Найти тему
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Первый массовый - Vickers Mk. E, 1928

Оглавление

В стремлении создать идеальный танк британские конструкторы не преуспели, однако им удалось создать боевую машину, фактически увековечившую компанию Vickers. Ни у одного танка до или после появления Vickers Mk. E не было столько последователей и копий различного качества по всему миру. Но обо всём поподробнее.

Двухбашенный танк Vickers Mk.E в финальной конфигурации. Фотография в свободном доступе.
Двухбашенный танк Vickers Mk.E в финальной конфигурации. Фотография в свободном доступе.

История создания

Конец 20-х годов ХХ века для британских танковых конструкторов, скажем, был не совсем удачным — не особо качественные средние танки, ненужный армии многобашенный монстр… Компании Vickers нужно было создать нечто эдакое, которое разом перекрыло бы все финансовые потери десятилетия. Перед инженерами была поставлена задача — создать такую машину, которая была бы одновременно лёгкой, надёжной и дешёвой, а также отвечала всем требованиям современных боевых действий. Немаловажное значение имела и возможность дальнейших модификаций — без этого попросту никуда уже было не деться.

Однако решающую роль в создании нового танка сыграли отнюдь не инженеры Vickers. Многие военные, по завершении Первой Мировой Войны оставшиеся не у дел, строили свою карьеру отдельно от армии — к примеру, капитан Карден и капитан Ллойд, сообща создавшие первую крупносерийную танкетку Carden-Loyd Mk.IV. Примерно таким же путём пошёл и Гиффорд Мартел, который создал первую в мире танкетку, к сожалению (или счастью), невостребованную в армии. Но вернёмся к капитану Кардену — он сумел разработать уникальную для своего времени ходовую часть, состоящую из катков довольно большого размера, подрессоренных «свечками» из пружинных амортизаторов. Также он разработал и другую ходовую часть, состоявшую из сблокированных попарно катков малого диаметра, с полурессорами в качестве упругого элемента амортизации. Такая подвеска стала по-настоящему перспективной — лёгкая и надёжная, она могла при необходимости быть обслужена даже самым низкоквалифицированным механиком. А ещё она была чрезвычайно дешёвой в производстве — ну не сказка ли? Оставалось только придумать танк, способный на ней кататься.

Артиллерийский тягач, ставший базой для Vickers Mk. E. Фотография в свободном доступе.
Артиллерийский тягач, ставший базой для Vickers Mk. E. Фотография в свободном доступе.

Однако конструкторы не учитывали текущих реалий – британская армия делала упор на тяжёлые и средние танки, роль лёгких боевых машин должны были исполнять танкетки. Лёгкие танки в армии Великобритании были абсолютно не нужны. Поэтому танк изначально планировали собирать только на экспорт – там и заработать легче, да и требований поменьше. За основу будущей машины предлагалось взять пресловутую танкетку Carden-Loyd Mk.IV, естественно, с целой пачкой различных улучшений – ведь по задумке конструкторов, задумывалась настоящая «траншейная метла» на гусеницах.

Параллельно с танком, на этой же базе решили создать и артиллерийский тягач – его можно было запросто «конвертировать» в танк и обратно, при наличии соответствующих компонентов. Для переделки танка в тягач нужно было просто отклепать подбашенную коробку и снять её с корпуса танка, вместе с башней. На место креплений в лобовой части нужно было установить щиток, после чего получался этакий кабриолет на гусеничном ходу. При необходимости (разумеется, с учётом наличия оных) подбашенную коробку можно было приклепать обратно, превратив артиллерийский танк в тягач. Такое положение дел сулило неплохие прибыли – до Vickers настолько универсальных машин не делал никто.

Таким образом, Vickers сумели сделать ставку на успех, создав по-настоящему универсальную машину – дальше вы поймёте, о чём я говорю. А пока – просто приведу цифры. Для Великобритании и её сателлитов и колоний было произведено 137 единиц танков Mk.E, Советский союз, купив лицензию на производство, выпустил более одиннадцати тысяч лёгких танков Т-26! Представьте, насколько был коммерчески успешным проект Mk.E и его собратья?

