Как знакомый нам вид спорта, лакросс сформировался на северо-востоке Америки в середине XIX века при активном участии индейцев и потомков европейцев. Прообраз игры существовал с X века, и за несколько столетий она впитала в себя культурно-ритуальные аспекты жизни коренных народов.
Поводом для игры в мяч могли быть собрание местного совета, встреча племён, свадьба, похороны, сезонный праздник урожая и не только. Иногда игра была призвана символически решить конфликт между племенами, но всё же не заменяла дипломатию. В некоторых мифах есть сюжеты, в которых игра предотвращала войну, но исторических подтверждений этому нет.
К середине XVIII века французские канадцы охотно играли в лакросс, популярность игры постепенно росла, а в XIX веке началась активная фаза развития спорта: проводились турниры, создавались клубы, а вскоре игроки занялись написанием единых правил.
Индейцы тоже регулярно повышали собственное мастерство, часто обучали белых, открывали свои клубы, даже побеждали в чемпионатах, но постепенно их влияние на развитие лакросса уменьшалось. Это связано как с ростом белого населения, так и с дискриминацией и прямыми запретами на участие в турнирах.
1884, Harper’s Weekly (New York) Связь с хоккеем?
XIX век был периодом, когда в разных городах мира появились первые клубы по бейсболу, футболу и другим спортивным играм. Монреаль оказался родиной двух таких клубов: в 1856 – по лакроссу, в 1877 – по хоккею на льду. Сами игры развивались самостоятельно и в отрыве друг от друга, но здесь нашли общую «родину».
У хоккея на траве в Европе глубокие корни, есть частичные свидетельства и зимних игр. Холодная и озёрная Канада предоставила подходящие условия, чтобы хоккей на льду выделился как самостоятельный вид спорта. И неудивительно: люди часто играют в то, что им нравится, несмотря на климат; а если он подталкивает к нововведениям, они рано или поздно происходят.
Кстати, на одной из картин американского художника Эдмунда Коатса индейцы играют в лакросс на льду. Вполне вероятно, что эту практику они переняли у европейцев, регулярно переносивших на лёд многие свои развлечения.
Эдмунд Коатс. Индейцы играют в лакросс на льду, 1859 История названия
На языке коренных народов у лакросса были другие названия. Вот некоторые примеры: baggataway – они толкают бёдрами [бьются телами], baaga`adowe – игра с ударами (оджибве); tewa:aráton – они бьют круглый объект [мяч] (мохоки); ishtaboli – палка-мяч, kapucha toli – игра в мяч (чокто); anetsa – игра в мяч, dehuntshigwa’e – они играют палками (чероки).
Слово «la crosse» на французском языке означает пастушеский или епископский посох, но часто и простую загнутую палку. Это понятие встречалось как на многочисленных религиозных гравюрах, так и при описании бытовых или игровых сценок.
И когда в Канаде XVII века французские миссионеры увидели клюшки для индейской игры, они назвали их типичным для своего языка термином – «la crosse». Это одновременно отсылало и к форме клюшки, и к её сходству с посохом епископов.
Тем не менее, индейцы длительное время использовали собственные названия, потому что «лакросс» не отражает связи с их культурой. Конечно, новое слово применялось, чтобы облегчить коммуникацию с колониальными властями, и оно постепенно прижилось. Но в устной традиции и мифологии сохранились исключительно оригинальные термины.
Jeux d’enfants (детские игры), 1657 Индейская игра в мяч — стикбол
Стикбол (stickball, палка-мяч) — обобщающий термин для игр с клюшкой и мячом, по существу так можно назвать любую игру данного семейства, ведь в исторических статьях о них лежит один и тот же материал. Но сейчас это понятие, особенно коренной североамериканский стикбол (Indigenous North American stickball), прочно закрепилось за вариантами игр, распространённых среди племён американского юго-востока.
«Стикбол» никогда не был забыт, в него продолжали играть некоторые племена, но периодом возрождения считают 1960-80-е годы, когда энтузиасты решили организованно подойти к вопросу сохранения и популяризации своей культуры. Они регулярно проводят турниры и показывают игру на народных фестивалях. В некоторых университетах и колледжах даже появились клубы по стикболу.
К слову, Совет по традиционным играм (North American Indigenous Games Council) продвигает использование исконных названий, таких как anetsa или tewaarathon, чтобы подчеркнуть связь с предками. Это один из способов сохранения самоидентификации коренных народов.
