В этой статье я уже касался диагностики техники. Вернее того, что большинство инженеров делают поверхностную диагностику. Т. е. из-за недостатка теоретических знаний они опираются только на свой практический опыт. Практика — это хорошо. Но самую качественную (и быструю) диагностику можно сделать, только совмещая свои теоретические и практические знания. Практический опыт придёт, а вот заняться теорией (будем честными) большинство инженеров ленится.
Поэтому я решил написать несколько статей по общим принципам работы узлов в оргтехнике. Потому что, понимая, как работает каждый узел, будет гораздо проще сделать диагностику.
Важный момент. Здесь будут даны только общие принципы работы. Для действительно точной диагностики надо изучать принцип работы узла в сервисной документации.
Итак, начнём.
Я уже писал статью с чек-листом, который я рекомендую использовать при диагностике. Повторюсь здесь: это мой чек-лист. Вы себе можете сделать другой, но общая суть будет такой же — идём по порядку по всем узлам.
Поскольку писать собираюсь именно о том, как печатает принтер, я не буду касаться передачи данных с компьютера или сканирования, неисправности плат, ошибок, которые мешают выйти в готовность и т. п. Эти вещи надо рассматривать для каждого аппарата индивидуально, а тут я разбираю общую информацию. Т. е. мы предполагаем, что задание до принтера «дошло», обработалось, все шестерёнки закрутились, бумага в лотке есть и начался процесс печати.
И первое это узел захвата бумаги.
Всего в печатающей технике использовалось несколько типа захвата и отделения бумаги:
- Полукруглые ролики с угловыми отделителями.
- Ролик захвата бумаги и тормозная площадка.
- Ролик подхвата и ролик протяжки с тормозной площадкой.
- Ролик подхвата, ролик протяжки и ролик отделения с однопроходной муфтой.
- Ролик подхвата, ролик протяжки и ролик отделения с полным приводом.
Полукруглые ролики с угловыми отделителями.
Такой навряд ли сейчас где-то встретите. В основном использовался на старой, ещё аналоговой технике. Поэтому пара слов чисто для порядка.
Бумагу из лотка захватывают ролики в виде полукруга (или называют ещё D-образные ролики), которых 2 или 4 штуки. Использовались в основном на старых аналоговых копировальных аппаратах (заметьте, ещё даже не МФУ. Они могли только копировать). Бумага отделялась с помощью ограничителей-«лапок» по бокам. Система крайне кривая, потому что эти «лапки» должны были быть под определённым углом (а они постоянно изгибались), пружины должны были толкать поддон с определённой силой (если слабее — берёт несколько листов, если сильнее — вообще не берёт).
Принцип работы. Аппарат выходит в готовность, редуктор вращается. На оси роликов захвата, со стороны редуктора, находится двойная шестерня с выемкой и пружиной внутри. К шестерне прислоняется лапка соленоида захвата. Как только требуется произвести захват бумаги, электромагнит срабатывает, лапка прижимается к соленоиду, пружина смещает одну из половинок шестерни, в итоге зубчики становятся по всему диаметру и редуктор проворачивает ось, а с ней и ролики захвата.
Ролики цепляют лист, выдавливают его края из-под лапок, и он идёт дальше в тракт прохода бумаги, где отрабатывает датчик регистрации, и начинается процесс печати. А пружины лотка поднимают металлический поддон, и следующий лист готов к печати (главное, чтобы он за «лапки» не вышел, а то будет замятие).
Основные минусы такой системы:
- Ненадёжность. Непонятно сколько проработает до появления проблем.
- Невозможность быстрой печати. Я думаю, понятно, что при такой системе при быстрой печати замятия будут очень частые.
- Не совсем очевидная проблема для пользователя. Чтобы устранить проблему быстро, у инженера должен быть опыт устранения таких проблем. Там буквально кончиками пальцев требовалось определять прижим. Причём на каждой модели свой.
Из плюсов, пожалуй, только почти вечные ролики захвата. За всё время менял их буквально пару раз. Самые частые проблемы устраняются руками, без запчастей (как и процентов 70 проблем на аналоговых аппаратах).
