Найти в Дзене

Чудо на Гудзоне: Я не герой. Я просто сделал свою работу

Вы когда-нибудь задумывались, каково это — понять, что у тебя есть всего несколько минут, чтобы принять решение, от которого зависит жизнь десятков людей? Именно в такой ситуации оказался капитан Чесли Салленбергер 15 января 2009 года. И то, что произошло дальше, вошло в учебники по авиации и в историю гражданской авиации как одно из самых невероятных спасений. В тот холодный зимний день в Нью-Йорке самолет US Airways 1549 готовился к обычному рейсу из аэропорта Ла-Гуардия в Шарлотт, Северная Каролина. На борту находилось 150 пассажиров и 5 членов экипажа. Капитаном самолёта был опытный пилот Чесли «Салли» Салленбергер, бывший военный лётчик. Его помощником был первый офицер Джефф Скайлз, которому ещё только предстояло освоить управление Airbus A320 после перехода с других типов самолётов. Взлетая, капитан наслаждался прекрасным видом на Гудзон, не подозревая, что вскоре ему предстоит увидеть эту реку в совершенно ином свете. Всё шло хорошо, но через 92 секунды после взлёта произошло т
Оглавление

Вы когда-нибудь задумывались, каково это — понять, что у тебя есть всего несколько минут, чтобы принять решение, от которого зависит жизнь десятков людей? Именно в такой ситуации оказался капитан Чесли Салленбергер 15 января 2009 года. И то, что произошло дальше, вошло в учебники по авиации и в историю гражданской авиации как одно из самых невероятных спасений.

Обычный рейс, который изменил всё

В тот холодный зимний день в Нью-Йорке самолет US Airways 1549 готовился к обычному рейсу из аэропорта Ла-Гуардия в Шарлотт, Северная Каролина. На борту находилось 150 пассажиров и 5 членов экипажа.

Капитаном самолёта был опытный пилот Чесли «Салли» Салленбергер, бывший военный лётчик. Его помощником был первый офицер Джефф Скайлз, которому ещё только предстояло освоить управление Airbus A320 после перехода с других типов самолётов.

Взлетая, капитан наслаждался прекрасным видом на Гудзон, не подозревая, что вскоре ему предстоит увидеть эту реку в совершенно ином свете. Всё шло хорошо, но через 92 секунды после взлёта произошло то, что даже многолетний опыт не мог предвидеть. На высоте 850 метров в двигатели самолёта врезалась стая канадских гусей, и оба двигателя потеряли тягу.

"О, черт!" — воскликнул Скайлз. "О, да..." — отозвался Салленбергер.

Он понимал: их самолет превращается в гигантский планер, и у него всего три минуты, чтобы принять судьбоносное решение.

Три минуты на спасение

Без работающих двигателей самолет начал стремительно терять высоту. Салленбергер быстро взял управление на себя и включил вспомогательную силовую установку (APU), которая обеспечила энергоснабжение и частично сохранила управляемость самолета.

Airbus A320 US Airways
Airbus A320 US Airways

Он объявил чрезвычайную ситуацию и сообщил авиадиспетчеру, что у них отказали оба двигателя. Диспетчер предложил вернуться в Ла-Гуардию.

"Мы не можем. Возможно, будем на Гудзоне", — последовал знаменитый ответ капитана.

Попытка дотянуть до ближайшего аэропорта Тетерборо тоже не увенчалась бы успехом.

В ходе последующих симуляций было установлено, что пилоты, заранее зная о потере двигателей, иногда могли дотянуть до полосы, но в реальных условиях это было бы неразумно и могло привести к фатальным последствиям.

Время было на исходе, и оставался только один безопасный выход — посадка на воду.

Посадка на реку, которая не прощает ошибок

В 15:31 самолет начал снижение к холодным водам Гудзона. В салоне царила тишина, прерываемая лишь коротким обращением капитана:

"Готовьтесь к удару!"

Пассажиры вцепились в подлокотники. В этот момент самолет пролетел над мостом Джорджа Вашингтона, едва не задевая его.

