Найти в Дзене

Глюк, гимназии, "чугунники" и «легкий армейский шик»: форма для гимназистов.

Название «гимназия» происходит от немецкого «gymnasium», «помещение для гимнастических упражнений», слово изначально древнегреческое. В учебных заведениях Греции преподавали науки и занимались спортом. Аристотель и Платон настаивали на гармоничном развитии человека. В Европе с XVIв гимназиями назывались средние образовательные учебные заведения. Изначально в них упор делался на латынь, но в эпоху Возрождения образование сделали более разносторонним. В России гимназии появились благодаря пленному лютеранскому пастору Иоганну Эрнсту Глюку. Плененный в 1702г Глюк предложил ПетруI открыть в Москве школу для юношей. Открытая в 1705г школа пастора Глюка просуществовала до его смерти в том же 1705г, но в 1715г была закрыта. За время существования в ней обучили и успели выпустить 238 человек. Именно от них берет начало русская интеллигенция. *По мнению Глюка, гимназия должна была готовить не просто государственных служащих со знанием языков, а мыслящих, образованных людей, готовых

Гимназист в форменной фуражке и с ранцем за спиной. Фото 1862-1881г
Гимназист в форменной фуражке и с ранцем за спиной. Фото 1862-1881г

Название «гимназия» происходит от немецкого «gymnasium», «помещение для гимнастических упражнений», слово изначально древнегреческое. В учебных заведениях Греции преподавали науки и занимались спортом. Аристотель и Платон настаивали на гармоничном развитии человека.

В Европе с XVIв гимназиями назывались средние образовательные учебные заведения. Изначально в них упор делался на латынь, но в эпоху Возрождения образование сделали более разносторонним.

В России гимназии появились благодаря пленному лютеранскому пастору Иоганну Эрнсту Глюку. Плененный в 1702г Глюк предложил ПетруI открыть в Москве школу для юношей. Открытая в 1705г школа пастора Глюка просуществовала до его смерти в том же 1705г, но в 1715г была закрыта. За время существования в ней обучили и успели выпустить 238 человек. Именно от них берет начало русская интеллигенция.

*По мнению Глюка, гимназия должна была готовить не просто государственных служащих со знанием языков, а мыслящих, образованных людей, готовых продолжить образование в европейских университетах. Для своей школы он сам составил учебники на русском языке, пригласил иностранных учителей.

С петровских времен обучение для мужчины приобрело особое значение. Образование было прерогативой высших сословий. Позже «третье сословие»- крестьяне, рабочие, буржуазия, ремесленники - тоже получило доступ к знаниям. Молодой дворянин, не получивший образования, «недоросль», не мог быть принят на государственную службу и не имел права жениться.

НиколайI
НиколайI

«Я бы желал, чтобы эти молодые люди уважали мундир, который они носят, мундир, который уравнивает богатых и бедных, знатных и незнатных»,- писал российский Император НиколайI, обосновывая необходимость введения формы для гимназистов и учащихся других заведений образования.

Гимназисты носили мундиры, сшитые по подобию военной формы того времени, этакий «легкий гвардейский шик». За образец взяли все виды военной формы.

*Интересно, что когда Россия участвовала в военных действиях, то и в мужской моде присутствовали отголоски «военной моды», частично переносившиеся в школьную форму для мальчиков. Форменный мундир гимназистов царской России или послевоенные школьные гимнастерки, подпоясанные кожаными ремнями с пряжкой тому свидетели. Когда военные действия прекращались, школьная форма приобретала более светский вид.

В 1828г произошла первая унификация формы для мальчиков, обучавшихся в гимназии и других учебных заведениях. Тон в цветовой гамме задавал Царскосельский лицей- элитное учебное заведение страны.

Царскосельский лицей.
Царскосельский лицей.

*Царскосельский лицей-первый в России лицей, открытый по личному императорскому указу АлександраI, обучение в котором приравнивалось к университетскому. Специальная программа была разработана реформатором и законотворцем Михаилом Сперанским. В лицее изучались русская и иностранная словесности, исторические и математические науки нравственные дисциплины, изящные искусства и гимнастика. 6-летняя программа готовила лицеистов к любой службе - военной или гражданской.

