Найти в Дзене
Популярная Библиотека

Самое первое произведение Г. Мартынова, за которое его приняли в Союз Писателей СССР. Повесть «220 дней на звездолете», 1955 год

В 1955 году известный впоследствии советский писатель-фантаст издал первое свое фантастическое произведение – повесть «220 дней на звездолете», благодаря которой он был принят в Союз Писателей СССР, куда в те времена кого попало не принимали. Ясно, что фантастические романы Георгия Мартынова давно уже устарели, но в начале 70-х, когда я открыл для себя этого писателя, третьеклассники наподобие меня и моих читающих книги друзей зачитывались как минимум «Каллисто» и «Каллистянами», «Звездоплавателями» и «Гианэей» так, как не зачитывались даже Стругацкими. Стругацкие тогда вовсю стремились пробиться в «большую литературу», насыщая свои произведения какими-то моральными составляющими, а Георгий Мартынов начал сразу с боевика, хоть и наполненного коммунистической пропагандой, зато отличившегося чисто приключенческой романтикой. Первая повесть Г. Мартынова, которая мне попала в руки, была в «детгизовской» серии «рамка» 1955 года - «220 дней на звездолете». В ней описывается экспедиция на Мар

В 1955 году известный впоследствии советский писатель-фантаст издал первое свое фантастическое произведение – повесть «220 дней на звездолете», благодаря которой он был принят в Союз Писателей СССР, куда в те времена кого попало не принимали.

Г. Мартынов, роман "220 днейна звездолете", 1955 г., изд-во "Детгиз" (г. Ленинград), серия "Библиотека приключений и научной фантастики", тираж 30 000 экз., 216 страниц, иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Тамби и Н. Петровой
Г. Мартынов, роман "220 днейна звездолете", 1955 г., изд-во "Детгиз" (г. Ленинград), серия "Библиотека приключений и научной фантастики", тираж 30 000 экз., 216 страниц, иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Тамби и Н. Петровой

Ясно, что фантастические романы Георгия Мартынова давно уже устарели, но в начале 70-х, когда я открыл для себя этого писателя, третьеклассники наподобие меня и моих читающих книги друзей зачитывались как минимум «Каллисто» и «Каллистянами», «Звездоплавателями» и «Гианэей» так, как не зачитывались даже Стругацкими. Стругацкие тогда вовсю стремились пробиться в «большую литературу», насыщая свои произведения какими-то моральными составляющими, а Георгий Мартынов начал сразу с боевика, хоть и наполненного коммунистической пропагандой, зато отличившегося чисто приключенческой романтикой.

Георгий Сергеевич Мартынов (1906-1983 гг.) в разные годы своей жизни
Георгий Сергеевич Мартынов (1906-1983 гг.) в разные годы своей жизни

Первая повесть Г. Мартынова, которая мне попала в руки, была в «детгизовской» серии «рамка» 1955 года - «220 дней на звездолете». В ней описывается экспедиция на Марс, где советские астронавты встречают не только довольно развитую биологическую жизнь, но и американцев, которые умудрились прилететь на Марс одновременно с советским ракетопланом. Ну, и начинается экшен, достойный Жюля Верна. Для 1972 года это было выдающееся произведение, несмотря на то, что тогда уже появилась масса более серьезных фантастических повестей и романов.

Например, я примерно тогда же прочитал и «Страну багровых туч» А. и Б. Стругацких, и «Астронавтов» Станислава Лема. Это, конечно же, романы крутые, но довольно «тяжелые», потому что в каждый абзац приходилось вникать. А «220 дней на звездолете» - типичная развлекаловка, как хороший детектив или шпионский роман. Правда, недавно я пытался этот космический боевик перечитать, но у меня ничего не получилось – слишком я вырос.

Титульный лист книги Г. Мартынова "220 дней на звездолете", 1955 г.
Титульный лист книги Г. Мартынова "220 дней на звездолете", 1955 г.

Но вместе с тем я сегодня не могу перечитывать и «Страну багровых туч», и «Астронавтов», да и вообще «космическая фантастика» мне давно уже не «заходит». Однако вместо перечитывания я все эти книги изредка пересматриваю, то есть любуюсь иллюстрациями и вспоминаю, какое впечатление они на меня оказывали в детстве.

И воспоминания эти очень живые. Смотрю я на эти рисунки в повести «220 дней на звездолете» и меня посещает ностальгия по тому времени, когда я мог не только картинки смотреть, но и книгу читать. Но хорошо хоть картинки до сих пор вызывают интерес, хотя, если приглядеться, то они такие же «старосветские», как и само повествование.

Читал я на повесть «220 дней на звездолете» много разных отзывов, и множество из них – разгромные. Но писали их люди уже в наше время, причем и книгу читали тоже недавно. А если бы они читали ее в свое время, то не ругали бы ее, а хвалили. Вот и я хвалю эту книгу, вспоминая, сколько положительных эмоций мне доставило тогдашнее чтение. И поэтому мне больше нравятся не злобные выпады в адрес полной безграмотности Г. Мартынова и невыразительности персонажей его романа, а вот такие отзывы:

«…Сейчас, ностальгируя по прекрасной юности, с нежностью берешь том в руки. Ну, и пусть описание планет расходится с современными данными. Автор сознательно шел на это. Ведь гораздо интереснее создать сюжет на планете, которая кишит гадами, чем на безлюдной планете, где цель - выжить. Классических авторов-фантастов отличает простота языка, и ничуть не смущает идеологическая составляющая советского периода. Для начинающих читать звездную фантастику посоветовал бы начать именно с этой книги».

Поэтому я не собираюсь раскрывать сюжет повести «220 дней на звездолете» и обсуждать его литературные ценности. Я только хочу еще раз пролистать эту книгу и полюбоваться иллюстрациями, которые хоть расписаны и не совсем мастерски, но все же выглядят они гораздо лучше, чем тот совсем несмотрибельный авангард с импрессионизмом, которые начали появляться во многих фантастических книгах уже начиная с 70-х.

В заключение хочу добавить вот что.

Несмотря на то, что сегодня повесть Георгия Мартынова «220 дней на звездолете» воспринимается большинством любителей даже старой советской фантастики совершенно негативно, я считаю, что для тех времен это был вполне себе убойный бестселлер. Правда, это было самое первое произведение автора, которому на момент выхода книги было уже почти 50 лет, но зато уже в следующем году Г. Мартынова принимают в Союз Писателей СССР, что в те годы было довольно непросто, и процесс принятия в СП требовал очень серьезных рекомендаций.

То есть Георгий Мартынов, который до этого работал простым инженером на обычном заводе, написал произведение, перед которым не устояли ни его авторитетные рекомендатели, ни бессердечные советские бюрократы.

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Последняя «добрая» книжка А. и Б. Стругацких - повесть «Малыш». Первые иллюстрации к ней в журнале «Аврора» за 1971 год

Первый в истории советской фантастики пародийно-космический шедевр на шпионскую тему – роман Н. Гомолко «Шестой океан», 1961 г.

Биография Ивана Ефремова, рассказанная им самим в 1957 году в журнале «Знание – сила» во время публикации его романа «Туманность Андромеды»

Как выдающийся советский гинеколог создал полновесную авантюрно-фантастическую антиутопию раньше Оруэлла, Хаксли и Замятина

Краткий обзор советской кинофантастики 1950-60-х гг. из раритетного источника