Найти в Дзене
Читающим между слов...

Наблюдатель и внутренний комментатор.

Смотреть на мир — значит видеть свое собственное отражение, глядящее в ответ. Нет разделения между видящим и видимым. Всё подвержено принципу синхронизации… Во что смотришься – в то и превращаешься, на что фиксируешь своё внимание – то и развивается. Только точка зрения наблюдателя позволяет нам увидеть истину за ширмами иллюзий. Однако в глубинах нашего сознания есть две условных точки зрения, две разных по сути формы восприятия действительности, в которых многие заблуждаются… Эта проблема возникает, когда мы путаем внутреннего наблюдателя с комментатором… Эта точка восприятия действительности обычно имеет три режима функционирования. Во-первых, он может выступать в роли нарратора, который комментирует наши мысли и поступки. По сути, это внутренняя вербальная часть сознания описывающая, что мы делаем, как себя чувствуем, с чем взаимодействуем. Нарратор (повествователь) озвучивает наши мысли, анализирует происходящее и подсказывает что делать, словно описывает летопись нашей жизни. Ко
Оглавление

Смотреть на мир — значит видеть свое собственное отражение, глядящее в ответ. Нет разделения между видящим и видимым.

Всё подвержено принципу синхронизации… Во что смотришься – в то и превращаешься, на что фиксируешь своё внимание – то и развивается. Только точка зрения наблюдателя позволяет нам увидеть истину за ширмами иллюзий.

Однако в глубинах нашего сознания есть две условных точки зрения, две разных по сути формы восприятия действительности, в которых многие заблуждаются… Эта проблема возникает, когда мы путаем внутреннего наблюдателя с комментатором…

Чтобы прояснить путаницу стоит рассмотреть обе точки восприятия.

Внутренний комментатор.

Эта точка восприятия действительности обычно имеет три режима функционирования.

-2

Во-первых, он может выступать в роли нарратора, который комментирует наши мысли и поступки. По сути, это внутренняя вербальная часть сознания описывающая, что мы делаем, как себя чувствуем, с чем взаимодействуем. Нарратор (повествователь) озвучивает наши мысли, анализирует происходящее и подсказывает что делать, словно описывает летопись нашей жизни. Когда вы сталкиваетесь с трудной ситуацией он может комментировать ваши действия, эмоции, мысли, помогая осмыслить опыт и ориентироваться в жизни.

Во-вторых, внутренний комментатор может быть критиком, оценивающим насколько эффективно мы справляемся с жизненными вызовами. В этом качестве он анализирует наши поступки и достижения, выражая недовольство или сомнение. Когда вы стремитесь достичь цели или осваиваете новые навыки, критик может выражать сомнение в вашей стратегии и тактике. Этот внутренний голос может как мотивировать, так и подавлять, в зависимости от его влияния на вашу самооценку и уверенность в себе.

В-третьих, внутренний комментатор может выступать как источник поддержки ободряя и успокаивая нас. Он пытается вынести нам оценку, хотя его арбитраж мимолётен и непостоянен, как и мысли, которые его питают. При столкновении с неудачей или провалом этот голос может вселить надежду и мотивировать на продолжение штурма. Однако этот судья постоянно пытается сканировать нас нашу позицию (кто мы есть), через свои оценки и комментарии. Его оценки часто бывают временными и изменчивыми, как эмоции и гормональный фон, который его питает. Наше восприятие себя может меняться в зависимости от настроения, окружающей ситуации, мнения окружающих. Поэтому нужно отдавать себе отчёт, что эти комментарии не всегда отражают истинную суть вещей, а скорее являются временными суждениями, которые способны измениться.

Наблюдатель.

Наблюдатель — это далёкий голос, которому всегда есть что сказать. В отличии от комментатора – наблюдатель всегда молчит… Он просто наблюдает, не думая и не реагируя на происходящее. Наблюдатель принимает всю информацию, но не вмешивается, поскольку ему это не нужно. Он уже знает, что ни что из этого не определяет вас. Если действительно погрузиться в состояние наблюдателя, например во время глубокой медитации или в моменты творческих озарений полных внутренней тишины, можно заметить… Наблюдатель не принадлежит только вам… То же самое сознание, которое наблюдает за вашими мыслями наблюдает и за моими…, за мыслями других людей, где бы они не были. Меняется лишь содержание, но пространство, которое это фиксирует остаётся одинаковым и универсальным. Когда вы убираете фоновый шум и осознаёте, что человек, с которым вы только-что конкурировали, спорили или в которого были влюблены, по своей сути движим тем же сознанием, что и вы.