Лицеисты. Иллюстрация.
Лицеисты. Иллюстрация.

** В Царскосельском лицее существовала пятибалльная система оценки. Курьез: лучшей оценкой был «кол». Чем больше был балл оценки, тем хуже знания лицеиста— «двойка», «тройка» и «четверка», последняя- за очень посредственные успехи. А вот «отсутствие всяческих знаний» обозначалась нулем. Кстати, одна из оценок была «за талант».

Егор Антонович Энгельгардт, второй директор Царскосельского лицея.
Егор Антонович Энгельгардт, второй директор Царскосельского лицея.

Самый первый пушкинский выпуск лицеистов прозвали «Чугунниками»: им после завершения учебы, на прощание, директор Егор Антонович Энгельгардт подарил чугунные кольца — символ крепкой, как металлический сплав, "несокрушимой дружбы и памяти". "Чугунники" прозвищем гордились, а символ «чугунного братства», кольцо со сплетенными руками, хранили и берегли.

Кольцо лицеистов "чугунников"
Кольцо лицеистов "чугунников"

Гимназическая форма 1828г состояла из: шинели (верхняя одежда), мундира, брюк, рубахи-гимнастерки, фуражки или кепи. Основные цвета: темно-зеленый и синий. За это гимназистов дразнили «синей говядиной». Форма учащихся Царскосельского лицея отличались красными воротниками и обшлагами синих мундиров.

Форма первого выпуска лицеистов. И.Е. Репин "Пушкин в лицее", 1911г
Форма первого выпуска лицеистов. И.Е. Репин "Пушкин в лицее", 1911г

В «Общем уставе учебных заведений» от 1828г о форме гимназистов, указывалось: «Воспитанники первых трех классов носят синие куртки и панталоны сверх сапог, а в четырех высших- синие мундиры с воротниками того же Учебного округа и с металлическими белыми или желтыми пуговицами в один ряд: панталоны поверх сапогов и фуражки того же цвета, а шинели серые; в классы они ходят в мундирных сюртуках.» На воротниках и фуражках присутствовали эмблемы образовательного заведения. Отделка на фуражках различалась в зависимости от гимназии – канты могли быть красными, голубыми или белыми.

Форму шили на заказ на средства родителей учащегося. В более позднее время талантливые в учебе гимназисты из несостоятельных семей могли рассчитывать на пошив формы за счет попечительского совета гимназии.

Гимназисты в классной комнате.
Гимназисты в классной комнате.

Тетради и книги носили в ранцах, аналогичных солдатским. Ранцы и портфели шили из телячьей или тюленьей кожи.

Точная дата введения обязательной школьной формы в России — 1834 год. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. Ношение формы стало обязательным в период царствования Николая I. Согласно «Табеля о рангах», все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию. Так как учебные заведения царской России были государственными, их также коснулся утвержденный закон. Педагоги в Государственных учебных заведениях, гимназиях носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.

Гимназическая форма была обязательна для ношения не только в гимназии. Фото начала ХХв.
Гимназическая форма была обязательна для ношения не только в гимназии. Фото начала ХХв.

В 1834г Император Николай Павлович, обязавший носить мундиры не только военных, но и штатских, даже придворных дам, для которых придумал женскую придворную форму, провел реформу, коснувшуюся и гимназической формы.

О мундирных платьях фрейлин вы можете прочесть тут⬇️

В «Положении о гражданских мундирах» говорилось: «Студентам и воспитанникам всех учебных заведений, под ведомством Министерства народного просвещения состоящих, иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми и серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника.» Отделка на фуражках различалась в зависимости от гимназии – канты могли быть красными, голубыми или белыми.

Мундирный воротник-стойка, главный элемент формы, столь милый сердцу Императора, ненавидимый гимназистами всех поколений, тоже перешел из военной формы (военные его тоже не жаловали). Жесткий воротник-стойка, заставлял держать голову прямо, способствовал выправке и имел воспитательное значение. «Николаевский мундир» оставался в обиходе до 1855г. Форму разделяли на парадную и повседневную. Однобортный темно-зеленый мундир, аналог полукафтана, стал элементом парадной формы.

