Название «гимназия» происходит от немецкого «gymnasium», «помещение для гимнастических упражнений», слово изначально древнегреческое. В учебных заведениях Греции преподавали науки и занимались спортом. Аристотель и Платон настаивали на гармоничном развитии человека.
В Европе с XVIв гимназиями назывались средние образовательные учебные заведения. Изначально в них упор делался на латынь, но в эпоху Возрождения образование сделали более разносторонним.
В России гимназии появились благодаря пленному лютеранскому пастору Иоганну Эрнсту Глюку. Плененный в 1702г Глюк предложил ПетруI открыть в Москве школу для юношей. Открытая в 1705г школа пастора Глюка просуществовала до его смерти в том же 1705г, но в 1715г была закрыта. За время существования в ней обучили и успели выпустить 238 человек. Именно от них берет начало русская интеллигенция.
*По мнению Глюка, гимназия должна была готовить не просто государственных служащих со знанием языков, а мыслящих, образованных людей, готовых продолжить образование в европейских университетах. Для своей школы он сам составил учебники на русском языке, пригласил иностранных учителей.
С петровских времен обучение для мужчины приобрело особое значение. Образование было прерогативой высших сословий. Позже «третье сословие»- крестьяне, рабочие, буржуазия, ремесленники - тоже получило доступ к знаниям. Молодой дворянин, не получивший образования, «недоросль», не мог быть принят на государственную службу и не имел права жениться.
«Я бы желал, чтобы эти молодые люди уважали мундир, который они носят, мундир, который уравнивает богатых и бедных, знатных и незнатных»,- писал российский Император НиколайI, обосновывая необходимость введения формы для гимназистов и учащихся других заведений образования.
Гимназисты носили мундиры, сшитые по подобию военной формы того времени, этакий «легкий гвардейский шик». За образец взяли все виды военной формы.
*Интересно, что когда Россия участвовала в военных действиях, то и в мужской моде присутствовали отголоски «военной моды», частично переносившиеся в школьную форму для мальчиков. Форменный мундир гимназистов царской России или послевоенные школьные гимнастерки, подпоясанные кожаными ремнями с пряжкой тому свидетели. Когда военные действия прекращались, школьная форма приобретала более светский вид.
В 1828г произошла первая унификация формы для мальчиков, обучавшихся в гимназии и других учебных заведениях. Тон в цветовой гамме задавал Царскосельский лицей- элитное учебное заведение страны.
*Царскосельский лицей-первый в России лицей, открытый по личному императорскому указу АлександраI, обучение в котором приравнивалось к университетскому. Специальная программа была разработана реформатором и законотворцем Михаилом Сперанским. В лицее изучались русская и иностранная словесности, исторические и математические науки нравственные дисциплины, изящные искусства и гимнастика. 6-летняя программа готовила лицеистов к любой службе - военной или гражданской.
** В Царскосельском лицее существовала пятибалльная система оценки. Курьез: лучшей оценкой был «кол». Чем больше был балл оценки, тем хуже знания лицеиста— «двойка», «тройка» и «четверка», последняя- за очень посредственные успехи. А вот «отсутствие всяческих знаний» обозначалась нулем. Кстати, одна из оценок была «за талант».
Самый первый пушкинский выпуск лицеистов прозвали «Чугунниками»: им после завершения учебы, на прощание, директор Егор Антонович Энгельгардт подарил чугунные кольца — символ крепкой, как металлический сплав, "несокрушимой дружбы и памяти". "Чугунники" прозвищем гордились, а символ «чугунного братства», кольцо со сплетенными руками, хранили и берегли.
Гимназическая форма 1828г состояла из: шинели (верхняя одежда), мундира, брюк, рубахи-гимнастерки, фуражки или кепи. Основные цвета: темно-зеленый и синий. За это гимназистов дразнили «синей говядиной». Форма учащихся Царскосельского лицея отличались красными воротниками и обшлагами синих мундиров.
В «Общем уставе учебных заведений» от 1828г о форме гимназистов, указывалось: «Воспитанники первых трех классов носят синие куртки и панталоны сверх сапог, а в четырех высших- синие мундиры с воротниками того же Учебного округа и с металлическими белыми или желтыми пуговицами в один ряд: панталоны поверх сапогов и фуражки того же цвета, а шинели серые; в классы они ходят в мундирных сюртуках.» На воротниках и фуражках присутствовали эмблемы образовательного заведения. Отделка на фуражках различалась в зависимости от гимназии – канты могли быть красными, голубыми или белыми.
