Зарождение "Наутилуса": От "картошки" до "Али-Бабы"
История Nautilus Pompilius началась задолго до официальной даты основания. В 1978 году, во время студенческой сельхозпрактики ("на картошке"), произошло знакомство Вячеслава Бутусова и Дмитрия Умецкого, будущих основателей группы.
Там же Умецкий познакомился с барабанщиком Игорем Гончаровым. Городской рок-фестиваль 1981 года вдохновил студентов на создание собственного коллектива. Первые попытки сотрудничества с профессиональными музыкантами, такими как Евгений Писак, не увенчались успехом.
10 ноября 1982 года считается официальной датой рождения Nautilus Pompilius. К Бутусову и Умецкому присоединились гитарист Андрей Саднов и барабанщик Александр Зарубин. Первый демо-альбом получил название "Али-Баба и 40 разбойников". Влияние Led Zeppelin отчетливо прослеживается в дебютном альбоме "Переезд" (1983). Первое публичное выступление группы состоялось в ДК "Автомобилист" осенью 1983 года. В этот период к группе присоединился клавишник Виктор "Пифа" Комаров.
Скандальная новогодняя запись клипа на песню "Пыль снежная" для Свердловского телевидения принесла группе первую, пусть и негативную, известность.
"Невидимка" и начало "наутилусомании"
После ухода Зарубина и Саднова в группе начался новый этап. В 1985 году к "Наутилусу" присоединился поэт Илья Кормильцев, чьи тексты стали неотъемлемой частью творчества группы. Альбом "Невидимка", записанный с использованием драм-машины, ознаменовал переход к нововолновой эстетике.
Выступление группы в Челябинске 1 июня 1985 года, а также подпольный концерт в Свердловске постепенно увеличивали популярность коллектива. В этот период Бутусов и Умецкий параллельно играли в проекте "Степ", материал которого впоследствии был издан как сольный альбом Бутусова "Мост".
1987: Год триумфа и всесоюзной славы
1987 год стал переломным для Nautilus Pompilius. Выступление в Ленинградском дворце молодёжи в апреле получило восторженный прием публики. Критическая статья в "Советской культуре", направленная против рок-музыки, сработала как мощная реклама, сделав группу известной на всю страну. На концертах появляются хиты "Я хочу быть с тобой", "Скованные одной цепью".
Участие в фестивалях "Литуаника-87" и "Подмосковные вечера" закрепило успех. Однако, уход барабанщика Альберта Потапкина в армию вынудил группу временно использовать драм-машину, пока его не заменил Владимир "Зема" Назимов.
Первые концерты в Москве, публикации в центральной прессе, участие в программе "Взгляд" - Nautilus Pompilius становится одной из ведущих рок-групп СССР.
Раскол и "Человек без имени": Творческие противоречия
Рост популярности обострил внутренние противоречия в группе. Разногласия по поводу дальнейшего развития, отношения с советским рок-сообществом, коммерческий успех - все это создавало напряженную атмосферу.
Ультиматум Дмитрия Умецкого, требовавшего прекращения концертной деятельности и переезда в Москву, привел к его уходу из группы в начале 1988 года. Альбом "Князь тишины", записанный в этот период, вышел лишь годом позже. Несмотря на приход новых музыкантов, внутренние конфликты продолжались, усугубляясь финансовыми разногласиями. В конце 1988 года Вячеслав Бутусов объявил о роспуске группы.
После распада Бутусов и Умецкий предприняли попытку воссоздать "Наутилус" и записать альбом "Человек без имени" при участии Александра Пантыкина. Однако, творческие разногласия вновь дали о себе знать, и проект был заморожен (альбом вышел лишь в 1995 году). Умецкий пытался через суд отстоять свои права на название группы, но Бутусов продолжил выступать под именем Nautilus Pompilius.
Возрождение "Наутилуса": Новый звук и зарубежные гастроли
В начале 1990 года Вячеслав Бутусов сформировал новый состав Nautilus Pompilius, пригласив музыкантов из других известных групп, таких как "Петля Нестерова", "Арсенал" и "Телевизор". Обновленный "Наутилус" дебютировал на рок-фестивале в Восточном Берлине.
Зарубежные гастроли продолжились выступлениями в Западном Берлине, Ганновере и даже Нью-Йорке, где концерт группы был показан по MTV. В этот период были записаны альбомы "Наугад" (1990) и "Родившийся в эту ночь" (1991). Звучание группы значительно изменилось, став более гитарно-ориентированным.
"Чужая земля", "Титаник" и последние годы
Альбом "Чужая земля" (1992) принес новые хиты: "На берегу безымянной реки" и "Прогулки по воде". К 10-летию группы был выпущен трибьют-альбом "Отчёт 1983—1993", в записи которого приняли участие многие известные рок-коллективы.
Выход альбома "Титаник" (1994) ознаменовал новый пик популярности Nautilus Pompilius. Активная концертная деятельность, сотрудничество с продюсерами Владимиром Месхи и Леонидом Ланда вернули группе статус звезд российской рок-сцены.
Однако, альбом "Крылья" (1995), несмотря на коммерческий успех, был неоднозначно встречен критикой. Последний студийный альбом "Яблокитай" (1997), записанный в Англии при участии Бориса Гребенщикова, также не смог повторить успех "Титаника". В 1997 году, после прощального тура "Последнее плавание", Nautilus Pompilius официально прекратил существование.
Наследие "Наутилуса"
Несмотря на распад, музыка Nautilus Pompilius продолжает жить. Песни группы звучат в фильмах, переиздаются, исполняются другими музыкантами. Вячеслав Бутусов продолжает творческую деятельность, исполняя хиты "Наутилуса" в составе группы "Ю-Питер".
Nautilus Pompilius оставил яркий след в истории русского рока, став одним из символов перестроечной эпохи. Творчество группы, наполненное философской глубиной и музыкальной оригинальностью, продолжает волновать слушателей и вдохновлять новых музыкантов.