Гимназист Петр Столыпин.
Гимназист Петр Столыпин.

В качестве повседневной формы, гимназисты носили гимназические куртки, имеющие более удобный скошенный воротник-стойку. Модифицировали и верхнюю одежду. На смену зимним шинелям пришли утепленные мехом изнутри двубортные пальто с 12 пуговицами в два ряда. Сшитые по образцу офицерской гвардейской формы пальто украшал воротник с пуговицами и петлицами из сукна.

Гимназист в зимнем пальто. Фото 1912г
Гимназист в зимнем пальто. Фото 1912г

Следующее изменение 1864г изменило вид мундира в гимназиях и про-гимназиях на однобортный с девятью пуговицами в синих петлицах. Цвет остался темно-зеленым. Брюки, прямые и носимые навыпуск, могли быть двух цветов. Темно-зеленые, в тон мундира или темно-серые, прямые и без кантов. В гимназический комплект входили галстук и темно-зеленый однобортный жилет с черными пуговицами. Галстук допускался черного или зеленого цвета из сукна или шелка. Фуражка осталась темно-зеленой с синим околышем. Пальто из сукна темно-зеленого цвета.

-12

Через четыре года гимназическая форма приобрела более нарядный вид. Девять пуговиц мундира из белого металла поменяли местоположение: четыре- на задних карманных клапанах, остальные- на обшлагах возле разреза. Обшитый серебряным галуном воротник гимназического мундира делал похожим гимназическую форму на мундир гвардейских офицеров.

Гимназистский мундир с более удобным скошенным воротником-стойкой.
Гимназистский мундир с более удобным скошенным воротником-стойкой.

Шапку-фуражку украшала эмблема: на перекрещенных лавровых ветках из жести шифром указывалось местоположение гимназии, номер и имеющееся название. На эмблеме учащихся элитных Императорских гимназий наносился вензель царской семьи.

-14

Двубортные светло-серые пальто, стеганные «на вате», украсили серебряными пуговицами с синими петлицами и белым кантом. Ремня к пальто не полагалось.

В 1881г главные изменения коснулись головного убора гимназистов. Предыдущий вариант сменила фуражка, аналогичная фуражкам пехотных войск российской армии: темно-синяя с черным козырьком и белым кантом. Летом на тулью фуражки надевали светлый полотняный чехол, а зимой ее дополняли наушники из черного фетра на байковой подкладке.

Воспитанник 11-й Петербургской гимназии в зимней форме (темно-синей рубахе и серой шинели), поверх фуражки белый чехол. Нач. 1910-х гг. Фотоателье «Е. И. Герман», Санкт-Петербург.
Воспитанник 11-й Петербургской гимназии в зимней форме (темно-синей рубахе и серой шинели), поверх фуражки белый чехол. Нач. 1910-х гг. Фотоателье «Е. И. Герман», Санкт-Петербург.

Впрочем, идеального вида фуражку носили только «первоклашки, зубрилы и маменькины сынки», а остальные «настоящие ученики», по воспоминаниям Г.Скребницкого в рассказе «У птенцов подрастают крылья», подвергали новую фуражку трансформациям: «Вспомнил, что ими можно и даже нужно стирать пыль с сапог, на них полагается сидеть, а во время прогулок ими зачерпывают воду из родника. Приятели рассказывали, что только после всех этих процедур ученическая форменная фуражка становится именно тем, чем и должна быть.»

В конце XIXв реформа гимназической формы коснулась и головных уборов.

В зимнее время гимназистам предписывалось носить башлыки, позаимствованные опять-таки у военной формы. Ими дополнялись не греющие зимой фуражки.

Башлык изначально изготовлялся из верблюжей шерсти.
Башлык изначально изготовлялся из верблюжей шерсти.

*С 1862г башлык носили младшие военные чины.

Гимназисты башлыки не любили из-за неудобства, тяжести и промокаемости. Родители гимназистов тоже не одобряли гимназические головные уборы: « кепи мало прикрывает голову и влечет за собой как необходимую принадлежность головного убора в холодное время башлык, который, как доказано в последнее время врачами, служит только источником разных горловых болезней».