В общем так себе вариант. Поэтому от него и отказались.
Ролик захвата бумаги и тормозная площадкой.
По сути, это следующий шаг. Бумагу захватывает ролик (кстати, тоже D-образный, но уже один), а с помощью тормозной (фрикционной, отделения) площадки задаётся расстояние, чтобы из лотка мог выйти только один лист.
Система чуть более надёжная, позволяет смело печатать листов 20–30 в минуту без каких-то проблем. Довольно большой ресурс как ролика захвата, так и тормозной площадки.
Эта система была очень удачной, использовалась, наверное, у всех производителей, кроме Lexmark (это особые ребята, с особым отношением к производству принтеров). Сейчас практически никем уже не используется, разве что в обходные лотки ставят, т. к. там и нагрузка меньше, и тип бумаги нестандартный, да и угол, под которым подаётся лист, очень удобный для такой системы.
Принцип работы почти такой же, как и в предыдущем варианте. Аппарат выходит в готовность, редуктор вращается. На оси роликов захвата, со стороны редуктора, находится двойная шестерня с выемкой и пружиной внутри (см. фото к предыдущему разделу). К шестерне прислоняется лапка соленоида захвата. Как только требуется произвести захват бумаги, электромагнит срабатывает, лапка прижимается к соленоиду, пружина смещает одну из половинок шестерни, в итоге зубчики становятся по всему диаметру и редуктор проворачивает ось, а с ней и ролик захвата. Ролики цепляют лист, бумага в лотке лежит так, что все листы «упираются» в тормозную площадку, кроме верхнего. Лист идёт дальше в тракт прохода бумаги, где отрабатывает датчик регистрации и начинается процесс печати. А пружины лотка поднимают металлический поддон, и следующий лист готов к печати.
Из минусов:
- Ограничение по скорости печати. Так, по памяти, не вспомню модели, которые печатали бы быстрее 30 стр/мин. Те же HP LJ p3005 и HP LJ p3015. Но на них что ролики, что площадки ходили уже не так долго, как на, например, HP LJ p2015 или HP LJ M401.
- Иногда проблема проявлялась нестандартным образом. Например, лист мог без проблем забираться (и один), но идти чуть криво. И был небольшой перекос изображения. Редко кто начинал диагностику с тормозной площадки. Или аппарат мог взять 5–7 листов и потом их требовалось выковыривать выковыривать из тракта.
- Очень большая сложность с совместимыми тормозными площадками. Вот не встречал я нормально работающих совместимых площадок. Вернее, вообще не встречал работающих. Самое забавное, что на всех совместимых площадках какая-то не та резина. Не берёт с ней бумагу, и хоть тресни. При этом, если взять резину от от старой автомобильной камеры, вырезать и наклеить, работает без проблем. Не очень понятно, что там за проблема у китайцев с подбором резины.
Из плюсов:
- Довольно большой ресурс. Ролики ходили тысяч по 50, площадки 80-100 (в зависимости от бумаги).
- Очень низкая цена. Прям очень. Настолько, что почти ничего не экономишь, покупая совместимые. Что ролики, что площадки. Для большинства людей было проще поставить оригинальный ролик и площадку.
- Возможность ремонта без запчастей. Часто выручало. Ролик на оси можно было провернуть, и, если делать это грамотно, то продлить срок службы в 3 раза. Площадку можно было один раз переклеить другой стороной. Не так хорошо решало проблему, но, как временная мера, вполне работало.
Вариант хороший всем, кроме скорости. Слишком большой оборот оси, если увеличить скорость вращения, может не успеть отработать соленоид.
Ролик подхвата и ролик протяжки с тормозной площадкой.
Такой переходный вариант. Используется круглые ролик подхвата, ролик протяжки и площадка отделения. Для вращения роликов, в отличие от предыдущего варианта, используется электромагнитная муфта.
