Найти в Дзене
Чёрно-белое кино

Последний триумф русского кинематографа

В России перед революцией 1917 года жилось так «плохо», что снимались вот такие картины с бюджетом почти в 134 млн. рублей по нынешнему курсу... В 1916 году на экраны вышла знаменитая «Нетерпимость» Д. У. Гриффита — самая дорогая и масштабная кинолента тогдашнего Голливуда. Картина, о которой мы поговорим сегодня, вышла в том же году в нашей стране. В отличие от «Нетерпимости», она не провалилась в прокате и уж точно могла бы составить конкуренцию творению Гриффита, если бы ее увидели за океаном. Но этого, увы, не произошло. Зато она стала беспрецедентным событием в мире отечественного кинематографа. Фильма «Смерть богов» («Юлиан Отступник») была настоящим историческим блокбастером, равного которому российское и советское кино не видело ни до, ни после. Ее снял режиссер Владимир Касьянов по первой части трилогии «Гибель богов» выдающегося русского поэта, философа и романиста Дмитрия Мережковского. Это был тот случай, когда мечта русских кинопромышленников догнать и перегнать иностранц
Оглавление

В России перед революцией 1917 года жилось так «плохо», что снимались вот такие картины с бюджетом почти в 134 млн. рублей по нынешнему курсу...

Афиша фильмы
Афиша фильмы

Русский исторический блокбастер

В 1916 году на экраны вышла знаменитая «Нетерпимость» Д. У. Гриффита — самая дорогая и масштабная кинолента тогдашнего Голливуда. Картина, о которой мы поговорим сегодня, вышла в том же году в нашей стране. В отличие от «Нетерпимости», она не провалилась в прокате и уж точно могла бы составить конкуренцию творению Гриффита, если бы ее увидели за океаном. Но этого, увы, не произошло. Зато она стала беспрецедентным событием в мире отечественного кинематографа. Фильма «Смерть богов» («Юлиан Отступник») была настоящим историческим блокбастером, равного которому российское и советское кино не видело ни до, ни после. Ее снял режиссер Владимир Касьянов по первой части трилогии «Гибель богов» выдающегося русского поэта, философа и романиста Дмитрия Мережковского. Это был тот случай, когда мечта русских кинопромышленников догнать и перегнать иностранцев, наконец-то осуществилась.

Пеплум: жанр монументальных мечтаний

Чтобы понять значение «Смерти богов», нужно обратиться к жанру, в котором он был создан. Его название происходит от пеплоса — плаща, который носили женщины в древней Греции и Риме. Исторические драмы на античные и библейские сюжеты, известные как пеплумы, к тому времени уже захватили экраны мира. Итальянцы, признанные мастера монументального исторического кино, такого как «Quo vadis?» (1913) по роману Г. Сенкевича или «Кабирия» (1914), были основоположниками жанра. В Голливуде Дэвид Уорк Гриффит попытался ответить итальянцам своей грандиозной «Нетерпимостью» (1916). А в России, в том же 1916 году Владимир Касьянов заявил: «Мы тоже можем конкурировать с итальянцами!» И действительно смог.

Сюжет фильмы и исторический контекст

Основанная на первой части «Гибели богов» Мережковского, фильма рассказывала о римском императоре Юлиане III (годы правления: 361 — 363 н. э.), вошедшем в историю под именем Отступника. После того как Константин Великий сделал христианство официальной религией Римской империи, Юлиан попытался вернуть Рим к почитанию языческих богов. Его история — это трагедия человека, пытающегося повернуть вспять колесо истории, противостоять неизбежному. Мережковский видел в Юлиане символ борьбы старого мира с новым, а его роман наполнен философскими размышлениями о конфликте веры, власти и человеческой природы.