Курьез: башлык у русской армии позаимствовали французы. А в обмундирование русской армии башлык попал как часть казацкого гардероба из традиционного мужского гардероба народов Северного Кавказа. Туда башлык попал из Турции в XVIв. Именно островерхий башлык историки моды считают предтечей буденовки- главного головного убора Красной армии.

Фрунзе в зимнем шлеме, "буденовке".
Фрунзе в зимнем шлеме, "буденовке".

Если гимназисты мечтали избавиться от башлыка, светские дамы о нем мечтали! Журнал «Модный магазин» от 1863г: «Башлыки вошли во всеобщее употребление; их надевают теперь и на бал, как sortie».

*Башлык (baslik- «наголовник» с турецкого) – остроконечный головной убор с длинными концами-лопастями, плотно завязывающийся вокруг шеи. Изготавливался из плотного сукна или шерсти. Защищал от непогоды, «от холода, дождя и солнечного зноя»(Из «Военной энциклопедии» 1911г, В.Новицкого).

Красноярский гимназист в гимнастерке, с ранцем за спиной.
Красноярский гимназист в гимнастерке, с ранцем за спиной.

При АлександреII, менявшем дизайн гимназической формы несколько раз, появилась специальная рубашка для занятий спортом – «гимнастерка», которую потом стали носить каждый день. Название происходило от названия «гимнастическая рубаха». Гимнастерки попали в гимназическую форму в 1896г тоже из армейской формы. В армии они были введены для занятия гимнастикой в 1862г.

Гимназическая форма. Фото начала ХХв.
Гимназическая форма. Фото начала ХХв.

Кожаный ремень с вензелем на пряжке.
Кожаный ремень с вензелем на пряжке.

Цвет гимнастерок, со временем превратившихся из элемента физкультурной формы в повседневную одежду, различался в зависимости от региона: на севере и западе – темно- синий, а на юге – серый. Рубашки и блузы подпоясывались ремнем с крупной пряжкой, на которой располагалась гравировка с шифром гимназии.

Учащиеся реального училища в городе Очанск, Пермская губерния, со своим учителем. Фото 1913г. На учителе- тужурка.
Учащиеся реального училища в городе Очанск, Пермская губерния, со своим учителем. Фото 1913г. На учителе- тужурка.

Форму в Российской империи носили не только гимназисты. В 1865г для учащихся строительных образовательных учреждений была введена специальная форма: однобортный мундир с прямыми обшлагами, жилет, галстук, брюки-шаровары, плащ с отложным воротником и шестью пуговицами, фуражка с бархатным черным околышем.

В 1872г ввели единообразную, зимнюю и летнюю, форму для учащихся реальных училищ. С некоторыми отличиями она повторяла гимназическую форму. У «реалистов» цвет мундира был черный. Зимняя черная гимнастерка из-за частых стирок линяла, приобретая серый цвет. Поэтому в художественных произведениях «реалисты» описываются в серых гимнастерках. Летний вариант гимнастерки шился из белого льняного полотна. Гимнастерки подпоясывались черным кожаным ремнем с металлической бляхой. Старшеклассники носили серые тужурки с золочеными пуговицами и черным воротником- стойкой, обшитым золотым галуном. Обувь- высокие черные лакированные кожаные ботинки на шнуровке.

*Тужурки-от фр.toujours, дословно « во все дни», «всегда»-верхняя мужская одежда из сукна длиной до середины бедра, популярная у студентов и гимназистов во второй половине XIX- начале XX века в России.

Парадная форма «реалистов» состояла из черного мундира с воротником-стойкой с девятью пуговицами, поверх- черная шинель. Зимой к шинели пристегивался меховой воротник. Фуражку украшала эмблема: аббревиатура училища в скрещенных ветвях.

Специализированная форма учащихся специальных училищ с перерывами просуществовала до середины ХХв.

Как появилась ученическая форма для девочек можно прочесть тут⬇️

Иллюстрации из интернета и специализированной литературы. Лайки улучшают вашу Карму.