Найти в Дзене

Равнение на Сен-Сир! Форма от мадам де Ментенон и российские «Смолянки».

Школьная форма-вещь вне времени. Она призвана помочь сосредоточиться на процессе обучения и не допустить вольнодумства в рядах учащихся. Человек в форме-«функция», он должен соблюдать определенные правила, выполнять предсказуемые действия, быть управляемым. Человек в форме уравнивается с остальными, такими же людьми в форме. В организациях и на предприятиях вводят форму для того, чтобы сделать людей лояльными этому заведению или организации, усреднить, поставить в ряд с остальными, чтобы «не выделялись». Для этого и существует определенная форма- одежда в монастырях, учебных заведениях, армии, даже в суде носят форму - мантии и парики. Именно поэтому, в фирмах творческой направленности, где нужны новаторские, небанальные идеи, форму чаще всего не носят. В период обучения некоторое уравнивание особо актуально. Аналоги школьной формы появились еще в Средневековье. При монастырях носили стихари, в Оксфорде, Кембридже и в современное время продолжают носить академическую робу со Средневе

Выпускницы Смольного Института,"смолянки", начало XXв
Выпускницы Смольного Института,"смолянки", начало XXв

Школьная форма-вещь вне времени. Она призвана помочь сосредоточиться на процессе обучения и не допустить вольнодумства в рядах учащихся.

Человек в форме-«функция», он должен соблюдать определенные правила, выполнять предсказуемые действия, быть управляемым. Человек в форме уравнивается с остальными, такими же людьми в форме. В организациях и на предприятиях вводят форму для того, чтобы сделать людей лояльными этому заведению или организации, усреднить, поставить в ряд с остальными, чтобы «не выделялись».

Для этого и существует определенная форма- одежда в монастырях, учебных заведениях, армии, даже в суде носят форму - мантии и парики. Именно поэтому, в фирмах творческой направленности, где нужны новаторские, небанальные идеи, форму чаще всего не носят.

В период обучения некоторое уравнивание особо актуально. Аналоги школьной формы появились еще в Средневековье. При монастырях носили стихари, в Оксфорде, Кембридже и в современное время продолжают носить академическую робу со Средневековья. В древнем Китае обучающиеся носили специальную форму, что считалось абсолютной нормой.

«Школа синих пальто» при Christ’s Hospital School(«Больнице Христа»). Вид школьной формы этого заведения- старейшей в Англии и мире, сохранился до сих пор.
«Школа синих пальто» при Christ’s Hospital School(«Больнице Христа»). Вид школьной формы этого заведения- старейшей в Англии и мире, сохранился до сих пор.

В Старом Свете школьная форма появилась в XVIв в Англии при Christ’s Hospital School(«Больнице Христа»). В школе при этом заведении обучали мальчиков сирот из бедных семей. Их форма: плащ-пальто,из ткани выкрашенной в синий(самый дешевый) цвет, костюм с бриджами и жёлтыми чулками и белым галстуком. Выпускников определяли на работу слугами в богатые дома. Немного позже в школу начали принимать и девочек.

Школьная форма при Christ’s Hospital School(«Больнице Христа»).
Школьная форма при Christ’s Hospital School(«Больнице Христа»).

Ученики Christ’s Hospital School почти 500 лет носят форму в стиле Тюдор практически не изменившуюся за этот период. Основной элемент формы-длинный синий плащ-пальто, символизирующий благотворителей, основавших заведение, спровоцировал появление прозвища «Школа синих пальто», видоизменившееся со временем в «синий пиджак».

Современная школьная форма Christ’s Hospital School(«Больнице Христа») практически не изменилась за 500 лет..
Современная школьная форма Christ’s Hospital School(«Больнице Христа») практически не изменилась за 500 лет..
Школьный комплект для девочек: плиссированные юбки и пиджаки и желтые гольфы.
Школьный комплект для девочек: плиссированные юбки и пиджаки и желтые гольфы.

