Это продолжение разбора общих принципов работы лазерного принтера и МФУ. Начало с описанием видов захвата бумаги и типовых проблем можно найти тут.
А чек-лист, по образцу которого я рекомендую проводить диагностику, — тут.
Итак, наш аппарат получил данные, которые надо напечатать, лист без проблем вышел из лотка для бумаги. Дальше он на нём должно сформироваться незакреплённое изображение.
Незакреплённое, означает, что оно на листе есть но его можно стереть (да, я понимаю, что это очевидно из названия).
Для этого должно произойти несколько вещей:
- Аппарат должен понять, когда начинать процесс формирования изображения.
- Аппарат должен сформировать изображение.
- Аппарат должен перенести изображение на лист.
- Дальше лист идёт в термоузел для закрепления.
Тут будет не только про картридж или драм-юниты с блоком проявки, но и, совсем немного, коснёмся датчиков.
Фотобарабан, ролик заряда, вал проявки, вал переноса — все круглые. Поэтому нужно правильно рассчитать время, когда начинать формировать заряды и прочее. Для этого используются датчик регистрации.
Ведь качественный отпечаток — это не только отсутствие лишних чёрных или белых полос. Важно также, чтобы не было перекосов, чтобы печать начиналась в нужный момент, чтобы были соблюдены правильные поля, а изображение не растягивалось и не сжималось.
Сразу сделаю оговорку. Я намеренно не буду тут указывать полярность зарядов. Во-первых для объяснения процесса это не имеет значения, а во вторых в разных аппаратах могут использоваться разные полярности. Но на картинках обозначения потенциалов будут. Так понятнее.
И здесь я не буду описывать, в чём разница между одно- и двухкомпонентными системами.
Также не буду говорить про магнитные и немагнитные тонера и про положительно- и отрицательно-заряженные фотобарабаны (ну, может совсем чуть-чуть).
Это всё важно для диагностики какого-то конкретного аппарата.
А для общего понимания процесса - нет.
В целом процесс выглядит так:
1. Произошёл захват бумаги.
2. Бумага идёт по тракту.
3. Срабатывает датчик регистрации.
В некоторых случаях перед датчиком регистрации есть ещё один. Его называют датчик предрегистрации, датчик прохода бумаги, датчик предварительной подачи. Суть не в этом, а в его задаче — проверить, всё ли в порядке и соответствует таймингам (время, через которое происходят нужные события). Т. к. чем быстрее аппарат, тем важнее для него тайминги. И для правильного формирования изображения, и чтобы замятий не было. Здесь про работу датчиков не буду рассказывать. Во-первых, у каждой модели есть индивидуальные особенности, тайминги и правила, а во-вторых, это относится больше к диагностике замятий, а не к формированию изображения.
4. Формирование скрытого изображения.
Во время этого этапа на фотобарабане формируется так называемое скрытое изображение.
Представим себе лист, на котором бесцветным клеем нарисовали звезду. Вроде и нарисовали её, и как должна выглядеть, знаете, но её не видно. Т.е. изображение есть, но от глаз пока скрыто.
Состоит из двух этапов.
· Первичный заряд.
На ролик (или коротрон) заряда подаётся постоянное напряжение, равное заряду тонера. Ролик (или коротрон) заряда равномерно заряжает фотобарабан. Т. е. заряжаются те места, где изображения не будет. Изначально нигде на фотобарабане изображения нет. По законам электростатики тонер от этих мест будет отталкиваться.
· Экспонирование.
Лазер или светодиодная линейка светят на те места фотобарабана, где должно быть изображение. Свет нейтрализует заряд от ролика (или коротрона) заряда. Там, где отрицательный заряд был нейтрализован, формируется электростатическое скрытое изображение.
5. Проявка (Developing).
Лирическое отступление. В русскоязычной сфере обслуживания печатной техники слово «девелопер» используется часто. И тут важно понимать. Проявка (developer) есть в любом лазерном аппарате. А порошок «девелопер» — нет. Поэтому, если где-то перевели «блок девелопера», то это ещё не значит, что там есть порошок, который называется «девелопер». И да, на английском он пишется так же.
Тонер приобретает тот же заряд, что и ролик (или коротрон) заряда. Заряжается тонер благодаря трению частиц друг об друга (немагнитный тонер), трению об носитель (тоже немагнитный тонер, но в двухкомпонентных системах) и/или трению которое возникает при вращении вала проявки (или магнитного вала), который «трёт» тонер об дозирующее лезвие (магнитный тонер). Тонер, согласно законам электростатики, притягивается к скрытому изображению на поверхности фотобарабана.
Вспомним про лист с клеем из пункта 4. Вот есть у нас нарисованная звезда, но мы её не видим. Но знаем, что она есть. И если мы прислоним наш лист к саже всей плоскостью, то, когда его поднимем, сажа останется только на тех местах, где был клей. Наше скрытое изображение проявилось.\
6. Перенос изображения.
На этом этапе изображение с фотобарабана переносится на лист.
· Перенос изображения.
