Найти в Дзене
Италия PRO

Дерзкая и эпатажная живопись в трагической судьбе Караваджо

Оглавление

Караваджо (1573-1610), один из самых оригинальных и влиятельных итальянских художников Нового времени. Дерзкий новаторский дух его искусства, прорыв к не связанной никакими канонами реальности овеял этого мастера славой "первооткрывателя" и "бунтовщика", настоящего реформатора европейской живописи ХVII века. От рождения его назвали Микеланджело Меризи. Великое имя Караваджо, под которым мастер вошел в историю мирового искусства, обычно связывают с названием местечка в Ломбардии, где он родился. Некоторые исследователи считают его уроженцем Милана, где по некоторым документальным свидетельствам, его отец служил управляющим у маркиза Караваджо. Примерно в 1589 году Караваджо окончил обучение в мастерской ломбардского художника Симоне Петерцано, где он четыре года постигал азы живописи. В этот период он пристально изучает шедевры великих мастеров прошлого. В начале 1590-х гг. Караваджо перебрался в Рим, где начинается его самостоятельный творческий путь.

Почему работы Караваджо вызывали далеко не однозначное отношение современников, от вопиющих восторгов до полного неприятия и яростных нападок? Попробуем разобраться в этой статье.

Оттавио Леони. Портрет Караваджо.1621.
Оттавио Леони. Портрет Караваджо.1621.

Мини-словарик:

1. Барокко — художественный стиль XVI–XVIII веков, характеризующийся драматизмом, пышностью и контрастами.

2. Драматизм — выраженная напряженность, острота переживаний и событий в произведении искусства.

3. Трагизм — глубокая печаль, связанная с переживанием неизбежных страданий и конфликтов.

Для более комфортного прочтения прилагаем мини-словарик с терминами. Не забудьте заглянуть в дополнительные рубрики в конце нашей статьи.

От идеального — к земным реалиям

Живопись Караваджо была слишком необычна и невероятна для его времени. Казалось, что сама кисть мастера дерзко воспротивилась писать в духе существующих традиций идеализации природы и человека и посмела привнести в искусство ничем не приукрашенные земные реалии. Прекрасным идеалам уходящей эпохи художник смело противопоставил стихию подчеркнутого жизненного отражения действительности. Вместе с ним в искусство ворвался мощный ветер Нового времени. Консервативная церковь нередко отказывалась от заказанных Караваджо работ — настолько казались они нарочито приземленными и эпатажными. Впрочем, это ничуть не смущало ценителей живописи, и они охотно покупали шедевры Караваджо для своих частных коллекций.

Караваджо. "Вакх". 1594 г.
Караваджо. "Вакх". 1594 г.

На картине Караваджо "Вакх" (1594) изображен простонародный подросток, упитанный, помытый, с копной черных волос, увитый виноградной лозой, бархатистой кожей, похожей на персик. Он красив полудетской красотой, чистой и притягательной. В его темных влажных глазах под дугами черных шелковых бровей дремлет не только печаль послушной игрушки чужих страстей, но и ощущение бессмертия и смерти, что свойственно детям и богам. Левой рукой он протягивает зрителю стеклянную чашу, и привычным жестом правой руки развязывает черный пояс на своей одежде.

Караваджо "Вакх". Фрагмент
Караваджо "Вакх". Фрагмент

Откликаясь на чувства новой эпохи — эпохи барокко, жаждавшей непривычного, чрезмерного, выходящего за любые рамки и границы, художник тяготел к драматическим религиозным мифологическим сюжетам. Драматизм, а порой и жестокий трагизм произведений зрелой поры его творчества усиливали динамические композиции. Караваджо, подобно своему тезке Микеланджело Буонарроти (1475-1564), отсекая все лишнее во тьме фона, создает фигуры из света, плотного и таинственного как золото.

Караваджо. "Нарцисс". 1597-1599 гг.
Караваджо. "Нарцисс". 1597-1599 гг.

Древний миф о Юном Нарциссе, плененном собственной красой не в силах оторваться от своего отражения в зеркале вод, Караваджо трактует в духе кошмарного откровения герою. Нарцисс видит отражение не лица, а своей души. Вместо грубоватого, но крепкого молодого парня навстречу герою поднимается из глубин изможденное страдальческое лицо с закрытыми глазами, разрушенное пороком и временем. Это отражение души, ее увядания и гибели.

В недолгие счастливые годы Караваджо был завален заказами и много писал. Когда же выходил из мастерской, то, он по рассказам современников, развлекался в какой-нибудь грязной римской таверне с подозрительными и опасными личностями. Художник и сам был таким, когда прогуливался вместе со своей необузданной подругой-шпагой в поисках приключений, готовый сцепиться с кем-нибудь в драке или затеять поножовщину. Он не понаслышке знал о тюремных разбирательствах и неоднократно отбывал тюремное заключение. Похоже, так он избавлялся от излишеств неукротимой энергии в жизни для достижения гармонии в творчестве.

Караваджо. "Шулеры". 1595 г.
Караваджо. "Шулеры". 1595 г.

Картины о шулерской игре в карты, плутовском гадании, искушениях уличной любви составляют в творчестве художника трагикомическую серию на тему столкновения чистой юной души с опытом и цинизмом прожженных негодяев. Общение с разного рода подонками на улицах и в тавернах пригодилось художнику: он черпал из своей памяти образы шулеров, бандитов, вороватых цыганок, тех, кто во время гадания, гипнотизируя юношу ласковым взором, стаскивает кольцо с его пальца.