Описание конструкции

Танк Vickers был по-настоящему хорошей для своего времени боевой машиной – лёгкой, подвижной и неплохо вооружённой. При массе всего в шесть тонн и довольно компактных габаритах он был жемчужиной своего времени – благодаря развитию промышленной и оружейно-конструкторской мысли, он мог выполнять ровно те же задачи, что и первые «ромбы».

Корпус и башни

Vickers Mk.E собирался из пластин стальной катаной гомогенной брони толщиной от пяти до тринадцати миллиметров. Собирался корпус на раме, к которой методом клёпки крепились нужные пластины – стандартная для танков тех лет схема. Корпус простой, коробчатой формы, производился без литых компонентов, имел рациональные углы наклона листов брони. Лобовая и бортовая броня корпуса представляли собой сплошные листы толщиной в тринадцать миллиметров, корма защищалась листами брони толщиной в восемь миллиметров, а крыша и днище танка имели толщину в пять миллиметров.

Компоновка корпуса закладывала основы всех будущих танков мира – двигатель сместили к корме, трансмиссию разместили в носу, а боевое отделение по центру танка. Такое разделение было признано самым комфортным для экипажа и удобным для выполнения поставленных задач. Боевое отделение отделялось от моторного при помощи бронированной перегородки, каждому члену экипажа полагался персональный люк для попадания на своё место. В дополнение к этому, в днище был отдельный аварийный люк в днище машины, через который можно было выбраться в случае вывода машины из строя.

Самое интересное было с башнями – на выбор их было три типа. Изначально танк строился как двухбашенная пулемётная машина, в базовой своей модификации «А». Каждая башня оснащалась одним пулемётом, и в каждой башне было по одному пулемётчику. Чуть позже двухбашенные модели стали выпускать и с пушечным, и с комбинированным (когда одна башня была пулемётной, вторая – пушечной) вооружением. Но по заказу некоторых стран поставлялась и однобашенная модификация, которая оснащалась пушкой Bofors калибра 37 миллиметров и спаренным с ней пулемётом с воздушным охлаждением ствола. Все типы башен производились по одной и той же технологии – на каркас по кругу приклёпывалась цельная пластина из бронированной стали толщиной в тринадцать миллиметров, лишь в передней части её оставалось отверстие для установки пулемёта или пушки. Крыша башни имела толщину в пять миллиметров и оснащалась люком для посадки/высадки экипажа.

Радифицированные танки можно было определить по забашенной нише и установленной антенне для радиосвязи. Фотография в свободном доступе.
Радифицированные танки можно было определить по забашенной нише и установленной антенне для радиосвязи. Фотография в свободном доступе.

Одинарная башня заметно отличалась (устанавливалась только в модификации В) – она была крупная по габаритам, выполнялась из четырёх заготовок (рама, приклёпанный к ней лист бронированной стали, снарядный ящик в корме башни и крыша). В лобовой её части располагалась довольно широкая амбразура для артиллерийско-стрелкового вооружения, а на крыше – различные люки и лючки. Толщина брони – тринадцать миллиметров по кругу и пять по крыше.

Вооружение

Изначально танки предлагалось вооружать двумя пулемётами Vickers калибра 7.7 миллиметров. Башни, что разумеется, могли «работать» автономно. По задумке конструкторов, танк должен был двигаться на позиции врага, подавляя пулемётным огнём живую силу противника, после чего, встав над траншеями, разворачивал башни в разные стороны и «выметал» из них вражеские войска. В идеале, конечно же, эта схема работала, однако не всегда танк должен был идти на позиции пехотных соединений, брошенных на участке без артиллерии и кавалерии.

Танк Vickers Mk.E mod. B с комбинированным пулемётно-пушечным вооружением. Фотография в свободном доступе.
Танк Vickers Mk.E mod. B с комбинированным пулемётно-пушечным вооружением. Фотография в свободном доступе.

