Найти в Дзене
Альтернативная история

Вырвавший победу. Часть III

В своём рапорте Ричард Бест утверждал, что атаковал авианосец противника силами 1-го дивизиона своей эскадрильи, но в воспоминаниях эти силы сократились уже до одного звена. В те времена типовая структура эскадрилий пикирующих бомбардировщиков (фактически разведывательно-бомбардировочных самолетов) авиации ВМС США включала восемнадцать SBD «Донтлесс», организованных в шесть звеньев по три самолета. Для облегчения управления таким большим количеством машин, применялась промежуточная структура – эскадрилья делилась на три дивизиона, по два звена в каждом. В конкретном вылете, который нас интересует, 6-я бомбардировочная эскадрилья авианосца «Энтерпрайз» использовала 15 самолетов, то есть была составлена из трех дивизионов, но уже не по шесть, а по пять «Донтлессов» в каждом. Определившись с приоритетной целью для атаки, капитан-лейтенант Бест отдал указание командирам дивизионов, приказав рассредоточить эскадрилью на отдельные ударные группы, действующие независимо. Едва они завершили р
Оглавление

Дивизион или звено?

В своём рапорте Ричард Бест утверждал, что атаковал авианосец противника силами 1-го дивизиона своей эскадрильи, но в воспоминаниях эти силы сократились уже до одного звена.

Забытые герои Мидуэя | Блог альтернативная история | Дзен

Вторая Мировая Война | Блог альтернативная история | Дзен

В те времена типовая структура эскадрилий пикирующих бомбардировщиков (фактически разведывательно-бомбардировочных самолетов) авиации ВМС США включала восемнадцать SBD «Донтлесс», организованных в шесть звеньев по три самолета. Для облегчения управления таким большим количеством машин, применялась промежуточная структура – эскадрилья делилась на три дивизиона, по два звена в каждом. В конкретном вылете, который нас интересует, 6-я бомбардировочная эскадрилья авианосца «Энтерпрайз» использовала 15 самолетов, то есть была составлена из трех дивизионов, но уже не по шесть, а по пять «Донтлессов» в каждом.

Определившись с приоритетной целью для атаки, капитан-лейтенант Бест отдал указание командирам дивизионов, приказав рассредоточить эскадрилью на отдельные ударные группы, действующие независимо. Едва они завершили разделение и перестроение из походного порядка в боевой (детали этого маневра будут рассмотрены позже), как мимо, а порой и сквозь них, пронеслись "Донтлессы" 6-й разведывательной эскадрильи, нацеленные на ту же цель. В возникшей суматохе, командиры второго и третьего дивизионов 6-й бомбардировочной эскадрильи, следуя полученному приказу, логично продолжили полет за своими коллегами. Капитан-лейтенант Бест не смог этому воспрепятствовать и остался…

С кем же он остался? В своем отчете он утверждал, что сохранил контроль над всем своим первым дивизионом, то есть за ним летели еще четыре самолета. Но далее: "Первое звено первого дивизиона собралось немедленно после выхода из пикирования". Примечательно, что вражеские истребители не атаковали их во время сближения и пикирования, зенитный огонь с корабля также отсутствовал, однако второе звено из двух самолетов необъяснимо исчезло, причем обе машины этого звена не вернулись из вылета.

Однако, к концу 1945 года американцы получили в свое распоряжение как "подробный рапорт" японского Мобильного соединения, содержащий детальное описание атаки на "Акаги", включая схему попаданий, так и протоколы допросов офицеров авианосца, в том числе его командира. Спустя несколько лет все эти материалы были опубликованы без каких-либо грифов секретности. Из этих источников следовало, что "Акаги" атаковали всего три самолета, а не пять. Впоследствии в рассказах Беста "дивизион" незаметно сократился до "звена".

При этом он не сразу начал пикирование на цель, когда действительно можно было не знать, кто находится сзади. Стоит напомнить, что сначала Бесту пришлось убрать выпущенные тормозные щитки, долететь до "правого" авианосца, набрать высоту для снижения скорости, снова выпустить щитки… На это ушло несколько минут. Поэтому он не мог не знать, сколько самолетов в действительности следовало за ним. Однако, это в большей степени незначительные детали, лишь дополнительные "штрихи к портрету героя". Перейдем к самому интересному.

