Они покорили мир, не произнеся ни слова. Или почти ни слова. От психоделического рока до вирусного "трололо" – русские музыканты, вопреки стереотипам, сумели найти свой путь к западной аудитории. Кто они – гении-одиночки или хитрые стратеги? Как им удалось преодолеть языковой барьер, железный занавес и культурные различия?
История русской музыки на экспорт полна неожиданных поворотов, парадоксов и триумфов. От авангардных экспериментов "Звуков Му" до глэм-рокового пафоса "Парка Горького", от интеллектуального джаза "АукцЫона" до инструментального серфа Messer Chups – мы расскажем о тех, кто бросил вызов западной сцене и выиграл. Готовы узнать секреты их успеха? Тогда приготовьтесь к путешествию в мир русской музыки, которую услышал и полюбил весь мир. Эта история не только о музыке, но и о том, как ломаются стереотипы, рождаются легенды и происходят настоящие чудеса.
Звуки Му: маниакальный минимализм Брайана Ино
В конце 80-х Брайан Ино, благодаря Артемию Троицкому, открыл для себя группу "Звуки Му". Ино назвал их музыку "своеобразным маниакальным минимализмом", а Петра Мамонова – "удивительным и страшным типом из средневековья".
Запись совместного альбома превратилась в настоящую одиссею: Мамонов практически не подпускал Ино к пульту, стремясь все сделать самостоятельно. Несмотря на сложный процесс создания, пластинка разошлась тиражом 35 тысяч экземпляров за две недели и получила положительные отзывы в западной прессе. Однако дальнейшего сотрудничества с Ино не последовало.
"Ино оказался слишком интеллигентен для нас, – вспоминал клавишник Павел Хотин. – Нам нужен был продюсер, понимающий элегантную грубость". Тем не менее, наследие "Звуков Му" до сих пор живо в памяти западных слушателей: несколько лет назад американская инди-группа The National сделала ремейк на клип "Грубый закат".
Парк Горького: балалайка и глэм-рок
В 1987 году группа "Парк Горького" попыталась прорваться на Запад, сделав ставку на китчевый образ с электрогитарой в форме балалайки и музыку в стиле Bon Jovi и Def Leppard. Они сняли клипы в Нью-Йорке, гастролировали по Америке и даже записали песню с Джоном Бон Джови.
Покорить Америку им не удалось, хотя 300 тысяч проданных копий дебютного альбома – вполне приличный результат.
Настоящий успех ждал их в Скандинавии: в Норвегии альбом занял 9-е место, а сингл "Bang" – 5-е, а в Дании альбом стал платиновым.
Аукцыон: от Парижа до альтернативного джаза
"Аукцыон" активно гастролировал по Европе с конца 80-х. Их первый официальный альбом "Как я стал предателем" был выпущен в Париже сразу на CD. Знакомство с Алексеем Хвостенко в Париже привело к записи совместных альбомов, ставших культовыми.
Однако наибольшего успеха на Западе "Аукцыон" добился с альбомом "Девушки поют", записанным с участием звезд альтернативного джаза, таких как Марк Рибо и Джон Медески. Альбом получил высокие оценки критиков и долгое время лидировал в рейтингах, обогнав релизы Роберта Планта и Sigur Ros.
Messer Chups: инструментальный серф без акцента
Messer Chups, группа, исполняющая инструментальный серф-рок, успешно продаёт свои альбомы в Европе и США.
Возможно, секрет их успеха в том, что Олег Гитаркин не делает акцент на своем российском происхождении, играя музыку, лишенную национальной привязки. Кроме того, один из их альбомов был выпущен на лейбле Майка Паттона, вокалиста Faith No More.
Эдуард Хиль: вирусный "мистер Трололо"
История Эдуарда Хиля – яркий пример неожиданной интернет-славы. Вокализ "Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой", записанный в 1976 году, стал вирусным хитом в 2009-м, принеся певцу мировую известность под ником "мистер Трололо".
Его выступление пародировали знаменитости, а сам Хиль, благодаря этому внезапному успеху, вернулся на сцену. После смерти певца некролог о нем был опубликован даже в The New York Times.