В дальнейшем были созданы комбинированные и чисто артиллерийские варианты вооружения башен, однако использование 37-мм пушек Гочкиса, аналогичных тем, что устанавливались на Renault FT и целый ряд других танков, в 1929-1930 годах было уже практически бесполезным. Но физически в эти башни установить более мощного артиллерийского вооружения было нельзя – места в башнях не хватало. Именно поэтому, чтобы не терять клиента, Vickers в срочном порядке разрабатывает башню для модификации «В» - одинарную, вооружённую достаточно мощной 47-мм пушкой QF, которая имела и возможность стрельбы осколочно-фугасными снарядами. Пушку «спарили» с 7,7-мм пулемётом Hotchkiss Mle1909.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

В качестве силовой установки изначально собирались использовать четырёхцилиндровый карбюраторный рядный бензиновый двигатель водяного охлаждения мощностью в 80 лошадиных сил от Dorman. Однако этот двигатель военным не показался надёжным, как минимум, из-за своей склонности к перегреву. Поэтому конструкторам в спешке пришлось искать ему замену – и им оказался такой же комбинации двигатель, но уже собственной конструкции Armstrong-Siddeley Puma. Он представлял собой классический линейный авиационный двигатель, который был немного дефорсирован и модифицирован для «сухопутного» использования. Двигатель был несколько капризным, но при соблюдении всех регламентных работ, довольно неплохо себя продемонстрировал – тем более, что он был ещё и экономнее предшествующей модели.

В состав трансмиссии танка входили:

  • Однодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по феродо), смонтированный на двигателе.
  • Карданный вал, проходивший через боевое отделение.
  • Пятиступенчатая (5+1) механическая трёхходовая коробка передач, размещённая в отделении управления слева от механика-водителя.
  • Механизм поворота, состоявший из двух многодисковых бортовых фрикционов беспружинного типа и ленточных тормозов с накладками феродо.
  • Одноступенчатые бортовые передачи.

Ходовая часть применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 30 см, четырёх сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков диаметром 25,4 см, ленивца и ведущего колеса переднего расположения. Подвеска опорных катков — сблокированная во взаимозаменяемых тележках по четыре, на листовых рессорах. Каждая тележка состояла из двух коромысел с двумя катками, одно из которых шарнирно соединялось с литым балансиром, в свою очередь шарнирно закреплённом на корпусе танка, а другое крепилось на двух параллельных четвертьэллиптических рессорах, жёстко соединённых с балансиром. Гусеницы Vickers Mk.E были шириной в 26 см, с открытым металлическим шарниром, одногребневые, цевочного зацепления.

Приборы наблюдения и связи

Для обзора механика водителя использовался бронированный секционный люк, который в боевом положении закрывался полностью и имел для обзора лишь небольшую смотровую щель, прикрытую триплексом. Сам люк был достаточно тонким, и как следствие – хрупким. Если винтовочную пулю он ещё держал, то снаряд даже мелкого калибра был для него практически смертельным. И как следствие, для всей машины тоже — в силу относительно слабого бронирования, вывести её из строя не представляло большого труда даже в 1928 году.

Командир мог наблюдать за полем боя через несколько смотровых щелей, расположенных по бортам крупной башни (для проекта В) или же через прицел пулемёта и две смотровые щели в случае с двубашенными машинами. Обзорность для экипажа была достаточно скудной, но в целом признана удовлетворительной — другой всё равно Vickers предоставить не могли. Немного изменилась обзорность машины с появлением телескопических приборов наблюдения в 30-х годах — не бог весть что, но можно что-то большее разглядеть.

Туго было и с радиосвязью — её изначально даже не предусматривали. Радиостанции для танков были дефицитными, крупногабаритными и в танки тех лет попросту не влезали. Уже в 30-х годах, когда было налажено производство малогабаритных радиостанций, некоторая часть машин однобашенного типа комплектовалась радиостанциями, размещёнными в кормовой нише. Это неблагоприятно влияло на носимый танком боекомплект, но что поделать, если другого места для радио больше нет? Оснащались радиостанцией только машины командиров подразделений от танковой роты и выше.

Боевое применение

Оригинальные машины Vickers не сильно «засветились» в боевых действиях, в силу своей малочисленности. Однако они побывали на фронтах сражений в Польше, Финляндии и Китае, где показали себя относительно неплохо.

Про боевые похождения советской машины можете почитать в этой статье.