Если очень кратко передать суть правил и отличий от лакросса, то в стикболе две клюшки, они короче и у них заметно меньше головы с сетками. Вместо ворот – вкопанный в землю столб, и задача игрока – попасть мячом в определённую отмеченную точку. Игра более контактная и жёсткая, под стать многим другим традиционным играм.
Так что стикбол – это своего рода брат-близнец лакросса до начала нововведений; игра, которая по духу отвечает своим корням. При этом правила народа чокто отличаются от правил чероки, чикасо, маскогов, криков или семинолов. Иногда даже говорят, что матчи по стикболу никогда не повторяются, потому что правила меняются в каждой игре.
Вудро Вильсон Крамбо. Игра в мяч между кланом Буффало и Рыбы, 1955 Самое главное – узнаваемые отличия
По историческим описаниям и старым изображениям можно понять, что в общих чертах индейская игра в мяч была везде одинаковой, хотя в зависимости от местных традиций встречались заметные отличия. Так, на западе женщины иногда участвовали в ритуальных играх, но не в состязаниях, а у более воинственных восточных племён игра была преимущественно мужской.
Роль ворот могли выполнять два столба с перекладиной или без, пара деревьев или даже круг на земле, нарисованный палкой или выложенный из каких-нибудь предметов. Для «забитого гола» чаще всего нужно было забросить в ворота, но в некоторых случаях – пробежать через них с клюшкой и мячом.
Почти повсеместно игроки использовали две короткие клюшки, хотя их характеристики могли отличаться, иногда играли и с одной клюшкой. У индейцев северо-восточного региона зародился известный вариант длинной клюшки с закреплённой сеткой. Именно в этот регион прибыли английские и французские колонисты, и именно здесь в будущем сформировался лакросс.
Команда для игры в мяч, Вульфтаун, 1888 Какой тип клюшки появился раньше?
Археологические находки указывают, что древнейшие клюшки X-XII веков были короткими палками с выемками для мяча. С XVI века края клюшек стали загибать, а к концу XVII века для удержания мяча начали использовать кожаные ремни. Эволюция клюшки тесно связана с военными и охотничьими инструментами. Клюшки часто изготовляли из дерева гикори, как и боевые дубинки; их так же украшали рисунками, перьями и талисманами.
Большая сетка — самая поздняя модификация. Ряд авторов предполагает, что индейцы, освоившие технику плетения сетей для снегоступов и рыбной ловли, уже экспериментировали с волокнами крапивы, но массовое распространение сеток для клюшек началось только с 1750-х — вследствие контактов с французскими трапперами, которые принесли металлические иглы и хлопковые нити.
Мячи индейцы делали из кожи оленей или других животных, набивая её шерстью или волосами. Иногда встречаются упоминания дерева, используемого в качестве сердечника мяча, чтобы увеличить его вес.
Разнообразие клюшек Ворота и вратари
Привычные всем ворота с сеткой появились в лакроссе в 1867 году, когда Монреальский клуб решил унифицировать правила и сделать их более простыми и ясными, в том числе заменив кожаный мяч резиновым. Часть клубов ещё долго не использовали сетки, а вместо ворот с перекладиной ставили столбы с флажками.
Уже тогда были вратари, но у них были те же клюшки, что и у полевых игроков, или слегка крупнее. Оно и понятно – клюшка имела довольно большую сетку и необходимости создавать отдельный класс не было. С 1930-х начались эксперименты с формой и размером, а к концу 1960-х изменился даже материал клюшек: дерево заменили более лёгким и прочным союзом алюминия и пластика, бросать стало легче, мяч стал быстрым и опасным.
Обстоятельства созрели и в 1971 году в студенческих правилах впервые закрепилось положение о больших вратарских клюшках и особой защитной экипировке. По сути это было компенсацией для вратарей, потому что ловить мяч в новых условиях стало заметно труднее.
Лондон принимает Торонто, 1902 Шаг в сторону и обратно
Вернёмся назад по хронологии и отметим, что лакросс ещё в XIX веке попал в Великобританию, где сразу видоизменился и приобрёл новые черты. В Англии команды состояли из 12 игроков, поле было больше, ворота меньше, а физический контакт был запрещён. Акцент был направлен на пасы и тактические решения.