«Серебряная пуля»

В рапорте говорится «о по меньшей мере трёх прямых попаданиях», то есть «возможно были ещё, но я их не видел». В воспоминаниях по понятным причинам уже только о трёх, причём они подробно расписаны.

В момент составления отчета Беста никто не сомневался в заявленных им "как минимум трех попаданиях". В основном потому, что ни точное число попаданий, ни то, кто именно их совершил, особого значения не имели – главным был уничтоженный вражеский объект. В результате и Бест, и оба его подчиненных были удостоены Военно-морских крестов – в то время высшей награды американского флота. Судя по наградным документам, награды были присуждены не только за "Акаги", но и за общий вклад в сражение.

Однако, спустя три с лишним года, благодаря японским документам и допросам пленных офицеров, выяснилось, что из трех бомб, сброшенных на "Акаги", одна упала рядом, а другая нанесла лишь незначительный ущерб в хвостовой части корабля. Таким образом, огромный авианосец водоизмещением более сорока тысяч тонн был критически поврежден единственной тысячефунтовой фугасной авиабомбой Mk 13 (общим весом 463 кг и зарядом взрывчатого вещества 243,5 кг). Она попала точно в цель – взорвалась в шахте лифта для самолетов – и, что важно, в подходящее время, вызвав пожары на обеих ангарных палубах, где находились заправленные и готовые к взлету самолеты. Это была та самая "серебряная пуля".

-2

Однако тогда никто не придавал особого значения тому, кто именно нанес этот решающий удар. Главное – цель поражена. Лишь спустя два десятилетия заслуга была официально закреплена за Ричардом Бестом, в основном благодаря знаменитой книге Уолтера Лорда "Невероятная победа", с которой мы начали, поскольку автор опирался на рассказ самого Беста.:

К тому же, один из его ведомых, лейтенант Фредерик Уэбер, погиб в тот же день во время атаки на "Хирю", а другой, старший лейтенант Эдвин Крюгер, в отличие от Беста, списанного по состоянию здоровья, имел богатый боевой опыт. Он завершил войну командиром авиагруппы авианосца "Хорнет" и ушел в отставку в 1962 году с поста начальника Управления военно-морской разведки, в звании капитана 1-го ранга и с впечатляющим списком наград.

Со временем, в конце XX века, в США, как и в России, возродился интерес к истории Второй мировой войны. И, подобно тому, как это происходило и у нас, люди стали изучать не только свою, но и вражескую сторону конфликта, в том числе и события битвы при Мидуэе. Это привело к появлению неудобных вопросов. Например, почему, согласно японским источникам, первая из трех бомб, сброшенных на "Акаги", не попала в цель, но при этом именно капитан-лейтенант Бест, который должен был сбросить эту первую бомбу, считается тем, кто потопил "Акаги"?

В защиту устоявшейся версии была разработана целая теория, подробно изложенная в книге "Сломанный меч" Джона Паршалла и Энтони Талли, где, однако, в примечании указано, что автором этого сценария был американский исследователь Марк Хоран:

У группы Беста не было времени делать все «по уставу». Стандартной практикой был строй для последовательного пикирования, но вместо этого звено Беста атаковало в строю «V», в котором они всё ещё находились. Бест летел в центре, его ведомые – в 75-100 футах [25-30 м] по обеим сторонам. […] Первая и третья бомбы были промахами, и только вторая бомба, попавшая в кормовой срез центрального самолётоподъёмника, обрекла «Акаги» на гибель. Почти не вызывает сомнений, что сбросил её именно Бест. Он был известным пилотом-пикировщиком и имел репутацию не только храброго человека, но и непревзойденного профессионала. […] Учитывая, что звено Беста пикировало в форме буквы «V», практически невозможно представить, что траектории бомб могли пересечься в воздухе. А из того, что мы знаем о том, как бомбы попали по отношению к кораблю и друг к другу – в форме буквы «V» – также почти наверняка следует, что бомбу, которая попала в центр палубы «Акаги» сбросил центральный самолет в «V». А его пилотировал капитан-лейтенант Бест.
-3

Мнение специалиста

На первый взгляд вполне убедительно. Однако всё строится на предположении, что атака проводилась в строе звена. Но вот что думал об этом ветеран Второй мировой и Корейской войн, капитан 3-го ранга в отставке Джордж Уолш, воевавший именно на палубных пикировщиках:

Автор приводит сценарий, в котором самолёты 6-й бомбардировочной атакуют «Акаги» строем звена, в форме буквы «V», а не как обычно, когда ведомые следуют за командиром в строю колонны или эшелона. Но на схеме, что он приводит, изображена атака с горизонтального полёта, максимум – с пологого пикирования. Насколько мне известно, наша палубная авиации никогда не использовала подобный строй в случае полноценного пикирования, даже на учениях.