Польша

В 1939 году «Виккерсы» были в 121-й танковой роте 10-й моторизованной кавалерийской бригады и 12-й легкотанковой роте. Роты были из 16 танков в трёх взводах по 5 танков и танк командира роты. 121-я рота активно участвовала в боях с двумя немецкими дивизиями, пробивавшимися через горы Бескиды. Танки Vickers Mk. E и две роты танкеток TKS решили использовать как «пожарную команду», посылая на опасные участки. 3 сентября «Виккерсы» поддержали пехотинцев 10-го стрелкового полка, несколько раз атаковав наступавшую немецкую 3-ю танковую дивизию. На следующий день Mk. E и TKS воевали с 4-м уланским полком и уничтожили два танка и три бронеавтомобиля. Хотя о собственных потерях не сообщалось, поляки на несколько дней остановили продвижение немцев. Первая официально признанная потеря лишь 6 сентября, в бою у населенного пункта Виснич подбит один танк.

Двухбашенный Mk.E "польской" модификации. Фотография в свободном доступе.
Двухбашенный Mk.E "польской" модификации. Фотография в свободном доступе.

Успех 121-й танковой роты кратковременный. Заботясь о затыкании дыр в обороне польское командование забыло, что танки хотя бы изредка требуется пополнять топливом и боеприпасами и в очередном марше 8 сентября колонна танков осталась без топлива. Через несколько часов отыскали немного бензина, но к месту назначения (к Колбушеву) прибыли всего три танка. Решив, что «Виккерсы» полезнее в тылу, командование армии «Краков» отправило их за реку Сан, где 15 сентября танки вступили в бой с 15-й пехотной дивизией немцев. После двух дней боёв рота потеряла три танка: один уничтожен артиллерией и два захватили немцы. В боях у Колбушева 121-я рота потеряла ещё три танка и вынуждена отойти. Оставшись с 6 танками и не имея связи с командованием, остатки роты отошли к реке Танев и впоследствии приняли участие в боях под Наролем и Белзичем 17-18 сентября. К этому времени в 121-й роте три Mk.E и 20 человек личного состава.

12-я рота под командованием капитана Чеслава Блока, бывшая в резерве, подчинялась Варшавской бронемоторизованной бригаде. При мобилизации четыре командирских танка получили радиостанции, но решающего влияния это на боевое применение не оказало. Первый бой 12-й роты под Аннополем и завершен для поляков неудачно. Рота пошла в бой без разведки и попала под огонь артиллерии немцев. Потеряв два танка, рота отошла и угодила под огонь своей пехоты, принявший польские танки за немецкие. Обошлось без повреждений, но факт этого говорит о отсутствии координации. Спустя сутки снова проблема с бензином, после частичного решения которой роте задача захватить участок дороги у Красноброда. С танками в атаке участвовали мотоциклисты. Им встретились два немецких бронеавтомобиля, которые уничтожены танками. Спустя несколько дней они вновь отошли и 18 сентября 12-я рота участвовала в сражении под Томашев-Любельским. Утром 18 сентября в атаку пошли 8 Mk.E с поддержкой танкеток TKS и танков 7ТР. В бою поляки потеряли 8 танкеток и 4 танка, а вечером уничтожен ещё один Mk.E. 19-го ситуация повторилась, с той разницей, что бригада лишилась всех «Виккерсов» и одного 7ТР. Оставшись без материальной части, Варшавская бронемоторизованная бригада сдалась в плен 20 сентября.

Из танков из учебного центра в сентябре в боеспособное состояние привели 3 или 4 танка. С несколькими танкетками двухбашенные учебные Mk.E остались на венгерской границе. Их боевой путь завершён 18 сентября, смешанная рота вела бой с советской 23-й танковой бригадой, где и погибли британские танки.

Финляндия

До февраля 1940 года финские «Виккерсы» в боях не участвовали. 24 февраля 4-й бронероте из 13 «Виккерсов» Mk E было приказано поддерживать наступление егерского батальона на Хонканиеми. 26 февраля рота пошла маршем и от мороза и других причин на место прибыло лишь 8 танков, 5 сломались, и их не отремонтировали. В 6 часов бронерота отправилась на исходные позиции. 2 танка сломались. В наступлении, начавшемся в 6:15, участвовало лишь 6 «Виккерсов». Во время начала атаки финская артиллерия ударила по егерскому батальону и остановила его движение за танками. Танки пошли вперед без пехоты, а из-за отсутствия радиостанций приказ об атаке не отменили, и танки действовали по плану. Финские пехотинцы какое-то время лежали, но потом поднялись, и часть их перешла железную дорогу у переезда и начали бой с красноармейцами. У советской стороны в районе полустанка Хонканиеми стрелковый батальон 245-го полка (сп). С батальоном рота 112-го танкового батальона (тб) три взвода Т-26.