Электромагнитная муфта состоит из шестерни, которая одета на электромагнит, внутрь шестерни входит ось, на которой находится ролик подхвата. Шестерня находится в постоянном зацеплении с редуктором и постоянно вращается. В момент захвата срабатывает электромагнит, ось магнитится к муфте и начинает вращаться. Ролик подхвата цепляет бумагу и протягивает её до ролика протяжки и площадки отделения. Бумага в лотке лежит так, что все листы «упираются» в тормозную площадку, кроме верхнего. Лист идёт дальше в тракт прохода бумаги, где отрабатывает датчик регистрации и начинается процесс печати.
Используется такой вариант крайне редко, сейчас можно встретить на некоторых обходных лотках.
Ролик подхвата, ролик протяжки и ролик отделения с однопроходной муфтой.
Это самый популярный способ на данный момент (весна 2025 года). Используется 3 ролика: ролик подхвата, ролик протяжки и ролик отделения.
Я специально здесь и в предыдущем варианте по-разному называю ролик, который забирает бумагу из лотка. Да, суть у них одинаковая. Но чтобы сразу понимать, о какой системе идёт разговор, я называю их по-разному. Это такая же выработка привычки думать в нужном направлении, как и в истории с чек-листом. Ну или считайте моим личным загоном).
Принцип работы уже сильно отличается от предыдущих. Он стал сложнее, более требовательным к качеству и состоянию роликов, к запылённости аппарата, к бумаге и прочему. Зато можно увеличить скорость до 60 стр/мин. Больше тоже можно. Есть и 80 стр/мин, которые печатают на роликах. Но там, скорее всего, уже будут ролики с полным приводом (про них ниже). И изнашиваться они будут очень быстро. По-хорошему на аппаратах такого класса используется вакуумная подача, но её я в этой статье рассматривать не буду. Это совсем уникальная история, и оставим её тем единицам инженеров, которые с этими аппаратами работают. К тому же я уверен, что они принцип работы объяснят лучше меня, если понадобиться).
Итак. В большинстве вариаций для захвата используется электромагнитная муфта. Электромагнитная муфта состоит из шестерни, которая одета на электромагнит, внутрь шестерни входит ось, на которой находится ролик подхвата. Шестерня находится в постоянном зацеплении с редуктором и постоянно вращается. В момент захвата срабатывает электромагнит, ось магнитится к муфте и начинает вращаться. Ролик подхвата цепляет бумагу и протягивает её до ролика протяжки и ролика отделения. Там она ненадолго (в зависимости от скорости) останавливается и совсем немного изгибается. Это позволяет выравнять лист и обеспечить более чёткий захват бумаги. После механизм снова запускается, и лист идёт дальше к датчикам регистрации. Основной плюс в том, что бумага «подводится» к ролику протяжки и ролику отделения в то время, пока ещё не закончена печать предыдущего листа. Это и наличие у многих аппаратов дополнительного датчика предрегистрации позволяет очень сильно увеличить скорость печати.
Ролик подхвата тут самый живучий, т. к. нагрузки на него минимум, бумагу он никуда не тянет, просто подталкивает к роликам протяжки и отделения.
Самый изнашиваемый ролик — отделения. В оригинале он называется retard, что переводится как тормозящий. Это более правильное название, так и будем дальше называть. Тормозной ролик находится в зацеплении с муфтой, которая ограничивает его вращение (Torque Limiter — ограничитель крутящего момента). Не полностью прекращает, но очень сильно тормозит. Т. е. когда ролик протяжки захватывает бумагу, тормозной ролик тоже немного проворачивается. В этом самый главный косяк такой системы. Пружина внутри муфты, за счёт которой происходит торможение, забивается грязью и пылью, пружина смещается, смазка, которая находится внутри муфты, превращается в абразив, и ролик совсем перестаёт вращаться. Если муфта разборная, то можно почистить, удалить всю смазку (новую лучше не наносить, всё равно это знак, что муфту пора менять) и ещё поработает какое-то время. Иногда даже долгое. Но бывают муфты неразборные, бывает, что не с первого (и даже не с четвёртого) раза её удаётся собрать, чтобы всё встало на свои места. Самый главный симптом вышедшей из строя муфты — выемка на тормозном ролике. Это значит, что с муфтой пора что-то решать.