Дворец Шапура II: кадр из архива Полины Касьяновой
Дворец Шапура II: кадр из архива Полины Касьяновой

Производство

Фильм же сосредоточился на визуальной стороне этой драмы. Здесь был весь арсенал пеплума: грандиозные батальные сцены с тысячами статистов, роскошные декорации античных городов, пышные костюмы и монументальные интерьеры. По воспоминаниям современников, художники А. Якимченко, Н. Еленов, Н. Ефимов и А. Прево и др. возвели настоящий античный город возле Подольска, а также римский военный лагерь, и даже флот. Афины снимали под Москвой, а Персию — на Воробьёвых горах. В массовках участвовало 3000 человек, одетых в тоги, хитоны и доспехи римских легионеров.

Дворец Юлиана кадр из архива Полины Касьяновой
Дворец Юлиана кадр из архива Полины Касьяновой

Оператор Форестье создавал кадры с тщательной проработкой деталей: сцены снимались либо на фоне специально созданных задников, либо на фоне неба — чтобы ни один современный элемент не нарушил иллюзию античности. Бюджет фильма составил колоссальные 100 000 рублей (около 134 млн. по нынешнему курсу) — сумма поистине беспрецедентная для российского кинематографа того времени (а для послереволюционного, так тем более). Крупнейшие российские кинопромышленники — Ханжонков, Ермольев и др., подсчитав предполагаемые затраты, пришли в ужас, но дело спас некий безвестный Д. Портнов, который умудрился собрать необходимую сумму у московских предпринимателей и меценатов. Аппаратуру и реквизит предоставила фирма «Кинотворчество».

Успех и критика

Картина вызвала огромный интерес у зрителей. Толпы стояли в очередях за билетами, чтобы увидеть эту грандиозную постановку. Однако критики встретили фильм настороженно. В. Туркин писал: «Картина с излишком талантливой самоуверенности, но с нехваткой научной обстоятельности». По его мнению, римские легионы маршировали нелепо, их щиты выглядели вычурно, а германские варвары больше походили на персонажей оперетты. Некоторые называли фильм жалкой пародией на итальянские исторические боевики.

Кадр из архива Полины Касьяновой
Кадр из архива Полины Касьяновой

Особенно остро критика звучала уже в 1917 году, когда страна была охвачена революционным брожением. Ругали не только фильм, но и первоисточник Мережковского: «Порочна сама фабула, несущая реакционную мысль о тщетности каких-либо революционных преобразований в жизни», полагал Р. Соболев.

Кадр из архива Полины Касьяновой
Кадр из архива Полины Касьяновой

Утраченная легенда

К сожалению, «Юлиан Отступник» не дошел до наших дней. Однако, такая грандиозная и успешная в прокате картина, конечно же, не могла исчезнуть бесследно. Сохранилось большое количество фотографий, опубликованных в периодике тех лет, сохранились эскизы декораций и раскадровки и, наконец, в личном архиве Полины Касьяновой — жены режиссера, сохранилась пара десятков кадров (срезок) с оригинальной пленки «Юлиана…» Судя по этим кадрам в картине, как и в «Нетерпимости» Гриффита, активно использовалась цветная тонировка. Также воспоминания участников съёмок и многочисленные рецензии позволяют представить, каким был «Юлиан…» достаточно подробно. В. Вишневский, автор справочника по российскому дореволюционному кино (ВГИК, 1945 г.) назвал его «крупнейшим историческим фильмом того времени по количеству привлечённых к съёмкам статистов и затратам».

«Юлиан Отступник» — вершина дореволюционного российского кинематографа и одновременно, его лебединая песня. Уже через год страна погрузилась в хаос революции и гражданской войны и о таких грандиозных проектах осталось только мечтать. Хоть и утраченная, фильма остаётся символом эпохи, когда русское кино могло бросить вызов Дэвиду Гриффиту и Джованни Пастроне.

P. S. На сайте исследовательской группы ВШЭ «Ранняя русская кинопроза» выложен полный текст сценария «Юлиана Отступника» и либретто, опубликованное в «Кине-журнале» в 1916 году.