Вот представьте: стоите вы у проходной УАЗа, солнце припекает, а вам вдруг говорят — «А не хотите ли прокатиться на том, чего еще никто не видел?» И тут из-за угла выруливает он — белоснежный «Патриот», который снаружи как обычный, но под капотом...
О-о-о, под капотом у него бьется дизельное сердце! Да-да, друзья, мне невероятно повезло — я оказался одним из первых, кто сел за руль опытного образца дизельного УАЗ «Патриот». Эксклюзив чистой воды! Делюсь впечатлениями, пока они горячие.
Дизельная история с привкусом солярки
Для тех, кто в танке (в хорошем смысле этого выражения), напомню, что у УАЗа уже были попытки подружиться с дизелем. В начале 2000-х Заволжский моторный завод запустил турбодизель «ЗМЗ-514», созданный на базе бензинового «406-го» мотора.
Тогда, мягко говоря, не срослось. Двигатель оказался капризным, как примадонна, комплектующие хромали на обе ноги, и покупатели обходили такие машины стороной.
Были еще эксперименты с иностранными сердцами — Andoria и Iveco, но цена в результате зашкаливала, словно стрелка спидометра на пустом шоссе. И вот теперь ульяновцы снова замахнулись на дизельную тему, но совсем с другим подходом.
Первое свидание: неожиданное и волнующее
А началось всё как в хорошем детективе — совершенно случайно. Приехал корреспондент на завод, беседует с генеральным директором УАЗа Алексеем Спириным о планах и перспективах, а тот вдруг хватает телефон:
— Дизельный «Патриот» сейчас на заводе. Хотите проехаться на нем? Полчаса хватит?
Это всё равно что спросить: «Хотите миллион рублей просто так?» Конечно, да! Не каждый день предлагают прокатиться на автомобиле, который еще даже не предсерийный. Это как попробовать блюдо из будущего меню ресторана со звездой Мишлен — редкий шанс, упускать который просто глупо.
Что в сердце у этого зверя?
Итак, что мы имеем под капотом? Двухлитровый турбодизель мощностью 136 лошадиных сил с крутящим моментом 320 Нм. Впечатляет? А как вам тот факт, что он работает в паре с шестиступенчатой механикой? Да-да, впервые в истории ульяновский внедорожник получил шесть передач! И «донором» этого технического счастья стал грузовичок Argo.
Когда завел мотор, ожидал услышать рокот, способный разбудить соседей за три квартала, как это часто бывает с дизелями. А тут — сюрприз! Двигатель не громче, чем у обычного дизельного автомобиля. Никакого тракторного тарахтения — только характерное дизельное фырчание.
В кабине: прощаем шероховатости
Салон опытного образца пока не блещет завершенностью — обшивка центрального тоннеля представляет собой прикрученный на саморезы кусок пластика с вырезом под рычаг КПП. А сам вырез — прямоугольный, хотя кожух овальный. Что поделать — испытательный образец, тут функциональность важнее красоты.
Блок управления полным приводом и кнопки подогрева расположены по принципу «запихнули туда, где место нашлось». Но это всё временно — к запуску серийного производства, намеченному на ноябрь, всё обретет законченный вид. А для создания новых деталей интерьера на УАЗе уже запустили промышленный 3D-принтер. Технологии, однако!
Движение — жизнь, особенно дизельная
Первое, что удивило — практически полное отсутствие дизельных вибраций. Инженеры завода учли опыт с «Профи» и подобрали мягкие опоры двигателя, которые гасят большую часть колебаний.
Включаю первую передачу, плавно отпускаю сцепление и... Оп-па! Машина буквально прыгает вперед. Чуть не воткнулся в технологическую тележку! Что тут скажешь — сказывается «грузовое» прошлое силового агрегата. «Короткая» первая передача рассчитана на старт с места под нагрузкой. Для легкового автомобиля такой напор излишен, но до запуска в серию еще есть время для настройки.
А вот что действительно впечатляет — можно спокойно трогаться со второй и даже с третьей передачи, практически не работая сцеплением. Двигатель тянет как бульдозер с самых низов — пик тяги наступает уже на 1600 оборотах. Для городской езды — просто сказка!
Динамика: быстрее ветра (почти)
На территории завода, конечно, не разгонишься до космических скоростей — тут тебе и технологический транспорт снует, и охрана бдит. Но короткий прямой участок всё же нашелся. До сотни разогнаться не получилось (дорога коротковата), но отметку в 70-75 км/ч мы взяли без труда.
По сравнению с бензиновой версией эта машина субъективно кажется более шустрой и бодрой. Правда, рабочий диапазон мотора узковат — после 2500-2700 оборотов тяга почти не растет. Зато переход на следующую передачу сопровождается ощутимым «пинком» вперед. Вероятно, до запуска в серию инженеры поработают над расширением рабочего диапазона.
При разгоне отчетливо слышен свист турбины — совсем как на спорткарах, только на свой, дизельный лад. Правда, шумоизоляция явно требует доработки — ближе к запуску серийной версии это наверняка исправят.
Коробка передач: неожиданно приятный сюрприз
А вот что действительно порадовало — новая шестиступенчатая коробка передач. Если на обычном «Патриоте» с пятиступкой выбор передачи иногда напоминает игру в рулетку (особенно при переключении «вниз»), то здесь — полная противоположность.
Чёткие, выверенные усилия на рычаге, короткие ходы, никаких сомнений при включении нужной передачи. Ни разу за всю поездку не промахнулся мимо нужной скорости! Трансмиссия с тросовым приводом и кулисой работает на пять с плюсом. Вот с этим элементом инженерам менять ничего не нужно — и так хорошо.
Что впереди?
По словам генерального директора УАЗа Алексея Спирина, дизельный «Патриот» появится на рынке в конце осени. И это будет не просто новый мотор — автомобиль получит современную мультимедиа, электромеханическую «раздатку» и светодиодную оптику. Плюс рестайлинг, который затронет как внешность, так и интерьер.
О цене говорить пока рано, но в компании рассчитывают, что дизельные версии займут 15-20% продаж. А это значит, что ценник должен быть конкурентоспособным.
Итог: ожидание и реальность
Что в сухом остатке? Дизельный «Патриот» — это не просто машина на другом топливе. Это совершенно иной автомобиль по характеру, управляемости и потенциалу. Да, есть шероховатости — первая передача слишком «дерганая», узкий рабочий диапазон мотора, требуется улучшение шумоизоляции. Но плюсы перевешивают: экономичность дизеля, запас тяги с низов, новая сверхчеткая коробка передач.
Если инженеры УАЗа доведут начатое до ума (а судя по настрою, так и будет), то к концу года мы получим очень интересную машину. Для тех, кто много ездит по бездорожью или совершает дальние поездки, дизельная версия может стать идеальным выбором — тяга на низах и экономичность в дальних перегонах дорогого стоят.
А пока будем ждать ноября, когда с конвейера сойдут первые серийные экземпляры. Я уже заинтригован. А вы?
Кстати, если вам понравился материал — подписывайтесь на канал и делитесь своим мнением в комментариях. Интересно, многие ли из вас предпочли бы дизельную версию «Патриота» бензиновой? Давайте обсудим!