Найти тему

"Русское платье", кокошник и мундирное платье.

Маковский "Императрица Мария Фёдоровна"1912г
Маковский "Императрица Мария Фёдоровна"1912г

В прошлых статьях я рассказывала о русском народном костюме. Откуда же пошло мнение, что русский народный костюм-это только сарафан и кокошник? Как ни странно, этому мнению способствовали придворные мундирные платья и маскарады.

Мода на «русское платье» появилась при ЕкатеринеII. Хотя правительница и позиционировала себя как преемницу ПетраI, предпочитавшего европейское платье, в то же время обратилась к русскому народному костюму для того, чтобы утвердится на русском престоле. Есть несколько портретов правительницы в стилизованных под русское платье нарядах.

Портрет ЕкатериныII  в русском платье.
Портрет ЕкатериныII в русском платье.

В правление ЕкатериныII появилась традиция проводить значимые дворцовые собрания в русском платье. Интересно, но ПавелI, проводивший реформу в обмундировании русской армии на манер прусской, не препятствовал этой традиции. Во время коронации ПавлаI в «Объявлении экспедиции церемониальных дел» было предписано следовать некоторым требованиям в одежде. Так дамам предписывалось быть одетыми в кринолины черного бархата с таким же шлейфом и юбкой.

Крюгер"Портрет императрицы Александры Федоровны"
Крюгер"Портрет императрицы Александры Федоровны"
Платье императрицы Александры Федоровны.
Платье императрицы Александры Федоровны.

Уже во время правления АлександраI существовала традиция костюмированного «народного бала» 1января. Желающие приезжали в Зимний дворец для поздравлением царской семьи в кокошниках и нарядных «Русских» платьях.

М. Львова в платье фрейлины.
М. Львова в платье фрейлины.

При Николае Павловиче с 1825г разработали специальный регламент относительно цвета и отделки Русских платьев. Он придумал женскую придворную форму. Цвет, аксессуары, вышивка должны были соответствовать занимаемой при дворе должности. Все цвета были расписаны и закреплены. В основном это касалось платьев придворных дам.

Парадный наряд наставницы Великих Княжон
Парадный наряд наставницы Великих Княжон

-7

В штат входили 36 «свитных» фрейлин, набираемых из незамужних девушек (на выданье), отчисляемых после замужества. Они входили в свиту императрицы, великих княгинь и великих княжон.

Также в свиту входили камер-фрейлины- близкие хорошо зарекомендовавшие себя фрейлины, в количестве 4-6 человек, незамужние барышни. Их тоже отчисляли при замужестве.

Из замужних дам формировался штат статс-дам и обер-гофмейстерин.

Русское придворное платье статс-дам
Русское придворное платье статс-дам

И весь штат носил предписанную форму.

Орлов "Наставница при великой княжне Ольге Николаевне А.А.Окулова"
Орлов "Наставница при великой княжне Ольге Николаевне А.А.Окулова"

Наставницы великих княжон носили бархатное платье синего цвета с белой юбкой и золотой вышивкой. Фрейлины ее Величества- пунцовые платья с белой юбкой и золотой вышивкой.

Парадное придворное платье фрейлины ее Величества.
Парадное придворное платье фрейлины ее Величества.

Фрейлинам великих княгинь предписывалось платье красного бархата, с серебряным шитьем в отличии от фрейлин императрицы.

Фрейлины великих княжон должны были появляться при дворе в светло-синем наряде с золотым шитьём.

Статс-дамам и камер-фрейлинам полагалось платье зелёного бархата с золотой вышивкой и голубой андреевской лентой с портретом императрицы на левой груди .

Платье статс-дамы
Платье статс-дамы

Гофмейстерины при фрейлинах (высшее придворное дамское звание) носили малиновый наряд с золотым шитьём и рубашку с рукавами буфф.

Платье фрейлины великих княжон, малиновое платье гофмейстерины, платье статс-дамы зеленого бархата.
Платье фрейлины великих княжон, малиновое платье гофмейстерины, платье статс-дамы зеленого бархата.
На переднем плане- малиновое платье гофмейстерины.
На переднем плане- малиновое платье гофмейстерины.

