1914 год… Мир еще понятия не имеет, что такое «Звездные войны» или «Властелин колец», а «Титаник» только что утонул. При этом в Италии уже вовсю снимают эпичное кино в крутейших декорациях, с поражающими воображение массовками и бюджетом. Такое, до которого тогдашнему Голливуду было… ну, примерно, как до Луны. Одну из таких картин я предлагаю сегодня вспомнить
Тит Ливий в соавторах
«Кабирия», режиссера Джованни Пастроне — практически родила жанр масштабной исторической драмы (пеплума), который вскоре стал визитной карточкой раннего итальянского кино. Примерно, как спагетти-вестерн в более позднюю эпоху. И да, «Кабирия» — та самая картина, где камеру впервые в истории кино поставили на тележку.
В авторах сценария числятся известный итальянский поэт, драматург и романист Габриэле Д’Аннунцио, сам Пастроне под псевдонимом Пьеро Фоско и древнеримский историк Тит Ливий. Правда, о том, как они работали в соавторстве, история умалчивает. Создатели картины добавили в сюжет щепотку драмы, щедрую порцию экшена и немного мистики, а потом извергли все это из вулкана.
Вулканы, пираты и жертвоприношения
Действие разворачивается во времена Второй Пунической войны (это когда Ганнибал гонял слонов через Альпы). Главная героиня — маленькая девочка Кабирия, живущая в тени вулкана Этна. Вулкан, конечно, извергается, потому что иначе было бы скучно. Кабирию похищают пираты, увозят в Карфаген и чуть не приносят в жертву богу Молоху (это такой бронзовый идол с печкой внутри, куда кидают детей — да, это было нормой в древности). Но, конечно, на помощь приходят римские шпионы: патриций Фульвий и его раб Мацист, кстати, один из первых супергероев в истории кино.
Дальше — больше: Ганнибал с его слонами, Архимед с его зеркалами, которые поджигают римские корабли, и даже любовная линия между карфагенской принцессой Софонисбой и нумидийским царем Массиниссой. В общем, скучать не приходится.
Человек, который изобрел эпичное кино
Джованни Пастроне — это тот самый режиссер, который сказал: «А давайте снимем кино, которое будет длиться больше часа, и добавим туда побольше взрывов, жертвоприношений и слонов». Сказано — сделано. Пастроне не только снял один из первых пеплумов, но и придумал кучу новаторских приемов. Например, впервые в практике мирового кинематографа поставил камеру специальную, запатентованную им тележку (carrello), чтобы она могла плавно двигаться. До этого камеры стояли на месте, — в лучшем случае немного поворачивались на штативе. Но Пастроне сказал: «Так не пойдет», и камера начала двигаться, приближаться к актерам, удаляться от них. Это было настолько круто, что этот прием даже назвали «План Кабирии».
Кстати, Мартин Скорсезе, который, как известно, знает толк в кино, сказал, что именно Пастроне изобрел эпическое кино, а не Д. Гриффит или С. ДеМилль, как многие думают. Так что, каждый поклонник «Властелина колец» или «Гладиатора», должен сказать Пастроне спасибо.
Мацист и Софонисба
Актерский состав в «Кабирии» — это отдельная история. Во-первых, Мацист, которого сыграл Бартоломео Пагано — человек, который до «Кабирии» был портовым грузчиком, а после стал кинозвездой. Мацист — это такой античный супергерой: огромный, сильный, и, конечно, он всегда всех спасает. Пагано стал настолько популярен, что потом снялся еще в десятках фильмов как Мацист и упоминается даже в «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова.
Во-вторых, Софонисба, которую сыграла Италия Альмиранте-Манзини. Ее персонаж — это такая античная Марина Мнишек. Она то выходит замуж за одного царя, то за другого, то чуть не кончает с собой. В общем, драма на драме.
Камера на тележке и не только
Как я уже говорил, Пастроне был новатором. Он не просто придумал двигать камеру вперед-назад, по диагонали и зигзагами — он первый создал в кинокадре пространство перспективы, открыв возможность показывать действие на разных планах. Все это до сих пор стандарт кинематографа. Итальянский режиссер снимал масштабные сцены с сотнями статистов, использовал сложнейшие декорации (храм Молоха — это что-то невероятное), и даже живых слонов. Правда, это были индийские слоны, а не африканские, потому что африканских приручить нельзя. Но кто заметит разницу?
От Белого дома до Канн
«Кабирия» — подлинный культурный феномен. В 1914 году его показали в Белом доме президенту США Вудро Вильсону. Это был первый фильм, который показали на лужайке Белого дома. Представьте: президент, его семья и члены правительства сидят на лужайке и смотрят итальянский пеплум. Это, как если бы сейчас Трамп устроил ретроспективу Феллини в Овальном кабинете.
В 2006 году восстановленную версию картины показали на Каннском кинофестивале. Мартин Скорсезе лично представил фильм, что, конечно, добавило ему веса в глазах современных зрителей.
Влияние на мировой кинематограф
«Кабирия» повлияла на всех, от Д.У. Гриффита до Стивена Спилберга. Даже в предреволюционной России 1917 года, желая догнать и перегнать Пастроне сняли свой собственный пеплум. В том же году свой пеплум «Нетерпимость» снял и Гриффит. Американский классик никогда не использовал «планы Кабирии». Зато в некоторых сценах «Нетерпимости» повторяет «Кабирию» буквально один в один. Во всяком случае некоторые критики так считают и им видней. А Мацист стал прообразом для всех будущих супергероев, от Тарзана до Человека-паука.
И наконец…
Если вы любите кино, «Кабирия» — это must-see. Эта картина — история о том, как кино стало тем, чем оно является сегодня. И, конечно, это картина, которая напоминает нам, что даже в 1914 году люди знали, как устроить настоящее шоу. Так что, если в вашей жизни не достает античной монументальности, посмотрите «Кабирию».
Друзья, если вам понравилась статья, не забывайте ставить лайки и писать комментарии. Мне будет приятно.