И когда в 1974 году была основана Международная федерация лакросса (Federation of International Lacrosse), она около десяти лет занималась разработкой компромиссных правил для всех стран-участниц. Среди прочего организация также занималась «гармонизацией» женских и мужских правил и терминологии.
Дело в том, что женский лакросс зародился в Шотландии в 1890 году и развивался исходя из идеи «женской утончённости» независимо от мужского лакросса. Спустя время игра «вернулась» в Америку и постепенно начала набирать популярность. Конечно, источником вдохновения для появления женского лакросса послужил мужской матч 1884 года клубов из Монреаля и резервации мохоков Канаваке.
Йельский университет, 1977
Как заметку на полях, вкратце упомяну бокс-лакросс, зародившийся в 1920-30-е годы в Канаде, а также современные подкатегории лакросса по типу олимпийского или интеркросса. В контексте статьи они являются производными второго порядка, которые образовались из спортивного лакросса, поэтому остаются за скобками исследования.
Что в итоге?
История лакросса-стикбола показывает любопытный пример разделённой эволюции и адаптации игры. В конкретном смысле не существовало единых правил, но это был комплекс родственных игр, которые могли пройти путь собственного объединения и унификации.
Стандартизация – естественный процесс, он затронул почти все известные спортивные игры, чьё разнообразие осталось в прошлом. Но в случае лакросса в этот процесс вмешалось внешнее европейское влияние, что и подтолкнуло часть индейского общества к сознательной попытке возродить к жизни традиционный вариант игры.
В XXI веке лакросс и стикбол продолжают существовать как отдельные игры, практически не оказывающие друг на друга прямого влияния. Между ними сохраняется культурная и символическая связь, некоторые лакросс-организации даже поддерживают и финансируют программы по сохранению и развитию стикбола. Иногда одна из игр служит вдохновением, чтобы заинтересоваться другой и вспомнить их общие исторические корни.
Лакросс сегодня
Стикбол сегодня Источники
Большинство выводов и предположений, особенно связанных с описанием древности, основаны на этнографических и исторических материалах. Настоятельно рекомендую ознакомиться с ключевыми цитатами. Это отнимет всего несколько минут, зато позволит узнать важные детали и закрепить впечатление от прочитанного.
Жан де Бребёф, «Иезуитские отношения» (1636)
«Цель игроков каждой стороны — занести его [мяч] в деревню противников или провести его между двумя столбами, что и решает победу».«Эти игры иногда очень опасны, ибо эти дикари так вспыльчивы, что приходят в ярость из-за малейшего повода, и от ярости переходят к ударам, а от ударов — к кровопролитию».
Жозеф-Франсуа Лафито, «Нравы американских дикарей в сравнении с нравами древних времён» (1724)
«Они играют с клюшками, напоминающими посохи пастухов».
Жан де Шарлевуа, «История и общее описание Новой Франции» (1744)
«Правда, что они [игры] очень грубы, игроки наносят друг другу множество ударов, и эти игры часто заканчиваются ссорами, но редко имеют дурные последствия».«Эта игра очень утомительна, но дикари страстно ее любят. Французы не погнушались быть ее зрителями, а наши канадцы научились играть в нее с таким же мастерством, как индейцы».
Эбенезер Элмер, «Дневники» (1776)
«Их игра ведется с мячом и клюшками следующим образом, а именно: у каждой стороны есть шест, установленный на каждом конце их площадки, и побеждает та сторона, которая забросит мяч через шесты своих противников наибольшее количество раз. Обычно играют от пятнадцати до двадцати человек с каждой стороны и демонстрируют удивительную ловкость и равную активность, и, по-видимому, неистощимую физическую форму, чтобы продолжать бег, по крайней мере, в течение двух часов с предельной яростью. Расстояние между шестами каждой стороны обычно составляет около сорока или пятидесяти родов».
Уильям Бартрам, «Путешествия по Северной и Южной Каролине» (1791)
«Мяч редко трогают рукой, но подбрасывают и переносят на крестовине [клюшке] с такой ловкостью и силой, что мог бы сломать конечность, если бы не мастерство игроков».
Джон Хеквелдер «История, нравы и обычаи индейских народов» (1819)
«Несколько старых мужчин выбираются быть судьями, чьи глаза пристально устремлены на мяч, и горе тому, кто попытается обмануть или ввести их в заблуждение».
