Я не устану повторять и мог бы начинать с этого едва ли не каждую статью: Москва уникальна не просто благодаря своей истории. Она уникальна историями своих горожан. Тех самых, чьи судьбы – как картинки калейдоскопа: детали одни и те же, но узоры каждый раз новые и все неповторимы.
Москва это всегда и в первую очередь – люди.
Сегодня я снова вернусь на Ленинский проспект, в ту его часть, которая долгое время называлась Большой Калужской улицей. Совсем недавно я рассказывал о Первой градской больнице – важном московском памятнике благотворительности и человеколюбия.
И нынешняя заметка будет также о больнице, состоящей более чем из одной части. На этот раз речь зайдет…
…О больнице, основанной представителями двух семейств купцов-староверов
Обе эти фамилии я упоминал уже в своих рассказах. Это и есть поистине тот самый московский калейдоскоп: ты никогда не знаешь, когда и где пересекутся имена и судьбы, какая совершенно новая история переплетется с той, которая тебе давным-давно знакома.
Впрочем, обо всем по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца!
Все это вместе когда-то называлось Больницей для неизлечимо больных с богадельнями имени Ивана и Александры Медведниковых и Александры и Эмилии Рахмановых с двумя домовыми храмами.
В советские годы она превратилась в 5-ю городскую клиническую больницу, недолгое время сразу после революции успев побывать больницей для туберкулезных больных. А начиная с 1990-х стала известна как Центральная клиническая больница Московского Патриархата имени Святителя Алексия, митрополита Московского.
Она уникальна тем, что находится на балансе Русской православной церкви, но лечатся в ней люди со всех регионов России вне зависимости от вероисповедания. Все процедуры, исследования и любое лечение осуществляются за счет благотворительных средств, для самих же пациентов здесь нет платных отделений или услуг.
И сколь уникальна политика этого медицинского учреждения и прекрасен облик его архитектурного ансамбля, столь же замечательна его история, связанная, как я упомянул в самом начале, с двумя фамилиями русских купцов. Первые из них это…
…Выходцы из Иркутска Медведниковы
Староверов, благотворителей и меценатов Ивана Логгиновича Медведникова и его жену Александру Ксенофонтовну я упоминал, рассказывая о гимназии для мальчиков, что была построена на их средства в Староконюшенном переулке.
И тот же самый банкир, историк и археолог, коллежский советник Николай Александрович Цветков, что организовал возникновение гимназии, будучи их душеприказчиком, заказал строительство и этой больницы с богадельней. Он же сделался председателем ее попечительского совета, которым оставался до 1917 года.
Ее постройку в 1902 году заказали талантливому архитектору Сергею Устиновичу Соловьеву, которого я также упоминал буквально на днях.
Больница открыла свои двери в январе 1904 года.
Александра Ксенофонтовна пожертвовала миллион рублей на больницу со 150 кроватями для неизлечимо больных христианского вероисповедания, без различия званий, пола и возраста и триста тысяч на богадельню для 30 стариков и 30 старух.
(9 фото)
Также при больнице следовало открыть церковь, в которой бы вечно осуществлялось поминовение Медведниковых. Что и сделали, посвятив домовый храм иконе Божией Матери Козельщанской (сегодня это храм в честь Святителя Алексия, митрополита Московского).
(9 фото)
К слову сказать, всего Александра Ксенофонтовна завещала на содержание монастырей и храмов, гимназий и лечебниц более пяти миллионов рублей, что составляло две трети всего ее капитала.
Для постройки Сергей Соловьев избрал неорусский стиль с элементами ростовского зодчества. И богадельню, и больницу обустроили по последнему слову техники начала двадцатого века. Оборудовали электричеством, водопроводом, канализацией и паровым отоплением.
В здании богадельни устроили еще одну церковь, которую посвятили Тихвинской иконе.
(9 фото)
Интерьеры, внутренне убранство и росписи храмов исполнили иконописцы Павел Павлович и Николай Павлович Пашковы.
(9 фото Тихвинского храма)
Керамику для оформления церквей и здания богадельни изготовил Савва Иванович Мамонтов.
(5 фото)
Надо сказать, что и место для строительства было выбрано прекрасное:
«Местоположение богадельни и больницы имени Медведниковых в гигиеническом отношении не оставляет желать лучшего: они построены на высоком месте на окраине города, вдали от городской пыли и духоты»
(Из книги «Городские учреждения Москвы, основанные на пожертвования и капиталы, пожертвованные московскому городскому общественному управлению в течение 1863–1904 гг.»)
В больнице были весьма просторные палаты на восемь человек, двухместные и одноместные, с четырехметровыми потолками и широкими окнами для регулярного проветривания. На заднем дворе выстроили еще несколько зданий, в которых разместились кухня, прачечная, ледник и другие службы.
Отдельный корпус (нынешний дом 27, строение 2) отвели под квартиры врачей, священника и всего персонала.
(4 фото)
Территорию окружили замечательным садом для оздоровительных прогулок и обнесли оградой.
Сюда принимали хронических больных, постоянно живущих в Москве, а таковыми признавались все, кто прожил в городе не менее двух лет. Каждый пациент обеспечивался бесплатной едой и больничной одеждой. Вскоре при больнице открылось благотворительное общество, занятое вспоможением одиноким больным и престарелым людям. Имелась даже своя маленькая школа для пациентов-детей.
А по прошествии нескольких лет на Большой Калужской улице…
…Появился еще один корпус
И тоже благодаря исполнению духовного завещания, правда, на этот раз двух родных сестер, Александры Карповны и Эмилии Карповны Рахмановых.
Их желанием было построить богадельню для калек и неизлечимо больных людей. И таковую после их кончины основала на оставленные ими средства третья их сестра, Агния Карповна Рахманова.
Помимо множества своих благодеяний, купцы староверы Рахмановы памятны по знаменитому «хлебному» дому на Покровке
и двум домам в Немецкой слободе.
То были известные благотворители и меценаты. Любопытно, что даже фамилия их происходила от мусульманского имени Рахман, что с арабского переводится как «милосердный, сострадательный».
Автором проекта еще одного корпуса, в 1908-1909 годах пристроенного к Тихвинской церкви, с отдельным входом в левой части, стал все тот же академик архитектуры Сергей Устинович Соловьев.
(5 фото)
Больницу и богадельню имени Медведниковых закрыли в 1918 году, устроив в них туберкулезный диспансер. Храм иконы Божией Матери Козельщанской и Тихвинскую церковь упразднили в 1923-м, тогда же закрыли и богадельню для калек и неизлечимых больных имени сестер Рахмановых.
Позднее весь комплекс переименовали в ГКБ №5, а в 1993 году передали Русской православной церкви, и он стал Центральной клинической больницей имени Святителя Алексия на 290 коек.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Вы можете оказать посильную помощь развитию канала, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!