Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Первая серийная САУ СУ-12, 1929

Оглавление

В 1929 году высшее военное руководство СССР осознало необходимость производства самоходных артиллерийских установок, которые к тому моменту уже были на вооружении некоторых западных стран. Концепция применения новой техники казалась заманчивой — качественное усиление пехотных частей позволило бы освободить танки от ряда задач и проводить с их помощью новые тактические операции. Новую технику постановили производить — но для этого её ещё нужно было разработать. Так появились первые советские САУ — СУ-12 и СУ-1-12, о которых мы поговорим сегодня.

САУ СУ-12 на базе грузового автомобиля Moreland TX6 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
САУ СУ-12 на базе грузового автомобиля Moreland TX6 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

Появление на вооружении армий вероятного противника самоходных артиллерийских установок (той же Birch Gun, например) заставило высшее военное руководство СССР обратить внимание на отсутствие подобной техники в составе РККА. Танки были, кое-какие задачи они могли выполнять, но их было немного, а качество их оставляло желать лучшего — это понимали практически все. Прежде всего, военные понимали, что качество вооружения танков, мягко говоря, оставляло желать лучшего — снаряды 37-мм пушек Гочкиса не обладали хорошим осколочным действием, соответственно, против пехоты их использовать можно было с большой натяжкой.

Зенитная САУ Руссо-Балт тип Т. Фотография в свободном доступе.
Зенитная САУ Руссо-Балт тип Т. Фотография в свободном доступе.

Артиллерия в СССР, причём достаточно неплохая, уже имелась — и царского наследия, и уже советские разработки были. Однако все эти разработки были на колёсных лафетах и конной (а если повезёт — тракторной) тяге, и оперативно поддерживать наступающую пехоту не могли. Да, на вооружении РККА были некие эрзац-самоходки, например «Руссо-Балт тип Т», доставшиеся в качестве трофеев от «белых», однако они находились в очень изношенном состоянии — запчастей к ним уже не было, зато 76-мм пушки Лендера, установленные на них, всё ещё могли быть актуальными на полях сражений. В 1929 году, когда военные осознали необходимость в качественном усилении механизируемых (на тот момент) подразделений Красной Армии, РВС СССР выпустил директиву «Системы танко-тракторного и авто-броневого вооружения РККА», в которой отвёл самоходным орудиям (специализированным машинам) немало внимания. Предполагалось строить три различных типа САУ одновременно — непосредственной поддержки пехоты, танков и зенитные.

Николай Михайлович Филатов в бытность офицером Русской Императорской Армии. Фотография в свободном доступе.
Николай Михайлович Филатов в бытность офицером Русской Императорской Армии. Фотография в свободном доступе.

Сказать, что к тому времени разработок в этой сфере не было, нельзя. Ещё в 1924 году, председатель стрелкового комитета РККА Николай Михайлович Филатов (да-да, тот самый) предлагал, и даже демонстрировал кое-какие собственные наработки. Разработки эти, что называется, «взяли в мозги», но активных работ по созданию новых САУ не проводилось — так, где-то, что-то поковыряем, где-то, что-то покрутим… Изменилась ситуация лишь летом 1929 года — как раз была выпущена директива РВС СССР, согласно которой требовалось срочное переоснащение армии. Однако всю инициативу высшего военного руководства страны едва ли не уничтожили на корню — в Европе в те годы господствовала концепция «универсальности», когда та или иная техника могла выполнять различные функции. В частности, САУ могли одновременно быть противопехотного, зенитного и противотанкового назначения.

Но благодаря будущему «вредителю» Тухачевскому, эта идея блокировалась различной бюрократией, а сам военачальник активно продвигал мысль о том, что такое проводить в жизнь нельзя — ибо одна единица техники не может одновременно бороться с тремя типами целей, причём делать это эффективно и гарантированно поражать. В чём-то он, по моему мнению, был прав — не может зенитное орудие эффективно бить по воздушным целям, мгновенно переключаясь на танки или борьбу с живой силой противника (в Вермахте и такое было, кстати). По итогу, от этой идеи в окончании отказались, это было уже в конце 1932 года, когда Тухачевскому удалось доказать свои мнения «на высшем уровне». А непосредственно к созданию САУ пришли уже в декабре 1932-январе 1933 года.

По старой русской традиции, новая машина нужна была «позавчера», поэтому времени на изыскания почти не было — новую машину требовалось дать очень быстро. Поэтому конструкторы обратились к опыту прошлого, решив установить 76,2-мм пушку на грузовик. За такое решение выступал и Тухачевский, говоря, что такой пушки для поддержки наступающей пехоты более чем достаточно. Понимая, что получится, они стали искать надёжное шасси — производившиеся в то время по лицензии в СССР грузовики Ford AA (они же ГАЗ-АА) не совсем подходили под установку орудия. Во-первых, 76-мм полковая пушка была слишком тяжёлой для советского грузового автомобиля, во-вторых, сила отдачи при выстреле могла повредить ходовую часть.

Выход нашёлся быстро — незадолго до начала практических работ по созданию самоходной артиллерии в СССР поставили несколько десятков грузовых автомобилей Moreland TX6 с двумя ведущими мостами. На их базе и решили собирать первые самоходные артиллерийские установки в СССР. Тогда же решили и начать серийное производство — работ по конструированию было всего ничего. Поэтому работы по серийному производству шли поистине в стахановских темпах.

Описание конструкции

Автомобильные самоходки имели весьма простую конструкцию, основанную на шасси грузовиков без всяких излишеств. Артиллерийская установка монтировалась в кузове, там же размещался и расчёт, и снаряды.

Шасси и корпус

Грузовой автомобиль Moreland TX6, выбранный для постройки САУ был временным решением — конструкторы ожидали начала производства отечественных трёхосных грузовиков. Шасси Moreland TX6 имело колёсную формулу 6х4 с двумя ведущими задними мостами. Само шасси не имело никаких доработок, единственными из них были установка бронированной кабины, а также монтирование металлической палубы под орудийную тумбу. Защита кабины была чисто номинальной — 4 мм стальная катаная броня могла защитить лишь от осколков снарядов и пуль стрелкового оружия на излёте.

Самоходная установка СУ-1-12 (на шасси ГАЗ-ААА). Фотография в свободном доступе.
Самоходная установка СУ-1-12 (на шасси ГАЗ-ААА). Фотография в свободном доступе.

Сама палуба была открытой и на машинах первой серии не было никакой защиты для орудийного расчёта. Щиток П-образной формы (толщиной в 4 мм) на орудие установили буквально на втором или третьем десятке серийных машин. Вызывало вопросы и бронирование кабины — детали корпуса попросту укрепили изнутри 4-мм пластинами, без установки щитков на окна и лобовое стекло. Вероятно это объяснялось тактикой применения — САУ должны были идти в бой кормой вперёд.

Вооружение

В качестве основного вооружения на САУ устанавливали 76,2-мм полковую пушку образца 1927 года. Это было довольно лёгкое орудие, с небольшим (относительно) импульсом отдачи, а самое главное — оно было компактным. Но для установки орудия на платформу грузового автомобиля было решено модифицировать механизмы орудия, чтобы снизить откат при выстреле вдвое. Выбор орудия был определён необходимостью, а также отсутствием более подходящих образцов. Поэтому для расчёта был введён целый ряд правил. В частности, запрещалось вести огонь через кабину, а также на максимальных углах горизонтальной наводки требовалось опускать стёкла в кабине. В первом случае пороховые газы могли повредить саму кабину (крыша не бронировалась), во втором — разбитые стёкла могли повредить водителя.

76,2-мм полковая пушка образца 1927 года на колёсном лафете. Фотография в свободном доступе.
76,2-мм полковая пушка образца 1927 года на колёсном лафете. Фотография в свободном доступе.