Джон Дункан, «Путешествия по части Соединенных Штатов и Канады в 1818 и 1819 годах» (1823)
«Это совсем не похоже ни на одну из наших игр. Это смятенная толпа, кувыркающаяся и борющаяся за мяч, как стая галок, цель каждого — поймать мяч в свою ракетку и бежать с ним или бросать его, пока он не доставит его к воротам на любом конце площадки».
Джордж Кэтлин. Танец игроков в мяч, 1834
Джордж Кэтлин, «Письма и заметки о североамериканских индейцах» (1841)
«Ворота находятся на расстоянии около пяти или шести сотен ярдов друг от друга и состоят из двух столбов, установленных в землю на каждом конце, и игра выигрывается любой из сторон, которая пронесет или бросит мяч над или между столбами своих противников наибольшее количество раз».«Эти судьи — старики, которые сидят у ворот, чтобы судить; и их выбирают для этой цели из самых уважаемых и честных членов племени».«У некоторых племен ворота — это просто круг, нацарапанный на земле, или пара камней, положенных на расстоянии друг от друга».«Их национальные советы обычно завершаются этими развлечениями и атлетическими упражнениями».
Льюис Генри Морган, «Лига ирокезов» (1851)
«Игра выигрывалась, когда мяч загоняли за конечную линию или между столбами ворот на противоположном конце, причем ворота иногда находились на расстоянии полумили или мили друг от друга».«Ворота представляли собой два столба на расстоянии 6 футов друг от друга».«Следящие за воротами выбирались из стариков, и их решение было окончательным в определении того, прошел ли мяч честно между столбами».«Клюшка для лакросса была изогнутой битой, форма указана на рисунке. Она использовалась для бросания мяча, а также для его ловли, когда его бросал другой. В древние времена в эту игру играли с боевой дубиной, слегка измененной».«Игра в мяч, как ее играли ирокезы, называлась на языке сенека De-o-he’-ko-wah, или игра в мяч; и Tewaarathon на языке мохоков, что буквально означает ‘маленькая война‘». [Комментарий. Это культурная метафора, но не дословный перевод].
Генри Скулкрафт, «Исторические и статистические сведения» (1857)
«Ворота иногда находятся на расстоянии мили друг от друга, проверяя скорость и выносливость игроков».«У оджибве ворота часто представляли собой два дерева, между которыми нужно было провести мяч».«Их развлечения носят спортивный характер и подготавливают их к войне и охоте. Сезон кленового сахара — это сезон пиршеств и веселья, и он рассматривается как дар от Великого Духа».«Мяч обычно жесткий, сделан из оленьей кожи и набит волосами. Но в некоторых случаях в качестве сердечника используется легкий кусок дерева».
Уильям Джордж Бирс, «Лакросс: национальная игра Канады» (1869)
«Монреальский клуб лакросса был организован в 1856 году и первым свел игру к письменному кодексу законов».«Ворота должны быть шесть футов в ширину и шесть футов в высоту, и сетка должна быть прикреплена от перекладины к земле».«Мяч, ранее сделанный из оленьей кожи, набитой волосами или шерстью, теперь сделан из резины».
Джеймс Муни, «Мифы чероки» (1900)
«Клюшки для мяча искусно вырезаны и украшены перьями и, как предполагается, обладают некоторым мистическим влиянием на игру».«Ворота иногда представляли собой круги, нарисованные на земле, и целью было загнать мяч в этот круг».«Игра в мяч также была особенностью определенных похоронных церемоний, предназначенная для отвлечения мыслей скорбящих».«Танец зеленого зерна и игра в мяч были предназначены для обеспечения доброй воли божеств на предстоящий год».«Поэтому игра в мяч чероки, или anetsa, как ее называют, была гораздо больше, чем просто игра, но была торжественно религиозной, с церемониями и обрядами, столь же формальными, как и в церкви».
Стюарт Кулин, «Игры североамериканских индейцев» (1907)
«Игра в мяч была не только спортом, но и ритуалом, связанным с исцелением и войной».«Игры в мяч были частью церемоний, включая похороны и праздники урожая».«Ворота чокто были одиночными; чероки использовали два столба».«Каменные мячи редки. Экземпляр, полученный от пима, находится в коллекции. Это твёрдый круглый камень диаметром около двух дюймов, использовавшийся в игре, напоминающей шинни».
