После последних статей с советской архаикой многие комментаторы стали меня спрашивать, почему я показываю только всякую нищету.
Но я не показываю нищету специально. Просто почему-то традиционную одежду и старинные инструменты, а также архаичные средства передвижения часто оценивают именно так. Ну и бедности в деревнях тоже хватало, мне что, скрывать это надо?)
Дело в том, что мне интересны сохранившиеся старинные традиции в советской деревне. В 50-е и 60-е годы люди даже дореволюционную одежду могли продолжать носить (не обязательно ту самую, но шили ее еще по старинным лекалам, как те же поневы, завески, и т.п.).
Но я сама, кстати, считаю, что традиционное советские жители сел могли носить вовсе не из-за нищеты, а из-за рациональности и приверженности старине (ну, не могут люди сразу отказаться от того, чем деревня жила веками; не вижу в этом ничего плохого). Даже сейчас в нашем селе пользуются архаичными деревянными санями, порой; очень даже хорошие сани.
Читатели же нередко возмущаются: "мы сами в советские времена очень хорошо одевались, в туфельки, крепдешиновые платья, и все такое прочее".
Прислушавшись к критике, покажу также советских селян в современной на время съемки одежде. Чтобы не казалось, что люди одну только архаику носили.
Вот, например, эти люди сняты в Ленинградской области, Лодейнопольском районе, деревне Тервеничи. 1960 год. Автор Бабаянц Галина Николаевна. Источник фотографий: Российский Этнографический музей.
Одеты вполне современно для 60-х годов. Никаких сарафанов и лаптей.
Вот еще люди из соседней деревни этого же сельского поселения (Алеховского). Думаю, примерно эти же годы. На заднем плане школа (видимо, перешла от местного раскулаченного богача).
В быту колхозники этого сельского поселения одевались вот так, скорее всего тут уже 70-е:
Дома при этом в деревне, где живут вот так одетые люди, могли быть и такими. На крышах, кстати, в 60-е годы пока еще не шифер, а традиционная дранка; как и до революции.
А тут традиционный тёс.
Уже в 60-е хватает забросов.
Кстати, говорят, что деревня стала разрушаться в 90-е. Если бы не знала, что это "самое развитое советское время", то есть 60-е, подумала бы, что это современная умирающая деревня.
Стало интересно почитать об этой деревне. В 1910 году там жил всего 21 человек. В 1961 году ее население составляло 238 человек.
К 90-м годам ее население, что интересно, подросло до 374 человек. По недавней переписи в 1917 году там жило 283 человека. В общем, во второй половине ХХ века все стабильно.
Дальше покажу еще немного видов этой деревни в Ленинградской области 60-х годов. Хоть что говорите, не похоже это поселение на зажиточное. Но люди на фото, что я показала выше, неплохо одеты, это да.
Все дома похожи на заброшенные? Ну, можно подумать, что фотограф только забросы и снимала. Только откуда столько забросов в деревне 60-х годов, население которой за ХХ век только росло? С 21 человека в 1910 году до 238 в 1961.
Так что лично мне не понятно, как одежда с зажиточностью связана.
Почему многих сейчас так возмущает традиционная или затрапезная одежда на старых советских фото, которые я показываю?
Ну, у кого-то может и лапти на фото надеты, а дом будет крепким, ровным, "полной чашей", с полным комплектом сельскохозяйственных животных во дворе. Может на женщинах традиционная понёва надета и завеска, но при этом где-то у озера лодка с хорошим мотором, а в сарае снегоход, к примеру.
А другая в шляпе и платье, а живет вот как-то совсем не богато. Может только одеждой и может как-то похвалиться.
Но я понимаю обиду от того, что видишь бедность на советских фото. Мне самой обидно, что многие люди жили так не богато. Но это фотографии из этнографического музея, вполне себе реальные документы времени.
Хотя, конечно, можно думать, что это специально отобранный мной фейк, запретить я так думать не могу)
А что касается деревни Тервеничи в наше время. Сейчас там появился вот такой красивый женский монастырь. Год основания 1991, действующий. Вероятно, не в последнюю очередь благодаря этой достопримечательности, жизнь в деревне поддерживается.
А также вот такая часовня 2008 года постройки, каменная, действующая.
И еще также церкви 1861 года, 2003 года, и несколько других современных часовен. Показывать уж их не буду, но там похоже целый комплекс современных достопримечательностей.