Однобашенный финский Mk. E. Фотография в свободном доступе.
Однобашенный финский Mk. E. Фотография в свободном доступе.

Финские танки прошли через батальон 245-го сп. Танки советского танкового взвода пропустили финские танки, посчитав их взводом командира роты, который был на дозаправке в тылу и должен был подойти (финские Виккерсы и советские танки Т-26 внешне похожи, и главное различие то, что у финского танка башня на корпусе справа, а у советского — слева). «Виккерсы» не сразу открыли огонь, что сбило с толку советскую пехоту, которая увидела танки финнов впервые. Увидев танки, пехота не беспокоилась, поэтому танки прошли через стрелковую роту, и лишь танкисты определили, что танки финские. Отрыв «Виккерсов» от пехоты стал удачен для финнов. Первый «Виккерс», видимо, был № 665. За танком № 665 шёл танк № 648. Он шёл некоторое время за 665, затем открыл огонь по пехоте. Танк № 665, проехавший мимо танка комбата, подставил борт и получил бронебойный снаряд в моторное отделение. Следующий снаряд разорвался рядом с № 665. Тот загорелся и его покинул экипаж. Бойцы 3-й роты закидали уже безжизненный танк гранатами. К этому времени опомнились танки советского передового взвода, открыв огонь по «Виккерсам» и финской пехоте. «Виккерс» № 664 остановился перед канавой и его посчитали подбитым.

Командир № 648 заметил два советских танка из передового взвода, но выстрелить не успел: они скрылись в дыму. В № 648, судя по всему, попал снаряд и советский пулемётчик бросил под его гусеницы связку гранат. Командир приказал покинуть танк, взял автомат, вылез из башни наружу и бросился бежать. Он добрался до своих через сутки. Экипаж № 648 не выполнил приказ и выбросил белый флаг, так как в упор на него смотрела пушка Т-26 комбата. Три члена экипажа, попавшие в плен, не вернулись на родину и в Финляндии считаются пропавшими без вести. № 668 наехал на дерево или оно, подбитое снарядом, упало на него. Танк застрял, танкисты пытались разрубить дерево. Один погиб с топором. Командир танка приказал покинуть танк, выскочил из него, но был убит. Второй танкист, покинувший танк, попал в плен, а третий добрался до своих. Финские «Виккерсы» № 664, 670, 667 вернулись на исходные позиции. Финская пехота после этого отступила.

В 9:00 три уцелевших «Виккерса» развернулись и вновь атаковали с пехотой советский батальон. Но теперь № 670 не вышел из атаки. Т-26 первым снарядом разбил сарай, а вторым и третьим подбил № 670. Снаряды попали в мотор № 670, экипаж покинул танк и добрался до своих. В № 664 попадал снаряд, но он ушёл подбитым в тыл. Последний «Виккерс» № 667 был подбит огнём танков. 3 Т-26 стали преследовать отходящие № 664 и 670 (последний ещё не был подбит в этот момент). Подбитый № 667 вел огонь, стоя на месте. Сопротивлявшийся танк № 667 был расстрелян с двух сторон двумя Т-26, после чего экипаж финского танка покинул его. Потери советской танковой роты 112-го танкового батальона: один Т-26 поврежден, но остался в строю, один Т-26 поврежден и, видимо, отправлен в ремонт. Один танкист легко ранен и один — погиб.Потери финской 4-й бронероты: 5 танков подбито и захвачено, 2 офицера ранены, 1 младший сержант погиб, 5 танкистов пропали без вести.

Три самых уцелевших «Виккерса» отправили в Ленинград. Один отправили в музей Красной Армии в Москве (№ 1672). Один «Виккерс» в апреле 1940 года был на выставке о боях в Финляндии в Ленинграде.

29 февраля 1940 года в 4-й финской бронероте в обороне 7 танков в двух взводах. В 8:00 танки 1-го взвода в обороне открыли огонь и повредили один советский танк, но были и сами повреждены. В 14:00 советские при поддержке танков начали атаку на станцию Перо. Гусеница одного «Виккерса» оказалась перебита. Экипаж защищал «Виккерс» от атак, но потом покинул его. По советским данным, у Перо захвачено три «Виккерса». Один Мк. Е 6 марта был послан поддерживать контратаку, он застрял и был уничтожен своими. По советским данным, 7 марта у станции Тали, финны атаковали шестью Мк. Е. Советские танки уничтожили два «Виккерса», а ещё четыре танка захвачено исправными.