Форму шили на заказ на средства родителей учащегося. В более позднее время талантливые в учебе гимназисты из несостоятельных семей могли рассчитывать на пошив формы за счет попечительского совета гимназии.
Тетради и книги носили в ранцах, аналогичных солдатским. Ранцы и портфели шили из телячьей или тюленьей кожи.
Точная дата введения обязательной школьной формы в России — 1834 год. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. Ношение формы стало обязательным в период царствования Николая I. Согласно «Табеля о рангах», все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию. Так как учебные заведения царской России были государственными, их также коснулся утвержденный закон. Педагоги в Государственных учебных заведениях, гимназиях носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.
В 1834г Император Николай Павлович, обязавший носить мундиры не только военных, но и штатских, даже придворных дам, для которых придумал женскую придворную форму, провел реформу, коснувшуюся и гимназической формы.
О мундирных платьях фрейлин вы можете прочесть тут⬇️
В «Положении о гражданских мундирах» говорилось: «Студентам и воспитанникам всех учебных заведений, под ведомством Министерства народного просвещения состоящих, иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми и серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника.» Отделка на фуражках различалась в зависимости от гимназии – канты могли быть красными, голубыми или белыми.
Мундирный воротник-стойка, главный элемент формы, столь милый сердцу Императора, ненавидимый гимназистами всех поколений, тоже перешел из военной формы (военные его тоже не жаловали). Жесткий воротник-стойка, заставлял держать голову прямо, способствовал выправке и имел воспитательное значение. «Николаевский мундир» оставался в обиходе до 1855г. Форму разделяли на парадную и повседневную. Однобортный темно-зеленый мундир, аналог полукафтана, стал элементом парадной формы.
В качестве повседневной формы, гимназисты носили гимназические куртки, имеющие более удобный скошенный воротник-стойку. Модифицировали и верхнюю одежду. На смену зимним шинелям пришли утепленные мехом изнутри двубортные пальто с 12 пуговицами в два ряда. Сшитые по образцу офицерской гвардейской формы пальто украшал воротник с пуговицами и петлицами из сукна.
Следующее изменение 1864г изменило вид мундира в гимназиях и про-гимназиях на однобортный с девятью пуговицами в синих петлицах. Цвет остался темно-зеленым. Брюки, прямые и носимые навыпуск, могли быть двух цветов. Темно-зеленые, в тон мундира или темно-серые, прямые и без кантов. В гимназический комплект входили галстук и темно-зеленый однобортный жилет с черными пуговицами. Галстук допускался черного или зеленого цвета из сукна или шелка. Фуражка осталась темно-зеленой с синим околышем. Пальто из сукна темно-зеленого цвета.
Через четыре года гимназическая форма приобрела более нарядный вид. Девять пуговиц мундира из белого металла поменяли местоположение: четыре- на задних карманных клапанах, остальные- на обшлагах возле разреза. Обшитый серебряным галуном воротник гимназического мундира делал похожим гимназическую форму на мундир гвардейских офицеров.
Шапку-фуражку украшала эмблема: на перекрещенных лавровых ветках из жести шифром указывалось местоположение гимназии, номер и имеющееся название. На эмблеме учащихся элитных Императорских гимназий наносился вензель царской семьи.
Двубортные светло-серые пальто, стеганные «на вате», украсили серебряными пуговицами с синими петлицами и белым кантом. Ремня к пальто не полагалось.
В 1881г главные изменения коснулись головного убора гимназистов. Предыдущий вариант сменила фуражка, аналогичная фуражкам пехотных войск российской армии: темно-синяя с черным козырьком и белым кантом. Летом на тулью фуражки надевали светлый полотняный чехол, а зимой ее дополняли наушники из черного фетра на байковой подкладке.