В их компетенцию входило ежедневное представление дам, явившихся к его высочеству. Также они заведовали канцелярией императрицы или великих княгинь.

Придворное парадное платье императрицы Марии Федоровны.
Придворное парадное платье императрицы Марии Федоровны.

Регламент на ношение придворной формы сохранился до 1917г., незначительными изменениями в крое, отделке и стиле вышивки. Аналогично «Русским платьям» император ввел «национальную форму» для своих сыновей, состоящую из русской рубахи с кушаком и шаровар.

Великая княжна Мария Николаевна в русском платье и её Русское платье
Великая княжна Мария Николаевна в русском платье и её Русское платье

Интерес к русскому народному костюму и мода на него проявлялась пропорционально патриотическим чувствам в периоды войн.

В 1812г для демонстрации патриотизма дамы отказываются от французского языка и в моду входят наряды «а-ля душегрея» и стилизованные сарафаны, у мужчин вошла в моду стрижка «a la moujik» («под горшок»).

Маковский "Дети господина Балашова". На мальчике вышитая шелковая рубашка, кушак и шаровары, заправленные в сапожки. Девочки в платье европейского фасона.
Маковский "Дети господина Балашова". На мальчике вышитая шелковая рубашка, кушак и шаровары, заправленные в сапожки. Девочки в платье европейского фасона.
Шамшин "Портрет детей художника". Мальчик одет по моде, в русское платье.
Шамшин "Портрет детей художника". Мальчик одет по моде, в русское платье.

Этой тенденции- ношение русского платья- последовало дворянство. Особенно эта мода затронула детскую одежду дворян. Девочек одевали в сарафанчики и вышитую рубашечку и заплетали ленту в косу. Мальчики носили косоворотки из шелка с кушаком и шаровары, заправленные в сапоги. В 1854г вошли в моду валенки.

Скотти "Портрет графа Кутайсова с детьми"
Скотти "Портрет графа Кутайсова с детьми"
-19
Лефевр "Портрет княгини Барятинской с дочерью Ольгой!
Лефевр "Портрет княгини Барятинской с дочерью Ольгой!

Интересно, что в «русское» одевали детей и их нянек. Няньки тоже носили сарафаны и кокошники. А вот гувернантки и бонны были одеты на европейский манер.

Няньки в кокошниках с младенцами.
Няньки в кокошниках с младенцами.

Маленький нюанс: няньки-кормилицы практически не выходили из детской, единственно вынося младенцев «на показ» раз-два в день. А гувернантки, как члены семьи, могли присутствовать за столом со всей семьей.

Маковский "Княжна Зинаида Юсупова в русском костюме"
Маковский "Княжна Зинаида Юсупова в русском костюме"

Следующий виток интереса и обращения к русскому костюму-1853-1856гг.

«Русское платье» должно было символизировать «единение нации перед общей бедой».

В мужскую моду проникает «платье на манер кучерского или ямщицкого костюма.» Так же одевают и мальчиков 3-5 лет.

-23

Писарев и Казакова в костюмах, представляющих г.Киев,1850г
Писарев и Казакова в костюмах, представляющих г.Киев,1850г

Интересен бал в особняке Закревского «Россия и Англия». На тот момент, Россию и Англию не сотрясали революции. Англию уже нет, Россию еще нет. Идея бала: показать мощь России. Начинался бал выходом персон в английском платье. Следом шли в ярких костюмах покоренных земель, маски в костюмах городов(в их порядке нахождения на карте), костюмах народов, населяющих Россию. Замыкали шествие народы Сибири.

В 1855 национальная тема проникла в бальный костюм. Платья, сшитые на манер сарафанов, вышитые на русский манер шелковые рубашки, головные уборы, напоминающие кокошник, «ожерелья и браслеты в русском вкусе». Моду поддержали владельцы модных магазинов.

Впрочем, к 1856г Сарафанная мода сошла на нет, дав дорогу французским фасонам. Но русский национальный костюм еще проявился на костюмированном балу во дворце князя Владимира Александровича 25 января 1883г. Но это уже другая история.

Иллюстрации взяты из интернета и книги О.Хорошиловой «Война и мода». Лайки и комментарии приветствуются.