Хороним интригу в Формуле 1 после первой же гонки? Или соперники McLaren еще могут бросить этой команде вызов - даже после триумфа на гонке в Австралии? Пытаемся понять, на каких гонках шансы Red Bull и Ferrari сократить отставание выше всего - а где им, скорее всего, будет нечего ловить.
Мы свели в один текст информацию из двух статей сайта The Race, которые можно прочитать в оригинале здесь (автор - Эд Стро) и здесь (автор - Марк Хьюз).
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. НАБЛЮДЕНИЯ
Сейчас трудно спорить с тезисом, что болид McLaren быстр, что его потенциал выше, чем у любого другого автомобиля. Но не один раз по ходу тестов и первой гонки сезона всплывал вопрос, не является ли ахиллесовой пятой MCL39 резкая потеря зацепа на пределе.
В Бахрейне, общаясь с прессой, Норрис упоминал о том, что поведение задка могло бы быть более предсказуемым. И даже после крайне успешной квалификации в Мельбурне оба пилота обращали внимание журналистов на сложности с выжиманием из машины максимума. Мол, автомобиль быстр, но подкидывает сюрпризы.
И внимательный зритель мог увидеть, что это отнюдь не типичное для лидеров кокетство. В третьем сегменте квалификации на первой попытке Норрис выехал за пределы трассы в 4-м повороте (из-за чего круг не засчитали), а Пиастри потерял время в 13-м - после того как парой поворотов раньше температура задних шин резко выросла из-за ухода в скольжение.
По словам Андреа Стеллы, руководителя команды, на тестах причиной недостаточно стабильного поведения машины могли быть особенности трассы в Бахрейне.
Андреа Стелла: “Тогда многим пилотам из разных команды было трудно “собрать” круг - особенно в последний из трех дней. Потому что сильно менялся уровень сцепления с покрытием - даже в одном и том же повороте он мог быть не таким, как кругом ранее. Плюс на скорость в повороте сильно влияли сила и направление ветра”.
Глядя же на результаты квалификации Гран При Австралии, стоит обратить внимание не столько на отставание других команд от McLaren - сколько на то, где Норрис и Пиастри отыгрывали больше всего. Отрыв резко вырастал на третьем секторе, после 10-го поворота. И это значит, что болид MCL39 при равной с другими машинами скорости меньше нагружает шины. Чтобы удержаться с ним в одном темпе, другие автомобили сильнее тратят ресурс резины - и в какой-то момент этого ресурса уже не хватает на прохождение поворотов с одинаковой с McLaren скоростью.
Эта ситуация сложилась из двух ключевых факторов - использования очень мягкого состава шин С5 и конфигурации австралийской трассы (плюс температура асфальта, регулярно переваливавшая за 40 градусов, явно не упростила дело). Нужным образом прогреть передние шины к началу быстрого круга и не перегреть задние к последним поворотам - настоящее искусство. И сделать все идеально не получалось даже у пилотов McLaren. Но их соперники не могли этим воспользоваться, так как были еще дальше от идеала.
Нагрузки в быстрых дугах второго сектора - в частности, на разгоне по дуге из 9-го поворота в 10-й - очень велики. Их масштаб особенно ярко демонстрирует разница во временах в начале и конце третьего сектора.
В первой из этих двух точек Леклер был на 0.074 медленнее Норриса, а Ферстаппен - и вовсе быстрее на 0.266. Голландец показал лучшее время на втором секторе и опередил всех по сумме двух секторов благодаря преимуществу по максимальной скорости - Red Bull в момент начала торможения перед 9-м поворотом был на 4 км/ч быстрее McLaren.
В связке 9-го и 10-го поворотов болиды McLaren смотрелись как лимузины по сравнению с Ferrari, Red Bull и Mercedes, которые выглядели гораздо более нервно. Впрочем, Макс смог на этом участке держать ту же скорость, что и Норрис с Пиастри. Но ради этого он был вынужден выжать из своих шин так много, что на на финишной линии уже оказался на 0.385 медленнее Норриса. А Леклер проиграл и вовсе 0.659.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ВЫВОДЫ
Какие же выводы можно сделать из результатов Гран При Австралии - насколько большим может быть преимущество McLaren и по какой логике оно может уменьшаться или увеличиваться?
Андреа Стелла: “Во время квалификации практически не было ветра - на моей памяти впервые за долгое время этот фактор так мало влиял на поведение машин и результаты. Поэтому сейчас сложно сделать далеко идущие выводы. Ведь крайне малы шансы, что мы по ходу сезона будем часто сталкиваться с такими же условиями. Обычно ветер гораздо сильнее, сильнее мешает идеально проходить повороты”.
Итак, у болида MCL39 есть немало качеств, что пригодятся на любых трассах. К примеру, это способность генерировать высокий уровень прижимной силы и способность уверенно проезжать поребрики.
В этот же список можно внести и бережное отношение к шинам. Которое будет особенно ценным на этапах, куда Pirelli привезет наиболее мягкие составы. Там на квалификации легко может повториться увиденное нами в Мельбурне: благодаря меньшей нагрузке на шины пилот получает преимущество в конце быстрого круга. На данный момент объявлен выбор шинных составов на 5 первых Гран При - и набор С3-С4-С5 теперь будет использоваться только на 5-м этапе в Саудовской Аравии.
Может ли преимущество McLaren вырасти? Этого, конечно, нельзя исключать - но все-таки условия в Мельбурне были близки к идеальным для демонстрации сильных сторон MCL39. Поэтому вряд ли стоит ждать того, что Норрис и Пиастри будут на каждой трассе привозить соперникам четыре десятых.
Где стоит ждать резкого уменьшения преимущества? Гарантировать провал команды из Уокинга на какой-то конкретной трассе, конечно, невозможно. А наиболее велики шансы соперников будут там, где на поведение машины сильно влияет ветер, и там, где есть риски очень резкого изменения уровня прижимной силы в повороте - то есть на автодромах с высокой долей медленных поворотов. В первой части сезона к таким можно отнести трассы в Бахрейне, Барселоне - и, само собой, в Монако.
Один вариант из числа рискованных стоит вычеркнуть. Еще сравнительно недавно машины McLaren так себе смотрелись на мокрой трассе - вспомним хотя бы прошлогоднюю Бразилию. И даже в прошлые выходные вечером в субботу возможность дождя беспокоила Андреа Стеллу, расценивалась им как фактор риска. Теперь же, после в целом удачно проведенной гонки в Мельбурне, набегающие на трассу густые тучи вряд ли будут поводом для переживаний в моторхоуме McLaren.
При этом стоит помнить, что по конструкции MCL39 заметно отличается от прошлогодней машины. Следовательно, потенциал болида может оказаться выше, чем считаем сейчас мы, и даже выше, чем предполагают инженеры McLaren. Таким образом, команда еще вполне может узнать о своей машине что-то новое и благодаря этому добиться заметного прогресса, увеличив отрыв от конкурентов.
Ну, а какой эффект может принести доработка машины командой из Уокинга, мы прекрасно помним после прошлогоднего Гран При Майами. Когда из коллектива, завоевавшего за пять этапов два подиума, McLaren превратилась в реального претендента на титулы.
Ранее мы рассказывали о том, чем примечательна конструкция нового болида McLaren - вот ссылка на эту статью.