Караваджо. "Гадалка". 1594 г.
Караваджо. "Гадалка". 1594 г.

Ветхозаветная история молодой добродетельной вдовы Юдифи, решившейся ради спасения родного города соблазнить, а потом убить вражеского полководца Олоферна, волновала многих великих художников. Караваджо изобразил на картине сам момент уничтожения Олоферна — по человеческой сути коварного и беспощадного убийства. В этом полотне художник как бы отвергает справедливость, замешанную на крови. Хотя сама по себе его Юдифь изумляет красотой: одновременно женственная и мужественная, с суровыми складочками на гладком лбу, причесанная, нарядная, молодая...

Караваджо. "Юдифь и Олоферн". 1600 г.
Караваджо. "Юдифь и Олоферн". 1600 г.

Смелая, человечная и трагичная живопись Караваджо

"Смерть девы Марии"— самая великая, самая смелая, самая человечная, и, вместе с тем, трагичная картина Караваджо. Своим полотном художник словно доказывает невозможность осознать справедливость существования на земле смерти, особенно перед лицом кончины самого дорогого существа или того, кто составляет "соль земли". По преданию, к смертному одру неувядаемой прекрасной Богородицы, одру, украшенному коврами и благоуханной финиковой ветвью, доставленной из рая Архангелом Гавриилом, кто благовестил Ей когда-то о рождении Спасителя, были на облаках перенесены из разных мест апостолы для прощения с Матерью Господа.

Караваджо. "Смерть Девы Марии". 1605-1606 гг.
Караваджо. "Смерть Девы Марии". 1605-1606 гг.

У Караваджо нет чудесных облаков, нет по-античному идеальных старцев, нет скорбных рук. Босоногие плебеи в крестьянской скорби окружают короткое, убогое ложе Марии. Перед апостолами тело бедной женщины с отекшими босыми ногами, со следами скорбной жизни на мертвом бледном лице. Но еще перед глазами апостолов Ее глубокий сон — последняя мечта всех страждущих и обремененных. Он положил печаль на Ее лицо, единственное освещенное ярким светом, льющимся с потолка, с неба, и красное платье простолюдинки вот-вот обернется пурпуром Царицы Небесной.

Караваджо. "Смерть Девы Марии". Фрагмент
Караваджо. "Смерть Девы Марии". Фрагмент

Практически в этот же период художник пишет картину "Давид и Голиаф". В сгустившемся зле землисто-золотистого фона возникает скульптурно объемная фигура ветхозаветного пастуха Давида, написанная с реального юноши. В правой руке он держит опущенный победный меч, левую протягивает к зрителю, в которой держит жуткий трофей — голову Голиафа. Великанская голова — это последний пророческий автопортрет Караваджо, созданный незадолго до кончины.

Караваджо. "Давид и Голиаф". 1610 г.
Караваджо. "Давид и Голиаф". 1610 г.

Лицо Голиафа искажено смертью и несогласием с ней. Все черты в разладе друг с другом. Все еще продолжает некую борьбу рот, перекошенный в застывшем крике. Трагически сведенные брови, глаза, полны ужаса и предсмертной тоски. Лицо Голиафа — окончательный приговор художника самому себе. Приговор, в котором мастер гордо утверждает величие своего гения, и вместе с тем в отчаянии осознает то зло, что принесли ему гордыня, бешенный нрав, сопричастность темным сторонам жизни, сгубившим жизнь художника.

Караваджо. "Давид и Голиаф". Фрагмент
Караваджо. "Давид и Голиаф". Фрагмент

Вместо заключения

Неуравновешенный, взрывной и авантюрный характер Караваджо в конце концов привел к трагедии: в 1606 году он убил человека. Художнику грозила смертная казнь. И ему ничего не оставалось, как бежать из Рима. Сначала он оказался в Неаполе, потом скрывался на Мальте и Сицилии, измученный мнимой и реальной опасностью. Затем решается вернуться в Рим. Однако рок настиг его на пути в Вечный город. Караваджо в тридцать семь лет умирает от лихорадки. В это же время посол от Папы вез ему напрасное помилование. И так же напрасно ждал в назначенном месте человек, вызванный Караваджо на очередную дуэль. Караваджо ушел с миром в небытие... Но остались картины художника. И чем дальше движется время, тем сильнее они становятся сопричастными к вечному и современному в глазах новых поколений людей. Ныне историю живописи невозможно себе представить без имени Караваджо.

Обложка статьи
Обложка статьи

Дополнительные материалы:

1. Беренсон Б. Итальянские живописцы эпохи Возрождения (1952).

2. Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В пяти томах (1994).

3. Гнедич П. П. История искусств. Зодчество. Живопись. Ваяние. Эпоха Возрождения: мировые шедевры (2015).

4. Любимов Л. Д. Небо не слишком высоко (1978).

5. Муратов П. П. Образы Италии (1999).

6. Эстон Маргарет. Реннесанс. Энциклопедия мирового искусства (1997).

Что читать дальше?

Что можно посмотреть?

Жми❤️ если интересно

Подпишись ✅ Искусство не ждет!