Орудие устанавливалось на платформе посредством специально сконструированной тумбовой установки. Конструкция тумбы обеспечивала круговой обстрел, однако из-за вышеозначенных причин, горизонтальный обстрел был ограничен 270°, для чего на тумбе были установлены соответствующие стопоры. Поворот тумбы осуществлялся вручную, для фиксации тумбы в том или ином положении имелся тормоз. Проводились также опыты по стрельбе на ходу, но при этом сильно снижался процент попаданий по цели из-за тряски машины. В качестве прицельного приспособления использовался простой оптический прицела, а также монокулярная артиллерийская панорама. Боекомплект орудия составлял 36 выстрелов, размещённых в снарядных ящиках на задней стенке отражателя кабины. В боекомплект входили 18 осколочно-фугасных гранат, а также 18 шрапнельных снарядов.

Модернизации

Единственной крупной модернизацией СУ-12 был перевод на шасси грузового автомобиля ГАЗ-ААА, который строили по образу и подобию Ford-Timken. Также была установлена защита крыши (та же 4-мм стальная пластина). Существенных изменений в конструкции самоходных артиллерийских установок не вносилось. Во избежание путаницы, обновлённые самоходки (на базе советских грузовиков) начали маркировать как СУ-1-12.

Боевое применение

После проведения в середине 1933 года заводских и полигонных испытаний СУ-12 было принято решение о запуске САУ в серийное производство. Уже осенью того же года в распоряжение 11-й механизированной бригады, дислоцированной на Украине, для прохождения войсковых испытаний была отправлена опытная батарея СУ-12. По их результатам, УММ РККА приняло решение включить самоходные орудия в состав формируемых мехбригад в качестве мобильных средств непосредственной огневой поддержки пехоты и танков. СУ-12 поступали в состав механизированных, а позднее — танковых частей. При этом САУ в большинстве случаев не сводились в определённые подразделения, а «распылялись» по различным механизированным частям, нередко всего по 3-4 машины, фактически снижая боевую ценность таких подразделений.

СУ-1-12 в бою. Фотография в свободном доступе.
СУ-1-12 в бою. Фотография в свободном доступе.

Уже к середине 1938 года СУ-12 поступили на вооружение Ленинградского, Московского, Белорусского и Киевского и Забайкальского военных округов, а также Особой Краснознамённой Дальневосточной Армии. Правда, на тот момент, уже половина САУ побывали в ремонте (в основном это касалось машин, стоявших на вооружении КОВО, МВО и ЗабОВО), что постепенно приводило к выводу СУ-12 на базе «Moreland» из состава вооружения. Уже летом 1938 года, во время вооружённого конфликта на озере Хасан, в строю оставались, в большинстве своём СУ-1-12 (на шасси ГАЗ-ААА), которые активно использовались в боях с противником. Причём по результатам боёв, результаты боевых действий для САУ были признаны весьма эффективными — за время конфликта не было потеряно ни одной машины.

Ещё одним военным конфликтом, в котором применялись СУ-1-12, был вооружённый конфликт у реки Халхин-Гол. Сведений об эффективности применения самоходки найти не удалось — тем более, что их в составе 32 механизированной бригады имелось всего четыре единицы. Также ограниченно эти машины применялись во время Зимней войны.

Износ материальной части приводил к стремительному сокращению численности боевых машин в составе частей РККА — на 1 декабря 1940 года в составе танковых подразделений формально ещё оставались несколько самоходных артиллерийских установок. Три из них не принимали никакого участия в боевых действиях, и были списаны в 1941-1942 годах, ещё три были в составе 1 танкового корпуса на Брянском фронте. Все они сгорели в боях в июле-августе 1943 года — представлять собой какую-то грозную силу они уже не могли (особенно учитывая дальнобойность немецких орудий), а пехоту немцы благоразумно не использовали без поддержки артиллерии.

Заключение

В целом, СУ-12 были довольно интересными машинами, но только для своего времени. Довольно подвижные, относительно хорошо вооружённые, если сравнивать с зарубежными машинами того же времени. Однако в 30-х годах ХХ века по всему миру происходил скачок в развитии военной техники, в ходе которого множество образцов военной техники стремительно устарело.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.