На этом фото пружина не спрятана, поэтому хорошо видно, что из себя представляет. Как правило, она закрыта.
Также довольно часто выходит из строя электромагнитная муфта. В таком случае не происходит захват бумаги. Как правило, это можно проверить через сервис или заменой.
Ролик протяжки тоже изнашивается тоже довольно быстро, но его износ сильно зависит от правильности работы тормозного ролика. Ведь чем меньше он ему мешает, тем лучше.
В большинстве случаев для привода ролика протяжки используется своя муфта
Суть работы проста. Внутри находятся четырёхгранники, которые в одну сторону позволяют крутится оси, а в другую — нет. Т. е. когда привод вращает ось в нужную сторону — ролик протяжки крутится. Когда вы вращаете ролик в обратную сторону (например, вытаскивая застрявшую бумагу) — ролик крутится, а ось нет. Также некоторые аппараты могут сами крутить ролики в обратную сторону для повторного захвата.
Ролик подхвата, ролик протяжки и ролик отделения с полным приводом.
И тут надо упомянуть ещё об одном способе захвата бумаги, он используется сильно реже, но заслуживает упоминания.
Те же самые три ролика: подхвата, протяжки и отделения, только вместо муфт используется механический привод от редуктора. Считается самым надёжным способом захвата на данный момент, но и самым дорогим. Поэтому на условно-бюджетных моделях вы его не встретите.
Принцип работы: двигатель вращает ролик подхвата, доводит до ролика отделения. Бумага также немного изгибается, за счёт чего выравнивается. Дальше на протяжку срабатывает свой привод, а на роликах отделения — свой. Ролик протяжки крутится, протягивая бумагу в сторону тракта прохода, а ролик отделения крутится в обратную сторону (на картинке выше показано движение вращения роликов. Так проще представить)
Дальше бумага идёт к датчикам регистрации, и начинается процесс печати.
Следующий лист идёт "на изготовку" ещё до того, как закончена печать предыдущего, что помогает обеспечить быструю скорость печати.
После захвата лист проходит через лоток, датчики, и начинается процесс формирования изображения и его переноса на бумагу. Подробнее про формирования изображения написано в этой статье.
В двух словах о проблемах с захватом.
Ваша задача, как инженера, определить, какая система используется в ремонтируемом аппарате, какие узлы используются, и сделать диагностику.
Сразу скажу — проблему надо чётко идентифицировать: что именно не происходит: бумага из лотка не выходит или где-то дальше стопорится, и только потом делать разбираться что не так с захватом .
1. Принтер или МФУ не берёт бумагу.
Если используется ролик захвата (я уже писал, что использую терминологию: ролик захвата — это один ролик, ролик подхвата — один из трёх роликов), то он изношен, грязный, резина «задубела» или плохое качество ролика.
Решение. Почистить и размягчить ролик (чем и как чистить, я уж тут не буду распинаться), если не помогло или виден износ (отсутствие перфорации) — менять.
Если используется 3 ролика, то, помимо визуального осмотра, провести ревизию муфт протяжки и отделения. См. пункт 4.
Решение. Если проблема только в роликах, решение то же: почистить и размягчить ролик, если не помогло или виден износ (отсутствие перфорации) — менять.
2. Принтер или МФУ не берёт бумагу и сминает лист в центре.
Если у вас система с тормозной площадкой, то провести ревизию площадки и всего, во что может упереться ролик по пути к тракту. Как правило, визуально всегда видно. Обязательно уточнить, на чём печатают. Стандартная проблема, когда печатают на наклейках и они отклеиваются по ходу движения листа. В итоге весь тракт в клее и ошмётках наклеек.
Если у вас система с роликом отделения, то смотрим на муфту ролика отделения. Она может быть либо в самом ролике, либо отдельно. Всё зависит от конструкции. Но с ней точно проблемы. Подробнее в пункте 4. Хотя историю с наклейками обязательно тоже надо уточнить.
