Вы когда-нибудь задумывались, каково это — понять, что у тебя есть всего несколько минут, чтобы принять решение, от которого зависит жизнь десятков людей? Именно в такой ситуации оказался капитан Чесли Салленбергер 15 января 2009 года. И то, что произошло дальше, вошло в учебники по авиации и в историю гражданской авиации как одно из самых невероятных спасений.
Обычный рейс, который изменил всё
В тот холодный зимний день в Нью-Йорке самолет US Airways 1549 готовился к обычному рейсу из аэропорта Ла-Гуардия в Шарлотт, Северная Каролина. На борту находилось 150 пассажиров и 5 членов экипажа.
Капитаном самолёта был опытный пилот Чесли «Салли» Салленбергер, бывший военный лётчик. Его помощником был первый офицер Джефф Скайлз, которому ещё только предстояло освоить управление Airbus A320 после перехода с других типов самолётов.
Взлетая, капитан наслаждался прекрасным видом на Гудзон, не подозревая, что вскоре ему предстоит увидеть эту реку в совершенно ином свете. Всё шло хорошо, но через 92 секунды после взлёта произошло то, что даже многолетний опыт не мог предвидеть. На высоте 850 метров в двигатели самолёта врезалась стая канадских гусей, и оба двигателя потеряли тягу.
"О, черт!" — воскликнул Скайлз. "О, да..." — отозвался Салленбергер.
Он понимал: их самолет превращается в гигантский планер, и у него всего три минуты, чтобы принять судьбоносное решение.
Три минуты на спасение
Без работающих двигателей самолет начал стремительно терять высоту. Салленбергер быстро взял управление на себя и включил вспомогательную силовую установку (APU), которая обеспечила энергоснабжение и частично сохранила управляемость самолета.
Он объявил чрезвычайную ситуацию и сообщил авиадиспетчеру, что у них отказали оба двигателя. Диспетчер предложил вернуться в Ла-Гуардию.
"Мы не можем. Возможно, будем на Гудзоне", — последовал знаменитый ответ капитана.
Попытка дотянуть до ближайшего аэропорта Тетерборо тоже не увенчалась бы успехом.
В ходе последующих симуляций было установлено, что пилоты, заранее зная о потере двигателей, иногда могли дотянуть до полосы, но в реальных условиях это было бы неразумно и могло привести к фатальным последствиям.
Время было на исходе, и оставался только один безопасный выход — посадка на воду.
Посадка на реку, которая не прощает ошибок
В 15:31 самолет начал снижение к холодным водам Гудзона. В салоне царила тишина, прерываемая лишь коротким обращением капитана:
"Готовьтесь к удару!"
Пассажиры вцепились в подлокотники. В этот момент самолет пролетел над мостом Джорджа Вашингтона, едва не задевая его.
При посадке на воду важна каждая деталь: угол атаки, скорость, маневрирование. Салленбергер и Скайлз работали слаженно. Они выбрали оптимальный угол тангажа 9,5° и максимально замедлили самолет. Через 3 минуты 30 секунд после столкновения с птицами Airbus A320 мягко сел на воду.
Это была идеальная посадка. Неопытный пилот мог бы перевернуть самолет или допустить разрушение фюзеляжа. Но "Салли" сделал всё правильно.
155 человек в ледяной воде
После удачного приводнения началась новая битва — за выживание в ледяной воде. Температура воздуха — минус 6°C, воды — около 5°C.
Вода быстро начало затапливать салон. Стюардессы направили пассажиров к выходам на крылья и спасательные трапы. Один из пассажиров в панике прыгнул за борт и попытался доплыть до берега, но вскоре вернулся, уже едва живой от переохлаждения.
Пассажиры теснились на крыльях, держась друг за друга. Кто-то поддерживал женщин и детей, кто-то держал дверь открытой, чтобы не повредить спасательный трап.
Первыми на помощь пришли паромы, курсирующие по реке. Капитаны судов услышали о происшествии по радио и устремились к месту аварии. В течение нескольких минут людей начали поднимать из воды.
Тем временем Салленбергер дважды прошелся по салону, проверяя, не осталось ли кого-то на борту. Он покинул самолет последним.
Почему это было невозможно, но случилось?
За последние 50 лет в истории авиации приводнения коммерческих самолетов практически не случались — шансы на выживание были минимальными. Но рейс 1549 стал исключением.
Почему?
- Хладнокровие пилотов. Они не паниковали, а действовали по алгоритму. Салли опирался на свой профессиональный опыт и знания, принимая решения в соответствии с установленными процедурами и расчетами.
- Быстрое решение. Они не стали тянуть время, пытаясь дотянуть до аэродрома, а сразу выбрали наименее опасный вариант.
- Идеальное исполнение. При посадке они выбрали правильный угол атаки и скорость, что позволило избежать разрушения фюзеляжа.
- Помощь с берега. Спасатели прибыли на место в считанные минуты, не дав людям замерзнуть или утонуть.
Уроки для авиации
После "Чуда на Гудзоне" авиационная индустрия сделала несколько важных выводов:
- Пересмотрели контрольные карты для экстренных ситуаций, добавив специальную процедуру в случае полной потери тяги на малой высоте, которая в одной из авиакомпаний даже получила неофициальное название 'Sully's Checklist'.
- Улучшили тренировки пилотов. Отрабатываются сценарии с быстрым принятием решений.
- Изучили вопросы защиты двигателей от птиц. Исследовались даже варианты установки защитных сеток перед воздухозаборниками, но они оказались непрактичными из-за риска обледенения и снижения эффективности двигателей. Хотя полностью предотвратить столкновения невозможно, постоянно изучаются способы минимизировать повреждения.
Легенда или просто работа?
После аварии капитана Салленбергера называли героем. Сам он с этим не согласен.
"Я не герой. Я просто сделал свою работу", — говорил он в одном из интервью.
Но так ли это? Можно ли назвать "просто работой" ситуацию, когда одно твое решение спасает 155 человек? А что вы думаете?