Творчество сегодня часто приравнивается к работе, заменяет её. Да, из которой так многие стремятся в творчество, надеясь, что оно преобразит их серые будни.
Мы с помощью творчества пытаемся изменить жизнь, выйти за рамки обыденности, обязанностей, долженствования, необходимости зарабатывать, чтобы жить, и прочих вещей, которые сплетаются в клетку нашей повседневности ‒ удушающую несвободу. Творчество предполагает, что мы занимаемся чем-то, к чему лежит наша душа, что позволяет нам проявляться, что позволяет нам заявить о себе как об уникальной личности. Творчество, словно бегство от несвободы нашей социальной жизни, в неопределенность образов, в иррациональность жизни души, в возможность чуда и встречи с неизведанным в процессе, да просто переживаний, не связанных с нашей повседневностью.
В современном мире произошла несколько страшная вещь, и случилась она незаметно, почти неразличимо сместилось несколько определений, несколько акцентов.
Творчество нынче обязано быть монетизированным. Казалось бы, в чем проблема, так было всегда, творческие люди пытались продать свое творчество и таланты, зарабатывать творчеством, чтобы на этот заработок можно было бы жить. Прекрасная цель, ведь, чем больше творческий человек отдается творчеству, тем лучше для культуры общества, для искусства в целом. Да, и работать над своими произведения нужно регулярно, оттачивая мастерство. То есть, творческая рутина ‒ часть творчества. Это я специально проговариваю вслух, чтобы дальше мы с вами не запутались, потому что обсуждать мы будем совершенно небольшие смещения акцентов, и грань между тем, что было и что стало ‒ тонка.
В чем же разница? Творчество в разные эпохи играло разную роль в обществе, и роль творцов тоже была разной. Но в целом это всегда был несколько маргинальный род занятий по той причине, что сфера творчества ‒ максимально нестабильная по всем направлениям, от психологического до финансового. Заработок от творчества всегда был непостоянным, если мы не говорим о ремесленничестве. Тот, кто уходил в творчество, уходил либо из неблагополучной среды, либо в иных случаях, рискуя положением в обществе, будущим, разрушая жизнь близких, детей.
Сегодня же безапелляционно утверждается, если ты уникален, если ты слышишь себя, можешь себя проявить, то однозначно ты будешь успешен, однозначно ты будешь иметь с этого деньги и можешь больше не работать на чужие цели, на чужой успех и благосостояние, а заниматься своими целями, своим успехом. Успешные примеры есть, но неуспешных во много раз больше. При этом утверждение является ложным по той причине, что успешными становятся далеко не всегда уникальные, а вполне себе шаблонные или те, кто идет в трендах общественной мысли. Я хотела было написать «у нас в стране», а потом вспомнила фильм про неудачливого писателя «Американское чтиво» 2023 года и сатирический роман о тенденциях в литературе ‒ «Йеллоуфейс» Ребекки Куанг, у нас она вышла в 2024 году. Специально подчеркиваю даты выхода ‒ этот разговор о творчестве случился вот-вот, он ещё совсем горячий.
Понимаете, ведь если раньше творческий человек знал, что, начиная заниматься творчеством, он идет на риск, то теперь для большинство верно утверждение, что вот он начнет заниматься творчеством, пойдет за мечтой, правильно «выстроит» сознание, верно настроит продвижение, то успех не замедлит себя ждать, или как минимум будет регулярный заработок, позволяющий заниматься любимым делом.
Небольшое смещение понятий, согласитесь? С риска творчества на стабильность творчества. Что же тут страшного? А то, что риск ‒ существенный элемент процесса творчества. Когда мы переводим творчество в стабильность заработка, мы просто превращаем его в обыденность, в то время, как творчество ‒ это выход из обыденного, это неопределенность, это неизведанность каждого нового шага, это следование за душой. Душа капризна, она то сыпет образами, то уходит в глубины и замолкает, ей нужна подпитка эмоциями, порой положительными, а порой конфликтами. Порой её из обыденного может вызвать к жизни только боль и страх. Обыденность ‒ это ведь не только быт и скучные повседневные дела, но и любая стабильность, которая приводит к затуханию чувств, к затиранию наших впечатлений от жизни.