Внутренний комментатор укоренён в уме, а значит он формируется под воздействием воспитания, общества, страхов, желаний и сомнений. Это продукт вашего прошлого, непрерывно перерабатывающий ваши прошлые шаблоны и проецирующий их на настоящее и будущее. Чем сильнее и глубже вы развиваете положительные ментальные паттерны, тем более утончённым и гибким становится ваш внутренний комментатор. Однако, если вы хотите познать истинного наблюдателя вам нужно его искать в чём-то вечном… Он не запутывается в вашем прошлом, и не беспокоится о будущем. Он существует исключительно в настоящем моменте.

  • Пока внутренний комментатор говорит, наблюдатель слушает.
  • Пока внутренний комментатор анализирует, наблюдатель просто есть.
Вы вечный наблюдатель, а ваше сознание можно назвать сознательным присутствием, даже если ваш внутренний скептик закатит глаза…

Чем больше вы настраиваетесь на наблюдателя, тем больше это начинает иметь смысл. Наблюдатель — это та часть вас, которая никогда не меняется, всё остальное в вас изменилось со временем… ваша личность, ваше тело, ваши предпочтения и даже идентичность. Десять лет назад вы были абсолютно другим человеком во всех измеримых аспектах, но наблюдатель остаётся неизменным. Тот, кто замечал мир, когда вам было пять, это тот же самый вы, который замечает его сейчас. Это означает, что в вас есть та часть, которая не затронута временем, не подвержена травмам и старению, которая неуязвима. Для любых историй, которые когда-либо рассказывал ваш ум, это не просто трюк ума – это глубинное осознание.

-4
  • То же самое сознание, которое наблюдало за рождением Вселенной.
  • Та же тишина, которую звёзды отражают в своём безмолвии.

Вы были здесь всё это время…

Наблюдатель — это не современная концепция осознанности, это древняя истина, исследованная величайшими мыслителями истории. Авторитетные учёные, квантовые физики, древние мистики указывают на одно и то же. Корни наблюдателя можно проследить до Упанишад – одном из самых древних текстов, где описывается Атман – вечное Я, как безмолвный наблюдатель всех переживаний. Эта идея отражена и у Стоиков, таких как Марк Аврелий, который советовал наблюдать за своим умом, как будто вы стоите вне себя, спокойно созерцая мысли, не привязываясь к ним.

-5

Ваше Я – это история, которую ваш ум постоянно пишет и переписывает, соединяя воспоминания и переживания, словно летописец, трудящийся в поте лица. Сделать наблюдателя своим естественным состоянием не так сложно, чем больше вы замечаете наблюдателя в действии, тем естественнее это становится. Чем чаще тренировка, тем меньше усилий это требует. В длительном периоде тишины нет ничего необычного. Искусство наблюдения сложно для тех, кто слишком чувствителен и привык предсказывать будущее. Принимать естественное стечение обстоятельств и естественный ход событий расслабленным умом позволяет нам полностью воспринимать мир.

Чтобы погрузиться в состояние наблюдателя нужно найти область без мысли, нужно употреблять ум так же, как мы используем глаза, когда просто смотрим на различные объекты, не прилагая особых усилий для разглядывания или фокусировки на деталях. Мастерство наблюдателя кроется в беспечном отношении к будущему и разотождествлении с прошлым…, в непрерывном скольжении сквозь пустоту. Пустота на самом деле не пустота, а область бесконечного числа потенциальных версий развития событий. Её нельзя искать, постигать с помощью слов, интеллекта или логики, материально контактировать или достигать заслугами, однако смириться с этой бездной значит пробудиться, раствориться в бесконечности и осознать, что изначально вы никогда и не были отделены. Пустота — это утроба всех потенциальных вещей и объектов, источник из которого возникают мысли, формы и само время…

Наше восприятие мира и способность наблюдать на прямую связаны с тем, во что мы верим.

«По вере вашей да будет вам» (Мф 9:29).

Если мы открыты для восприятия окружающей реальности, если верим в возможность глубинного понимания, то сможем воспринять мир во всей его полноте. Наблюдая без предвзятости и спешки, мы способны углубить свои знания и обогатить внутренний мир. Наша вера в способность наблюдать и дегустировать мир сквозь себя формирует наш опыт. Наблюдатель, который умеет замедляться и открываться новым впечатлениям обретает не только знания, но и гармонию поскольку “…и воздастся тебе как ты веровал…”