На ролик (или коротрон) переноса подаётся постоянное напряжение, противоположное заряду тонера.
Фотобарабан проворачивается, и сформировавшееся на нём изображение совмещается с валом (или коротроном) переноса. А между ними как раз находится лист. Все датчики от лотка до фотобарабана нужны как раз для того, чтобы лист оказался под фотобарабаном в нужный момент.
Вал (или коротрон) переноса заряжает лист зарядом, противоположным заряду тонера. И тонер под действием электростатики переносится на лист.
· Разделение.
Мы же помним, что заряды разные. Значит, лист должен «прилипать» к фотобарабану. И, по сути, так и происходит. Отделяется лист от фотобарабана только благодаря своим физическим качествам (упругость, кривизна). А после ролика (коротрона) переноса всегда идёт какой-то статический нейтрализатор (как правило, это щётка) для снятия статического напряжения.
Поэтому качество бумаги — это важный момент. Если будет 60 гр. вместо 80 гр., или вес будет правильный, но достигнут непонятными примесями, а не целлюлозой — легко получите замятия, т. к. лист будет изгибаться там, где не должен, нарушатся тайминги, лист войдёт в термоузел не под тем углом и т. д. и т. п.
7. Очистка фотобарабана (Drum cleaning).
Остаточный (отработанный) тонер удаляется с поверхности фотобарабана. Думаю, понятно зачем.
· Очистка фотобарабана.
Ракель (лезвие очистки) удаляет с фотобарабана тонер, который не перешёл на лист.
Ракель (лезвие очистки), как правило, изготавливается из эластичного полиуретана. Сам материал мягкий, плюс изначально покрыт тальком (а в будущем избыточному трению препятствует тонер), что позволяет удалять остатки тонера, не повреждая поверхность фотобарабана (ну, повреждая, но цель всех производителей — минимизировать этот эффект).
После этого остаточный (отработанный) тонер попадает в бункер для отработанного тонера.
Он может быть как частью картриджа, так и отдельным блоком, куда тонер доставляется системой шнеков.
· Снятие заряда с фотобарабана.
После переноса изображения на фотобарабане остаётся заряд от предыдущего изображения. Чтобы это не повлияло на качество следующего отпечатка, остаточный заряд устраняется с поверхности фотобарабана.
Существует два способа удаления остаточного заряда:
1. На поверхность фотобарабана направляется луч света (либо от лазера, либо от светодиодной линейки, которая используется вместо него). В таком фотобарабан делает дополнительный оборот, во время которого и происходит снятие заряда.
2. Для снятия заряда используется специальная светодиодная линейка. В этом случае не требуется дополнительного оборота фотобарабана, что сильно увеличивает его ресурс.
8. И дальше в печку.
Возможные проблемы.
Давайте поймём один важный момент. Нет никакой разницы, картридж у вас за 700 рублей или блок проявки с драм-юнитом общей стоимостью 70 тысяч рублей. Логика везде одинаковая. Поэтому я настойчиво рекомендую всем, кто хочет быть хорошим сервис-инженером, сначала научиться хорошо заправлять картриджи. Не просто тонер в тубу засыпать, а перебрать несколько полноценных картриджей (хотя бы Q2612A).
И да, будут перечислены самые типовые проблемы. Все возможные варианты я точно не смогу перечислить, да и нет такой цели. Понимание сути процесса поможет разобраться в любой проблеме.
1. Белый лист.
Тут 3 варианта.
- Тонер не поступает на вал проявки.
Проверяем шнеки и мешалки в картридже или блоке проявки.
Проверяем контакты на вал проявки и дозирующее лезвие. Может быть проблема либо с напряжением, либо с заземлением.
- Тонер не переходит на фотобарабан.
Проверяем контакты на фотобарабан. Может быть проблема либо с напряжением, либо с заземлением.
- Тонер не переходит на лист.
Проверяем контакты на валу (или коротроне) переноса. Может быть проблема либо с напряжением, либо с заземлением.
2. Чёрный лист.
Чёрный лист может дать только вал (или коротрон) заряда. Потому что его задача — зарядить те участки фотобарабана, где изображения не будет. А если весь лист чёрный, значит, фотобарабан везде разряжен.
Проверяем контакты на вал (или коротрон) заряда. Может быть проблема либо с напряжением, либо с заземлением.
3. Белые полосы.
Тут, как правило, два варианта.
- На валу проявки есть часть, где нет тонера.
Проверяем дозирующее лезвие. Могло загрязниться.
Проверяем наличие тонера в картридже или блоке проявки.
- Лазер (или светодиодная линейка) не засвечивают нужный участок.
Проверяем полигональное зеркало, призмы и прочее. Надо быть очень осторожными, и, если нет уверенности, то не лезьте в лазер.
Если используется линейка, то её проверить гораздо проще.
4. Чёрные полосы.
Чёрные полосы при печати могут дать только вал (или коротрон) заряда или фотобарабан.
- С валом заряда всё просто. Так как он должен плотно прилегать к фотобарабану, чтобы передать заряд, значит, в каких-то местах этого не происходит. Виной может быть либо деформация вала заряда, либо полосы или пятна на его покрытии (которые будут мешать передавать заряд).