K 13 марта 1940 года 4-я бронерота потеряла 8 танков подбитыми, осталось 5 (по другим финским данным потеряно в войне 7 «Виккерсов», восьмой эвакуирован, но ремонту не подлежал. Ещё по одним данным потеряно 9 «Виккерсов»). 3-я и 5-я финские танковые роты, хотя и получили «Виккерсы», но не участвовали в боях. На 31 мая 1941 года в составе танкового парка числились 27 танков, в середине 1942 — 24. На 1.07.1943 и 1.07.1944 их количество не менялось — 22 штуки. К концу 1944 года их имелось ещё 19.

Китай

С 1935 года, чувствуя увеличивающуюся опасность от Японии, Китай решил закупать современное вооружение в Европе. В Великобритании у фирмы Vickers-Armstrong в 1935 году приобретено 16 танков Виккерс Mk. E, а в 1936-м, в дополнение, ещё 4 танка, но с радиостанциями — Vickers Mk. F. Вместе с Vickers Mk. E в Китай поставили 29 танков-амфибий Vickers Carden Loyd (VCL) Model 1931. В 1936 году куплено ещё 4 легких танка VCL Model 1936. Три бронетанковых батальона сведены в бронетанковую бригаду — командир Ху Тинг-яо (Xu Ting-yao):

  • 1-й танковый батальон (Шанхай) — 32 танка: 29 Vickers Carden Loyd Mk VI, 3 Vickers Мк Е;
  • 2-й танковый батальон (Шанхай) — 34 танка: 17 Vickers Мк Е, 17 Vickers Carden Loyd Mk VI, 10 (Renault ZB), Также в батальоне 8 транспортеров «Виккерс»;

7 июля 1937 года началась полномасштабная война Японии с Китаем. Японская армия была лучше вооружена и не страдала от политических разногласий, как китайские войска. Новосформированные китайские танковые войска в боях против японцев роли почти не сыграли. 1-й и 2-й бронетанковые батальоны с японцами дрались за Шанхай весь 1937 год. Но как показали бои на шанхайских улицах — танкам в городе воевать трудно. Многие танки захвачены японцами, как трофеи, иногда даже неповрежденными. 2-й батальон уничтожен в боях за Шанхай 13 августа — 9 сентября 1937 года. 3-й батальон разбит за девять дней Нанкинского сражения — 4-13 декабря 1937 года. Безвозвратные потери китайцев были 50 танков. К 1938 году танков и танкеток в Китайской армии не больше 48. К началу 1938 года более половины из 96 танков и танкеток с которыми Китай начал войну, потеряны. Война с Японией привело к уезду немцев из Китая. Немецкие танки экплуатировались минимум до 1941 года, в 41-м один захвачен японцами. И их место занял СССР, решивший помогать Китаю против Японии, обеспокоенный возросшей опасностью вблизи своих границ.

В июле 1938 года из единственной китайской механизированной дивизии на фронт в район Кайфын-фу (в провинции Хэнань) отправлена танковая группа из 10 Т-26, роты «Виккерсов» и роты итальянских танкеток. Группа участвовала в 3 — 4 атаках, даже отмечен её большой вклад в остановку наступления японцев. Но после 12 ноября 38-го фронт был стабилизирован и танки отозвали. Горная и сильно пересеченная местность с большим количеством горных рек и ручьев не способствовала применению танков зимой и в дальнейшем.

Заключение

Я хочу попросить у читателей прощения за столь длинную, но надеюсь, информативную публикацию. Ведь Vickers Mk.E — действительно стоящая боевая машина своего времени, которая, как вы видите, успешно повоевала на огромном континенте. Но, как и у любой боевой машины конца 20-х — начала 30-х годов ХХ века, век был недолог. Виной тому стремительное развитие инженерно-конструкторской мысли тех лет, направленных как на строительство танков, так и на создание средств борьбы с ними. Но несмотря ни на что, Vickers Mk.E занимает достойное место в плеяде многочисленных танков мира.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!