Впрочем, идеального вида фуражку носили только «первоклашки, зубрилы и маменькины сынки», а остальные «настоящие ученики», по воспоминаниям Г.Скребницкого в рассказе «У птенцов подрастают крылья», подвергали новую фуражку трансформациям: «Вспомнил, что ими можно и даже нужно стирать пыль с сапог, на них полагается сидеть, а во время прогулок ими зачерпывают воду из родника. Приятели рассказывали, что только после всех этих процедур ученическая форменная фуражка становится именно тем, чем и должна быть.»
В конце XIXв реформа гимназической формы коснулась и головных уборов.
В зимнее время гимназистам предписывалось носить башлыки, позаимствованные опять-таки у военной формы. Ими дополнялись не греющие зимой фуражки.
*С 1862г башлык носили младшие военные чины.
Гимназисты башлыки не любили из-за неудобства, тяжести и промокаемости. Родители гимназистов тоже не одобряли гимназические головные уборы: « кепи мало прикрывает голову и влечет за собой как необходимую принадлежность головного убора в холодное время башлык, который, как доказано в последнее время врачами, служит только источником разных горловых болезней».
Курьез: башлык у русской армии позаимствовали французы. А в обмундирование русской армии башлык попал как часть казацкого гардероба из традиционного мужского гардероба народов Северного Кавказа. Туда башлык попал из Турции в XVIв. Именно островерхий башлык историки моды считают предтечей буденовки- главного головного убора Красной армии.
Если гимназисты мечтали избавиться от башлыка, светские дамы о нем мечтали! Журнал «Модный магазин» от 1863г: «Башлыки вошли во всеобщее употребление; их надевают теперь и на бал, как sortie».
*Башлык (baslik- «наголовник» с турецкого) – остроконечный головной убор с длинными концами-лопастями, плотно завязывающийся вокруг шеи. Изготавливался из плотного сукна или шерсти. Защищал от непогоды, «от холода, дождя и солнечного зноя»(Из «Военной энциклопедии» 1911г, В.Новицкого).
При АлександреII, менявшем дизайн гимназической формы несколько раз, появилась специальная рубашка для занятий спортом – «гимнастерка», которую потом стали носить каждый день. Название происходило от названия «гимнастическая рубаха». Гимнастерки попали в гимназическую форму в 1896г тоже из армейской формы. В армии они были введены для занятия гимнастикой в 1862г.
Цвет гимнастерок, со временем превратившихся из элемента физкультурной формы в повседневную одежду, различался в зависимости от региона: на севере и западе – темно- синий, а на юге – серый. Рубашки и блузы подпоясывались ремнем с крупной пряжкой, на которой располагалась гравировка с шифром гимназии.
Форму в Российской империи носили не только гимназисты. В 1865г для учащихся строительных образовательных учреждений была введена специальная форма: однобортный мундир с прямыми обшлагами, жилет, галстук, брюки-шаровары, плащ с отложным воротником и шестью пуговицами, фуражка с бархатным черным околышем.
В 1872г ввели единообразную, зимнюю и летнюю, форму для учащихся реальных училищ. С некоторыми отличиями она повторяла гимназическую форму. У «реалистов» цвет мундира был черный. Зимняя черная гимнастерка из-за частых стирок линяла, приобретая серый цвет. Поэтому в художественных произведениях «реалисты» описываются в серых гимнастерках. Летний вариант гимнастерки шился из белого льняного полотна. Гимнастерки подпоясывались черным кожаным ремнем с металлической бляхой. Старшеклассники носили серые тужурки с золочеными пуговицами и черным воротником- стойкой, обшитым золотым галуном. Обувь- высокие черные лакированные кожаные ботинки на шнуровке.
*Тужурки-от фр.toujours, дословно « во все дни», «всегда»-верхняя мужская одежда из сукна длиной до середины бедра, популярная у студентов и гимназистов во второй половине XIX- начале XX века в России.
Парадная форма «реалистов» состояла из черного мундира с воротником-стойкой с девятью пуговицами, поверх- черная шинель. Зимой к шинели пристегивался меховой воротник. Фуражку украшала эмблема: аббревиатура училища в скрещенных ветвях.
Специализированная форма учащихся специальных училищ с перерывами просуществовала до середины ХХв.
Как появилась ученическая форма для девочек можно прочесть тут⬇️
Иллюстрации из интернета и специализированной литературы. Лайки улучшают вашу Карму.