Причина этого явления довольно проста. Один из наиболее трудных аспектов пикирующей атаки – определение оптимальной точки начала пикирования. Необходимо одновременно учитывать множество факторов: высоту, скорость самолета, скорость цели, ее маневры, параметры ветра и другие переменные, чтобы достичь точки сброса бомбы с необходимым углом, курсом и дистанцией до цели. Поэтому группа самолетов или подразделение перестраивается из походного строя "V" в колонну или эшелон, чтобы решение принимал самый квалифицированный пилот – командир.

После определения этой точки, командир не просто опускает нос самолета вниз (это применяется только при неглубоком пикировании). Вместо этого самолет наклоняется на крыло и входит в пикирование в таком положении. Это снижает подъемную силу крыльев и обеспечивает более точное начало пикирования именно в выбранной точке. Кроме того, такое положение значительно улучшает обзор цели, расположенной внизу, так как капот больше не мешает обзору. Только достигнув необходимого угла пикирования, пилот возвращает самолет в условно "горизонтальное" положение.

Самолеты подразделения, следующие за командиром, поочередно достигают точки начала пикирования, определенной командиром, и повторяют его маневр. Вероятно, многие видели это в кинохронике, посвященной атакам немецких Ju-87 "Штука", где пикировщики поочередно устремляются к земле. Теперь представим, как бы выглядел подобный вход в пикирование группы, летящей строем "V", когда самолеты, расположенные на расстоянии "25-30 м" друг от друга по фронту, одновременно наклоняются на крыло, как предлагают Марк Хоран и его коллеги.

Последний гвоздь

Но это опять лишь теоретические рассуждения, пусть и подкреплённые мнением профессионала с богатым боевым опытом. Однако данный сценарий опровергает ещё и никто иной, как сам Ричард Бест, который в одном из своих интервью чётко говорит:

Я был уже почти над целью, с моим первым дивизионом, летевшим уже строем колонны, и начал открывать воздушные тормоза, когда прямо передо мной на ту же цель спикировали командир авиагруппы и 6-я разведывательная.

Как-то сложно предположить, что они перестроились обратно в строй «V» для того, чтобы пролететь несколько миль до другого авианосца…

-4

Ну а последний гвоздь в крышку гроба этой теории забил (причём тоже задолго до её появления) первый ведомый Беста – старший лейтенант Крюгер. В своём рассказе тому же Уолтеру Лорду в 1966 году (и не только ему) он упоминал, что они пикировали настолько плотно, что, когда он сбрасывал бомбу, в его прицеле всё ещё маячила машина командира. То есть она находилась прямо перед ним, а никак не сбоку. И эта деталь вполне себе вошла в «Невероятную победу», но авторы теории об «атаке строем звена» предпочли об этом «забыть».

Если вы вдруг думаете, что всё это не более, чем «ревизионизм» выжившего на старости лет из ума ветерана и примкнувшего к нему вашего покорного слуги, то это не совсем так. Над придуманным «диванными пилотами» совершенно нереалистичным с точки зрения профессионалов сценарием оттопталось достаточно много народу, прежде всего лётчиков. Так что неудивительно, что в издании ассоциации ветеранов авианосца «Мидуэй», командиром авиагруппы которого какое-то время был тот самый Эдвин Крюгер, данный эпизод описывается следующим образом:

Хотя бомбовые удары всех трех пилотов привели к повреждениям вражеского авианосца, именно сброшенная второй 1000-фунтовая бомба Бада [прозвище-позывной Эдвина Крюгера] нанесла самые катастрофические разрушения – она пробила палубу авианосца в районе центрального самолётоподъёмника корабля, тем самым обрекая его на гибель.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Николай Колядко. «Вырвавший победу». Часть I - Альтернативная История
Николай Колядко. «Вырвавший победу». Часть II - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/nikolaj-kolyadko-vyrvavshij-pobedu-chast-iii/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