И вот, наконец-то свершилось! Я посмотрел "Нетерпимость" Дэвида Гриффита. Ведь нельзя же в самом деле, считать себя знатоком немого кино без знакомства с этим эпическим полотном. Это соображение перевесило страх перед 3.5 часами беззвучного действа и я решился
Христос, Валтасар, и другие
"Нетерпимость" (Intolerance, 1916 г.) Гриффит создал на основе своей более скромной ленты "Мать и закон" (The Mother & the Law, 1915) значительно увеличив хронометраж и разбавив ее сценами запредельной эпичности, обошедшимися Голливуду во многие сотни тысяч тогдашних долларов.
По задумке Гриффита фильм представляет собой драму сравнений. Современная (на 1916 год) американская трагедия о том, как дамы из душеспасительного общества запускают маховик, ломающий судьбы многих людей, показана в параллели с событиями из мировой истории. Нетерпимость ХХ века сравнивается с распятием Христа, завоеванием Вавилона персидским царем Киром и Варфоломеевской ночью. Все параллели связывает кадр с женщиной, качающей колыбель, из стихотворения Уитмена:
"И вечно будет колыбель качаться,
Плетя времён связующую нить,
Воспев и радости и горькое страданье"
Из Вавилона в США и обратно
Исторические сюжетные линии невероятно масштабны. Декорации, костюмы и количество массовки, особенно в вавилонских сценах, способно удивить даже современного, избалованного визуалом зрителя.
Смотреть "Нетерпимость" трудно. Причем, именно из-за ее масштабности, которая совсем как тайны вселенной превосходит разумение обычного человека. Действие развивается медленно, постепенно. Из США конца 1910-х Гриффит с лёгкостью перебрасывает зрителя в Вавилон накануне персидского завоевания, а оттуда в Париж XVI века и в Иудею I века н. э. То, что происходит на экране поначалу сложно назвать художественным фильмом.
Это как в кинопримитивах эпохи зарождения игрового кино скорее иллюстрации к титрам, чем полноценное экранное действо. Однако чем дальше, тем быстрее начинают развиваться события: вырисовываются характеры героев в каждую эпоху, проясняются их поступки, обстоятельства. Самых стойких, тех, кто высидит три часа, ждёт приятный сюрприз: примерно с этого момента происходящее на экране начинает захватывать, а события развиваться стремительно, особенно, американская линия. После завершения всех сюжетных линий следует эпилог в духе откровения Иоанна Богослова: сначала зрителю показывают ужасы войны с применением современной на тот момент техники. А потом в синей тонировке, символизирующей небесность, он видит сонмы ангелов и радостных детишек. Гриффит пророчит, что времена нетерпимости уйдут навсегда, сменившись золотым веком и царствием Божиим на земле.
А еще
Смотреть "Нетерпимость" тяжело, но оно того стоит. Фильм действительно уникальный, единственный в своем роде и опередивший время. А гриффитовский Вавилон с его циклопическими колоннадами, где люди размером с муравьев, - захватывает дух не меньше, чем современная компьютерная графика. Даже больше, потому что все это строилось не на экране компьютера, а руками и в натуральную величину.
Фильм конечно же чёрно-белый, но в нем довольно изощрённая, как и он сам, система тонировок. Женщина у колыбели и финальный рай на земле предстают в голубом фильтре. Американские сцены - сепия со вставками красного в особо трагических местах. Варфоломеевская ночь - зелёная. Вавилон и Иерусалим жёлтые.
Как это обычно бывает с великими фильмами, в прокате "Нетерпимость" с треском провалилась. Тем не менее в 1958 году картина Гриффита вместе с "Кабинетом доктора Калигари" Р. Вине "Броненосцем Потемкиным" С. Эйзенштейна и др. вошла в список двенадцати величайших фильмов всех времён и народов.
немоекино немое искусство кино старыефильмы #чтопосмотретьвечером интересныефильмы #артхаус