Компьютерная модель, воссоздающая аварию, случившуюся с Airbus A320 авиакомпании US Airways.
Компьютерная модель, воссоздающая аварию, случившуюся с Airbus A320 авиакомпании US Airways.

При посадке на воду важна каждая деталь: угол атаки, скорость, маневрирование. Салленбергер и Скайлз работали слаженно. Они выбрали оптимальный угол тангажа 9,5° и максимально замедлили самолет. Через 3 минуты 30 секунд после столкновения с птицами Airbus A320 мягко сел на воду.

Это была идеальная посадка. Неопытный пилот мог бы перевернуть самолет или допустить разрушение фюзеляжа. Но "Салли" сделал всё правильно.

155 человек в ледяной воде

После удачного приводнения началась новая битва — за выживание в ледяной воде. Температура воздуха — минус 6°C, воды — около 5°C.

Вода быстро начало затапливать салон. Стюардессы направили пассажиров к выходам на крылья и спасательные трапы. Один из пассажиров в панике прыгнул за борт и попытался доплыть до берега, но вскоре вернулся, уже едва живой от переохлаждения.

Пассажиры теснились на крыльях, держась друг за друга. Кто-то поддерживал женщин и детей, кто-то держал дверь открытой, чтобы не повредить спасательный трап.

Пассажиры и экипаж, стоящие на крыльях самолета US Airways после того, как он совершил аварийную посадку в реку Гудзон, Нью-Йорк, 15 января 2009 года.
Пассажиры и экипаж, стоящие на крыльях самолета US Airways после того, как он совершил аварийную посадку в реку Гудзон, Нью-Йорк, 15 января 2009 года.

Первыми на помощь пришли паромы, курсирующие по реке. Капитаны судов услышали о происшествии по радио и устремились к месту аварии. В течение нескольких минут людей начали поднимать из воды.

Тем временем Салленбергер дважды прошелся по салону, проверяя, не осталось ли кого-то на борту. Он покинул самолет последним.

Почему это было невозможно, но случилось?

За последние 50 лет в истории авиации приводнения коммерческих самолетов практически не случались — шансы на выживание были минимальными. Но рейс 1549 стал исключением.

Почему?

  1. Хладнокровие пилотов. Они не паниковали, а действовали по алгоритму. Салли опирался на свой профессиональный опыт и знания, принимая решения в соответствии с установленными процедурами и расчетами.
  2. Быстрое решение. Они не стали тянуть время, пытаясь дотянуть до аэродрома, а сразу выбрали наименее опасный вариант.
  3. Идеальное исполнение. При посадке они выбрали правильный угол атаки и скорость, что позволило избежать разрушения фюзеляжа.
  4. Помощь с берега. Спасатели прибыли на место в считанные минуты, не дав людям замерзнуть или утонуть.
-5

Уроки для авиации

После "Чуда на Гудзоне" авиационная индустрия сделала несколько важных выводов:

  • Пересмотрели контрольные карты для экстренных ситуаций, добавив специальную процедуру в случае полной потери тяги на малой высоте, которая в одной из авиакомпаний даже получила неофициальное название 'Sully's Checklist'.
  • Улучшили тренировки пилотов. Отрабатываются сценарии с быстрым принятием решений.
  • Изучили вопросы защиты двигателей от птиц. Исследовались даже варианты установки защитных сеток перед воздухозаборниками, но они оказались непрактичными из-за риска обледенения и снижения эффективности двигателей. Хотя полностью предотвратить столкновения невозможно, постоянно изучаются способы минимизировать повреждения.

Легенда или просто работа?

Капитан Чесли Салленбергер
Капитан Чесли Салленбергер

После аварии капитана Салленбергера называли героем. Сам он с этим не согласен.

"Я не герой. Я просто сделал свою работу", — говорил он в одном из интервью.

Но так ли это? Можно ли назвать "просто работой" ситуацию, когда одно твое решение спасает 155 человек? А что вы думаете?

Рекомендую почитать