Другое завещание?
Спустя сотню лет на Москве ходили слухи о другом завещании Василия Дмитриевича. Дескать великий князь перед смертью передал великий стол брату Юрию, но коварные бояре и Софья Витовтовна подменили духовную.
Об этом поведал императорский посол при Василии III Сигизмунд Герберштейн:
«Василий Дмитриевич не любил своего единственного сына Василия, так как подозревал в прелюбодеянии свою жену, от которой тот родился, поэтому, умирая, оставил великое княжение Московское не сыну, а брату своему, Юрию, но большинство бояр примкнуло все же к сыну».
Что тут скажешь? Других данных у нас нет. Версию, изложенную Герберштейном, могут развивать романисты. Я же буду придерживать завещания, о котором мы говорили в предыдущей главе.
На мой взгляд, история Герберштейна говорит о многом. Только не о делах 1425 года. Тут интересно, что и спустя сто лет люди говорили о тех давних событиях. Прямо как мы сегодня о событиях столетней давности. Значит, интересовались историей. Ну и конечно украшали ее легендами и байками. В конце концов, они часто выглядят привлекательнее обыденной правды.
Итак, Юрий сел на коня и со своей дружиной (не один же в самом деле) великим постом 1425 года уехал в Галич. Точного маршрута мы не знаем. Ну да ладно. Попробуем ответить на вопросы:
- Почему Галич?
- Чего и какими средствами хотел добиться князь Юрий?
Галич Мерьский
Галич в мерянской земле достался Юрию Дмитриевичу по завещанию Дмитрия Донского. Сегодня годом его основания считают 1159. С 1246 года город стал столицей княжества. С 1362 года московские князья присвоили Галич.
В первой половине XV века город, хоть вроде бы и на отшибе земли русской, представлял собой неплохое достояние. Экономической основой Галицкого княжества было солеварение.
Соль – важнейший продукт, находящийся всегда в цене. Кто владеет солью, тот владеет не иссякающим источником достатка. Так что Дмитрий Донской наделил второго сына изрядно.
Город расположен на горе близ озера. Место очень удобное для обустройства крепости. Судя по археологии (вот, каюсь и жалею, не побывал до сих пор в Галиче), крепость первой половины XV века была вполне приличная.
По данным Сытина, вал окружностью более километра, высотой до 8 метров. Поверху вала деревянная стена с башнями. Три башни с воротами, еще девять глухих. Перед валом ров.
В 1428 году татары совершили нападение на Галич. Около месяца они осаждали город, но не смогли его взять. Тут, во-первых, интересно то, что, видимо, было что брать, раз осаждали с таким упорством. Во-вторых, крепость действительно неплохая, раз устояла.
Вот сюда, за 450 верст от Москвы, и уехал князь Юрий. Здесь он мог при необходимости отсидеться. Отсюда можно было уйти на Низ вплоть до Орды. Или во владения Новгорода. Здесь же находилась экономическая база князя. И вряд ли московская рать нападет на Галич внезапно.
Князь Юрий: цели и средства
Чего же и какими средствами хотел добиться князь Юрий Дмитриевич?
Относительно его цели, думаю, разногласий не будет. Юрий Дмитриевич не банальный мятежник, желающий получить прибытка к своему уделу. Нет, его цель наверняка не та, что была у Владимира Серпуховского в 1389 году. Князь Юрий искал своей отчины – великого княжения.
Но как бороться? Поднимать рать? Однако силы Юрия на момент «мятежа» несопоставимы с силами Москвы. Видимо, требовалось прояснить позицию других удельных князей. Братьев Юрия (Петра, Андрея и Константина). А также потомков Владимира Серпуховского. Чью сторону они займут, та и окажется в перевесе.
Между дядей и племянником тут же заключено перемирие до Петрова дня (до 29 июня). Кто-то из историков считает, что Юрию потребовалось время на сбор войска. Кто-то считает, что он повел дипломатическую работу среди князей.
Апеллировал ли уже тогда Юрий к завещанию Дмитрия Донского? Строго говоря, мы этого не знаем. В принципе, конечно, мог. Но производило ли впечатление на других князей завещание 36-летней давности? Ой, не факт.
Московское правительство подсуетилось и, как считается, выделило некоторую прибавку к владениям дядей великого князя. В частности, Константин Дмитриевич, возможно, получил Ржеву, а Петр Дмитриевич волости Шачебал и Ликурги.
Судя по следующим событиям, если какая-то дипломатическая борьба и велась, закончилась она не победой Юрия Дмитриевича. Не дожидаясь конца перемирия, московское правительство весной 1425 года двинуло сборную рать на Кострому.
При московской рати находились и все три брата Юрия. Разумеется, со своими дружинами. Это означало, что они признают великим князем Василия.
Почему именно Кострома стала центром сбора московской рати? Положение города в этом конфликте оказалось весьма важным. Кострома на Волге являлась удобным плацдармом для действий в заволжском направлении. Это раз. И это был великокняжеский, а не удельный город – это два.
Князь Юрий не стал дожидаться осады превосходящих сил, а просто ушел на Низ в Нижний Новгород. Наверняка не один, а с тем войском, что сумел собрать.
Опять же вопрос: почему именно Нижний Новгород? Отсюда открывалась дорога в Орду. Это раз. Во-вторых, Нижний до сих пор не мог считаться надежно закрепившимся за Москвой. Существовали потомки князей нижегородских, которые еще могли сыграть свою игру в условиях смуты.
Да и не стоит забывать, что князь Юрий приходился внуком по матери великому князю Нижегородскому Дмитрию Константиновичу. То бишь нижегородские князья приходились ему отнюдь не дальней родней. Кто сегодня знает, какие между ними в реальности имелись отношения?
В погоню за Юрием отправилась рать под командой Андрея Дмитриевича. До сих пор непонятно, почему Андрей не взял ни брата, ни Нижнего Новгорода. Как написал один летописец «норовя» брату? То есть сочувствуя ему в борьбе против племянника? Или искренне пытался, но не смог?
Как вы понимаете, точного ответа нет. Каждый домысливает сам. Как бы то ни было, а уже вскоре после этого первого открытого конфликта мы вновь видим князя Юрия в Галиче. Сюда к нему в июле прибыл на переговоры митрополит Фотий.
Оставлю в стороне летописный рассказ о том, как Фотий не благословил князя, и в городе открылся мор, князь раскаялся и послал звать Фотия обратно. Для нас важна фактическая концовка: князь Юрий пообещал прислать от себя послов на Москву для заключения прочного мира. Но (!) оставлял за собой право обратиться за судом в Орду.
Продолжить борьбу или начать суд в Орде в ближайшие годы князьям помешала эпидемия чёрно оспы.
Продолжение:
------
Все публикации цикла «Тёмный князь. Феодальная война в Московском княжестве»: