крестовый поход» против американской культуры «опасной жратвы». У людей разного типа головокружение от успехов проявляется по-разному, у лидеров оно примерно так и происходит: свою медийность они направляют на изменения.
Экспорт революции... еды
По мнению Джейми, в Британии готовят плохо, с раннего детства малышей приучают есть суррогатную и безвкусную пищу. Оливер решил заняться этой проблемой и запустил шоу «Революция еды от Джейми Оливера». «Революция нужна хотя бы потому, что современные дети не знают, как выглядят овощи; из каких продуктов делают то, что они едят. К тому же, их родители разучились готовить» – говорил Джейми.
В 2005 году правительство Великобритании выделило 280 миллионов фунтов на проект Оливера Jamie’s School Dinners, целью которого было внесение изменений в систему школьного питания. Деньги пошли не только на переоборудование школьных кухонь или переподготовку поваров, но главное – на изменение рациона учащихся. В итоге в нём было значительно снижено содержание быстрых углеводов, жиров и эмульгаторов. Как и следовало ожидать, революционные идеи Джейми понравились не всем. Рекламный контракт с Sainsbury’s был расторгнут.
Ради популяризации своих идей Джеймс исколесил всю Европу на старом авто с прицепом. Зритель его видео-дневника наблюдает как миллионер, одетый как студент, танцует у плиты и приглашает знатоков местной кухни готовить вместе с ним на открытых рынках. Он становится своим среди грузчиков и рыбаков, музыкантов и уличных мальчишек. И это без знания иностранных языков. По мнению Джейми, кулинария – это особый язык, на котором каждый народ говорит весьма красноречиво. (С социологической точки зрения это любопытная идея, вот почему мы в Kinsmark в 2013 году открыли исследовательский проект в данной сфере.)
Хоррор о Макдональдсе покоривший мир
Затем Джейми Оливер едет в Америку, чтобы встряхнуть представление о еде у «страны, катящейся в пропасть». Поговорив с поварами в американской школе и выяснив, чем они кормят детей, он буквально плачет на детской площадке: «Я не понимаю, что я тут делаю!» (В том смысле, что разве может один человек изменить столь укоренившуюся культуру ежедневного поглощения «мусорной жратвы».)
Суть претензии Джейми к сети быстрого питания McDonald’s состояла в применении гидроксида аммония для мытья и продления свежести мяса. Это водный раствор аммиака, который замедляет появление в мясопродуктах таких бактерий, как кишечная палочка. Обработанное мясо приобретает розовый цвет, поэтому его часто называют «розовой слизью». Процесс добавления гидроксида аммония считается FDA (Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США) «в целом безопасным» и, таким образом, эта практика не является незаконной на всей территории Соединенных Штатов.
То есть, Оливер не доказал, что гидроксид аммония «непригоден для употребления в пищу», и не выиграл ни одной юридической тяжбы. Но это была блестящая операция Crisis Management, которая принесла свои плоды. Когда в эфир вышел эпизод шоу Food Revolition, в котором был показан процесс применения «розовой слизи», на McDonald's обрушились призывы прекратить безобразие. Под давлением общественности гидроксид аммония перестали использовать в США в 2011-м, а в McDonalds UK его не использовали никогда. Заголовки о суде с участием Джейми вводят легковерных читателей в заблуждение до сих пор.
Я знаю ещё только одного рыцаря, потеснившего McDonald’s на его территории – основателя всемирного Движения Slow Food Карло Петрини. В отличие от Джейми, Петрини приезжал в Россию, а россияне приезжали в итальянский Турин на всемирную ярмарку Slow Food (я делала о ней несколько фото-репортажей для Fb). В той части, что касается борьбы с ожирением, Россия не попала в знаменитый «список Оливера» – перечень стран, перешагнувших точку невозврата, но и нам есть над чем работать.
Оливер воплощает в жизнь то, о чём в своём выступлении на TED в 2009-м говорил Сет Годин (см. ролик). Он создал не идейно-хилое поветрие «за здоровое питание», а настоящее Движение. Выступая на TED в Калифорнии в 2010 году, он обратился к американцам со словами: «Я хочу, чтобы вы помогли создать сильное жизненно важное движение за то, чтобы рассказать каждому ребенку, что такое еда, вдохновить семьи готовить снова, и призывать людей повсюду бороться с тучностью». На сайте конференции это выступление посмотрели более 10 млн человек.
Несмотря на бешеный темп жизни, Джеймс Тревор Оливер отличный семьянин. С бывшей моделью Джульетт Нортон у него пятеро детей (три дочери и двое сыновей). Семья живёт на родине Джейми, в посёлке Клаверинг, в северо-западной части графства Эссекс. В 2015 году на Youtube появился канал Оливера младшего, а в июле 2024 года вышла книга Бадди Оливера «Давай готовить: веселые и простые рецепты для детей из шоу CBBC Cooking Buddies». В 2025 парню исполняется 15 лет. Джейми учит детей не только готовке или доброму отношению к людям, но и патриотизму. Несмотря на длинный перечень того, что Джеймс считает достойным улучшения в своей стране, он не ищет более комфортное место для жизни. Он считает, что дом там, где твои корни и следует принципу «где родился, там и пригодился». Как это по-русски, не правда ли!
Автор: Маркушина Елена Геннадьевна (СПб, elena-markushina.com) – профессиональный директор по развитию организаций, основатель профсообщества Kinsmark.com, эксперт по управлению изменениями, преподаватель менеджмента.
От Редакции
Эта статья написана живым человеком без применения нейросетей, приложений и т.п. В неравной борьбе каналов за читательское внимание, пожалуйста, поддержите нас подпиской и лайком. Это добавит нам положительной мотивации продолжать работу. Вы также можете влиять на редакторскую политику, сообщив в комментариях, о чём в рамках наших тем вы бы хотели прочесть в будущих публикациях.
Подборка ЛИДЕРСТВО
Подборка ГУРУ и АВТОРИТЕТЫ
Подборка КНИГИ и ФИЛЬМЫ