Решение. Замена тормозной площадки, замена муфты ролика отделения, ревизия тракта прохода бумаги.
3. Принтер или МФУ берёт два и больше листов.
Как правило такое бывает только при наличии тормозной площадки. Износ визуально определить не сложно.
Решение - менять тормозную площадку. Почистить можно, но мало что изменит.
4. Бумага идёт с перекосом.
Конечно, сначала надо понять, где происходит перекос. Но ситуация довольно частая. Тормозная площадка с одного края изнашивается чуть больше, и лист заходит в тракт под наклоном, ролики протяжки цепляют его не по всей кромке, и в итоге он идёт криво.
Решение — менять тормозную площадку. Почистить можно, но это мало что изменит.
5. На ролике отделения и ролике протяжки остаётся углубление по всей длине.
Очень многие меняют ролик отделения. И тут есть важный момент, который просто надо понимать: виновата муфта ролика отделения. Если ролик в сборе с муфтой, то замена решит проблему. А вот поменять только резинку — нет. Хотя многим логически кажется, что резинка и ролик почти одно и то же.
А важно это понимать потому, что часто муфта ролика отделения стоит отдельно от самого ролика. То есть она входит с ним в зацепление, но является отдельной запчастью. И в таком случае замена ролика не поможет, надо как минимум провести ревизию муфт. А лучше поменять.
Решение. Меняем ролик отделения бумаги или ролик отделения бумаги и муфту ролика отделения бумаги. В зависимости от конструкции аппарата.
6. Бумага застревает раз в 10-20-30 листов, в истории ошибки по датчику регистрации.
Тут надо понимать, почему это происходит. В причин может быть несколько:
- Небольшой износ роликов. Т. е. износились не настолько, чтобы совсем не брать бумагу, но берут с небольшим запозданием. И при большой нагрузке это опоздание рано или поздно выльется в нарушение таймингов работы датчиков аппарата. Часто помогает чистка и размягчение резины роликов. Но это сигнал, что скоро надо будет менять.
- Плохое качество бумаги. Некоторая техника очень привередлива к плотности и гладкости бумаги (зависит от волокон листа, меловки и прочего). Как правило, встречается либо на скоростных аппаратах за 40-60 стр/мин, либо на МФУ фирмы Canon (не знаю почему, но они привередливы к качеству бумаги). Также бумага может храниться в очень сухом или очень влажном месте. Тоже вызывает проблемы с захватом (а ещё с переносом изображения, но это отдельная история). Очень хорошо иметь с собой 20-30 листов проверенной бумаги, но я понимаю, что это маловероятно. Я, например, никогда не носил их с собой. Приходилось полагаться на свое красноречие и статистику.
- Грязный аппарат. Т. е. когда весь тракт покрыт слоем бумажной и/или тонерной пыли. Всё это скажется на работе оптопар (их работу разберу отдельно и не здесь). Отсюда вывод: должны быть высокие (но разумные по цене) требования к бумаге и используемым тонерам, барабанам и т. п.
Решения:
- Проверить состояние роликов, почистить размягчить.
- Сменить бумагу на проверенную.
- Выполнить профилактику аппарата с особым вниманием к оптопарам, посадочным флажкам и пружинкам.
На этом закончу с захватом бумаги. Конечно, описаны не все возможные проблемы, а только самые частые. И техника, и пользователи всё ещё способны удивлять. Тут могу только порекомендовать читать документацию. У меня на канале, кстати, есть разбор и перевод на русский язык сервис-мануалов.
P.S. Я довольно занудный человек, поэтому в некоторых пунктах мог слишком слишком запутанно дать объяснения. Если есть какие-то вопросы, дополнения и пожелания — прошу в комментарии. Я никогда не против внести разумные исправления.
_______________________________________________________________________________________
А если у вас есть какой-то вопрос (по неисправностям, объяснить как что-то работает, вопросы по сотрудничеству или что-то другое) , то его можно задать мне заполнив форму.