И вот мы, современные творческие личности, начинены набором новых утверждений, которые и выстраивают нашу творческую деятельность:
‒ творить может каждый;
‒ творчество обязательно монетизируется;
‒ чтобы добиться успеха в творчестве пиши/рисуй/танцуй и т.п. каждый день;
Ничего не напоминает? Мне ‒ любую профессию, всё равно какую. Знаю, многие ведь именно к этому и стремятся. Проблема в том, что творческая рутина становится единственным содержанием процесса творчества.
Если представить, что все пути творчества ведут к разным целям, рождаются из разных мотивов, у каждого что-то своё, то мы с вами на данный момент имеем запутанные нити. И очень важно распутать эти нити-пути, чтобы отыскать единственный ‒ путь к себе через творчество. Который при этом является одним из способов обретения уникального голоса в творчестве, а это, в свою очередь, одна из составляющих успеха. Поэтому давайте продолжим исследовать современные тенденции, обещаю, у нас в руках окажется путеводная нить, свитая в один клубок, который так удобно держать в руках.
Сегодня в творчество ринулось такое количество людей, творчество из сферы избранного превратилось нечто, доступное массам. Здесь много причин: и увеличение общего благосостояния и уровня комфорта, и определенная доля стабильности в мире, и гуманизация коллективного сознания, и технические возможности самовыражения, среда ‒ соцсети.
Творчество тем не менее всегда было особой сферой психической деятельности человека, это не некий социальный конструкт, который можно изменить в угоду моде. О творчестве, как об особой деятельности, уводящей человека за пределы обычной жизни, как о поиске свободы и даже Бога, рассуждали, начиная от античных времен до наших дней философы, историки, психологи, творческие деятели, политики прекрасно сознавали опасность творчества и его возможности. Но сегодня у творчества отнимается сакральность, о нем всё чаще говорят, как о чем-то обычном, повседневном, как о работе. Как это возможно? Да просто. Те, кто не испытывал творческого озарения, вдохновения, с кем не случалось интуитивного прозрения, кто не был одержим образами и своим творческим произведением, те, кого не мучила необходимость высказаться, те, кто не проживал во всей полноте эмоций в процессе творчества, становясь другим человеком - образом, персонажем, словно добавляя себе жизни, те, кто не был в удивительном состоянии единства с миром, когда ты задаешь вопрос, с тобой случается ситуация, люди, книги и прочее, на него отвечающие, или ответы приходят сразу в голову, словно тебе ответил кто-то свыше и многое другое необъяснимое, поразительное ‒ с кем такого не было, те говорят: «Это все ерунда, важно лишь поставить творческий поток на повседневные рельсы, много работать и получить необходимый результат», говорят, словно офисные работники с планом по выработке за месяц. Потому что это то, что они понимают в творчестве: научись технике, отработай навык и применяй регулярно. Это то, что понимает большинство. И большинство сегодня продвигает свое видение творчества, подстраивая его под свои нужды, под свое понимание.
Сегодня даже вдохновение отрицается, как нечто необходимое. Совершенно легко говорят разные творческие деятели, чаще всего я это слышу в писательской среде: «вдохновения не существует». Это фраза означает, что их творчество лишено иррациональной, удивительной составляющей вдохновения. Давайте уберем мистический отблеск с вдохновения и посмотрим на него с точки зрения психологии. С этой точки зрения можно объяснить вдохновение, как работу бессознательного, в котором происходит переработка информации, запросов, образов индивидуальных, коллективных, прошлого опыта сознательного и эмоционального. В общем, вы поняли, там проходят сложные тонкие процессы анализа и синтеза, которое наше сознание не в силах исполнить, и затем уже из бессознательного приходит ответ в виде озарения, интуитивного постижения или образов, эмоций, придающих сил в процессе творчества. Вдохновение необходимо творчеству точно также, как и отработка мастерства, и это не какая-то новость, но сегодня сложно пробиться через коллективное утверждение «нет вдохновения, есть только работа». Слышите это снова? Как творчество с диким упорством вгоняется в обыденность.
Но творчество - путь к высшим сферам, к иным сферам вне освоенного поля восприятия, оно трансформирует и пересобирает реальность через осмысление и переживание её рамок, её несовершенства, творчество, по сути, стремление к удивительному, запредельному, обновленному.
Современный мир уничтожает сакрализацию, элитность творчества, спускает его в мир обыденного, ежедневного, повсеместного. Творчество объявляется «обычной деятельностью, такой же, как и другие профессии и занятия» (цитата из интервью с писателями, 2025 год).
_____________________________
Анна Гутиева