Если есть новый вал заряда — меняем. Если нет — чистим, едем за новым и меняем. Чистки надолго не хватит. А постоянно ездить и протирать изношенную деталь не очень профессионально.
- С коротроном заряда чуть сложнее. Может быть грязная или повреждена нитка или сетки коротрона. Также многие сетки со временем ржавеют.
Тут тоже лучше поменять на новый. Но может помочь чистка сетки и нитки. Важно. Чистку проводить только ватной палочкой (или мягкой тряпкой) со спиртом. Никаких надфилей и ножей. Что у нитки, что у сетки есть покрытие. И когда его сотрёте, грязь будет налипать очень быстро.
- Если виновник фотобарабан, то тут только замена. Т.к. черные полосы от барабана означают нарушение фотослоя. Вы его никка не восстановите.
5. Принтер или МФУ начинает печатать раньше или позже необходимого.
Проблема в датчике регистрации, ролике регистрации, направляющих майларовых пластинах. Вообще в этом случае должно отображаться замятие, но на часто простых аппаратах такая индикация не предусмотрена.
Решение этой проблемы не относится напрямую к формированию изображения.
6. Принтер или МФУ растягивает или сжимает изображение.
Скорее всего, некорректно вращается фотобарабан.
Либо не тот размер шестерни на фотобарабане (бывает, как ни странно), либо проблема в редукторе.
Изредка бывает, что шестерни блока проявки или картриджа повреждены и проскакивают при вращении.
7. Кляксы на листе в разных местах.
Под валом проявки есть майларовая пластина. Называют ещё лезвие подбора. Нужна она для того, чтобы удерживать тонер в блоке проявки.
Если аппарат с отдельным блоком проявки и двухкомпонентным тонером, то часто добавляется ещё одна пластина. Суть в том, что двухкомпонентный тонер и при износе девелопера начинает «пылить». И чтобы лишний тонер не попадал на лист, нужна эта майларовая пластина. А если девелопер свой ресурс не отработал, то самое время задуматься надо тем, какой тонер используется на аппарате. Скорее всего, качество тонера так себе.
Что можно сделать. Если майларовая пластина повреждена — поменять. Если нет — убрать то, что просыпалось, и сменить тонер.
8. На листе появляются хаотичные точки.
Тут виноват будут либо блок проявки, либо фотобарабан.
- Если виной блок проявки, то причина та же, что и в пункте 7. Так что повторять это всё я не буду.
- Бывает, с первого раза неочевидная проблема — фотобарабан. Как правило, в этом случае он выглядит поработавшим, но ещё нормальным, и визуально точки на нём не найти.
Так что тут надо найти период. Фотобарабан у нас круглый. И все дефекты от него будут повторяться. Иногда период найти сложно, но он там точно есть.
Важный момент. Именно коротрон, не вал. Это разные вещи и работают они по-разному, несмотря на то, что "итог" их работы одинаковый.
По сути проблема та же, что в пунтке 4. Чёрные полосы. При нарушении покрытия нитки и/или сетки заряд, который передаёт коротрон, не всегда стабилен. Как следствие даёт хаотичные точки без какого-либо периода.
Помним, заряд должен равномерно «распределяться» по фотобарабану. Именно в этом главный минус коротронов заряда — любая грязь или налёт сильно влияют на качество. Поэтому сейчас от них отказываются. Плюс они считаются менее экологичными, т. к. озон и всё такое.
9. Повтор изображения.
Как правило с периодом фотобарабана.
Но виноват не фотобарабан, а вал (или коротрон заряда). В следствии износа или повреждения фотобарабан недостаточно заряжается и изображение с прошлого цикла не до конца "стирается" с фотобарабана.
- Если снятие заряда с фотобарабана осуществляется лазером, то такая проблема может встретится.
- Если снятие заряда с фотобарабана осуществляется с помощью светодиодной линейки, то акая проблема может встретится в случае неисправности самой линейки.
В целом, по формированию изображения всё. Добавлю только, что описание дефектов работает только в том случае, если вы точно выяснили, что виновник находится в районе картриджа (или драм-юнита).
Проверяется это с помощью стоп-теста. Запускаете не печать задание и, когда лист должен пройти картридж, но не дойти до термоузла, открываете крышку. Все процессы останавливаются и вы можете посмотреть на лист и увидеть на нём незакреплённое изображение. Если не нём есть дефекты - решаем проблему с картриджем, драм-юнитом, блоком проявки. Если изображение без дефектов, значит виноват термоузел. Но это уже другая история.
_______________________________________________________________________________________
Если есть какие-то вопросы, дополнения и пожелания — прошу в комментарии. Я никогда не против внести разумные исправления.
Может я где-то не правильно или не полностью объяснил.
_______________________________________________________________________________________
А если у вас есть какой-то вопрос (по неисправностям, объяснить как что-то работает, вопросы по сотрудничеству или что-то другое) , то его можно задать мне заполнив форму.