Фрэнк Спек, «Этнология индейцев ючи» (1909)
«Ворота обозначались камнями или кустами, или иногда просто кругом, нацарапанным на земле».«В игру в мяч играли на свадьбах, чтобы продемонстрировать доблесть жениха, что повышало авторитет его рода».«Шарики ючи изготавливались из оленьей шкуры, набитой мхом».«Ючи были экспертами в искусстве плетения из крапивного волокна, и эта техника даже применялась при изготовлении их клюшек для лакросса. Однако было обнаружено, что эти сети менее долговечны, чем сети из хлопка, полученного от белых».
Джон Рид Суонтон, «Общественная и церемониальная жизнь чокто» (1931)
«Игра с мячом чокто называлась kapucha toli, ‘палка-мяч‘».«Чокто использовали мячи, сделанные из оленьей кожи, набитые волосами или волокнами».
Карри Альберта Лоуфорд, «Ремёсла оджибве» (1943)
«Подготовка волокон крапивы требовала терпения и мастерства, передававшихся из поколения в поколение».«Сети из крапивных волокон, хоть и были изобретательны, быстро изнашивались в отличие от хлопковых».
Показательный матч на Олимпиаде, 1948
«Чероки-английский словарь» (1975)
«Dehuntshigwa’e: они играют в мяч палками».
Дэвид Андерсон, «Вождества реки Саванна» (1994)
«Каменные круги на стоянках в Миссисипи могли служить символическими пространствами для ритуальных игр, потенциально включавших чанки и другие формы социального соревнования».
Томас Венум-младший, «Лакросс американских индейцев: младший брат войны» (1994)
«Ворота различались от племени к племени. У некоторых не было ворот вообще, просто обозначалась область поля, в которую нужно было забить мяч. Другие использовали одиночные ворота, такие как дерево, камень или нарисованную область».«Самые старые клюшки для лакросса, датируемые десятым веком, были простыми деревянными инструментами с неглубокими выемками для контроля мяча».«К семнадцатому веку игроки начали укреплять изогнутый конец клюшки кожаными ремнями — промежуточный этап перед появлением сеток».«Изогнутые палки стали обычным явлением среди ирокезов к концу семнадцатого века».«К 1690-м годам кожаные перепонки добавлялись к клюшкам в районе Великих озер».«Индейцы, искушенные в плетении снегоступов, могли применять аналогичные методы для других целей, включая изготовление сеток для клюшек лакросса».«Появление европейских материалов — железных игл и хлопковой нити — после 1750 года произвело революцию в изготовлении клюшек, что привело к прочным сеткам с карманами, как в образцах восемнадцатого века».«В журналах французских торговых постов 1760-х годов упоминаются нити для индейских лакросс-клюшек».«Правила 1867 года рекомендовали сетки, но их внедрение было медленным, особенно за пределами Монреаля».«Коренные команды доминировали на ранних турнирах, но к 1890-м годам расизм исключил их из основных соревнований».«Лакросс был центральной особенностью любого крупного собрания — от межплеменных встреч до фестивалей, посвященных силе и единству общины».«Участие женщин было ритуальным, а не соревновательным».«Устные традиции чероки иногда представляют лакросс как метафорическую замену войне, хотя конкретные мифы о предотвращении битв недостаточно задокументированы».«Оджибве называли это baggataway (‘они толкают бёдрами’)».«Французский термин ‘лакросс‘ стал общепринятым обозначением этой местной игры, однако у каждого племени было свое собственное название для состязания клюшки и мяча, названия, которые часто отражали что-то из цели или сущности игры».«Среди чероки эта игра была известна как anetsa, и хотя она менее хорошо документирована, чем у племен Великих озер, ритуал и соревнование также были тесно переплетены».
Алан Килпатрик, «Чероки: голос народа» (1998)
«Игровое поле часто располагалось недалеко от церемониального центра города, и сама игра была тесно переплетена с ритуалом и космологией чероки. Некоторые ученые полагают, что земляные курганы, найденные во многих местах Миссисипи, могли служить платформами для наблюдения за играми, в то время как другие предполагают, что сами курганы имели символическое значение, связанное с игрой».
Смитсоновский национальный музей естественной истории
Описание экспоната. «Клюшка чероки XVIII века имеет каркас из гикори и сетку из оленьих жил, демонстрируя переходный этап от кожаных ремней к хлопковым сеткам».