Отдельно от мальчиков в школе обучали девочек-сирот. В комплект школьной формы девочек, помимо синего плаща, входили плиссированные юбки и пиджаки. Школьная форма в этом заведении обязательна для ежедневного ношения. Бонус: школьный наряд обеспечивает право на бесплатное посещение Тауэра.

Современные учащиеся Christ’s Hospital School(«Больнице Христа»).
Современные учащиеся Christ’s Hospital School(«Больнице Христа»).

Школьная форма для девочек, взятая впоследствии за образец в российских учебных заведениях, появилась веком позже, во Франции, в 1684г. Мадам де Ментенон, морганатическая супруга Людовика XIV открыла приют «Сен-сир», закрытое заведение для обедневших дворянок. Сама мадам де Ментенон была особой начитанной, обладала весьма обширным кругозором, отличалась прогрессивными взглядами и считала, что девочкам обучение пригодится в жизни. Ее замечательные педагогические способности, отточенные на воспитании отпрысков короля Людовика XIV, и любовь к детям в полной мере раскрылись в учрежденной ею школе Сен-Сир.

Здание Сен-Сир, элитного учреждения для благородных девиц.
Здание Сен-Сир, элитного учреждения для благородных девиц.

Курьез: После революции в здании Сен-Сир по инициативе Наполеона была размещена военная академия.

Визит короля Людовика XIV в Сен-Сир.
Визит короля Людовика XIV в Сен-Сир.

В этом заведении для дочерей обедневших дворян, обучались 250 воспитанниц. Наставницы Сен-Сир составляли «институт дам св. Людовика». Они давали обеты бедности, целомудрия, послушания и обязывались посвятить себя воспитанию девиц. Им рекомендовалось уделять больше внимания воспитанию, а не обучению, приучать воспитанниц к труду, живыми беседами развивать и обогащать их ум.

Горский "ПетрI посещает госпожу де Ментенон в Сен-Сире в 1717г"
Горский "ПетрI посещает госпожу де Ментенон в Сен-Сире в 1717г"

Во время пребывания в Сен-Сире в 1717г маркизу де Ментенон посетил ПетрI.

Пьер Миньяр "Портрет Франсуаза д’Обинье, маркиза де Ментенон", 1694г. Маркиза де Ментенон(1635-1719), вторая жена Людовик XIV (1638-1715).
Пьер Миньяр "Портрет Франсуаза д’Обинье, маркиза де Ментенон", 1694г. Маркиза де Ментенон(1635-1719), вторая жена Людовик XIV (1638-1715).

*Франсуа́за д’Обинье́, маркиза де Ментено́н (Françoise d’Aubigné Marquise de Maintenon; 27.11.1635 —15.04.1719) — воспитательница детей ЛюдовикаXIV и мадам де Мантеспан, затем официальная фаворитка короля, с 1683г. его вторая(морганатическая) жена. Известна также как основательница первой в Европе женской школы светского характера Сен-Сир. Мадам де Ментенон способствовала возникновению других учебных заведений, устроенных по типу Сен-Сира.

По некоторым сведениям, Людовик XIV, умирая, сказал Франсуазе: «При предстоящей нашей разлуке меня утешает мысль, что она не будет продолжительной и мы скоро свидимся», на что она ответила: «Очень любезное утешение! Эгоистом жил, эгоистом и умирает».

Воспитанницы Сен-Сира под руководством Расина разучивают "Эсфирь".
Воспитанницы Сен-Сира под руководством Расина разучивают "Эсфирь".

Форма воспитанниц Сен-Сир состояла из коричневого муслинового платья, украшенного лентами. Коричневый цвет был модным, практичным и немарким, правда, он отличался от популярных оттенков шоколада или табачного листа. Темные платья украшались лентами, в зависимости от возраста учениц: красными (7–10 лет), зелеными (11–14), желтыми (15–16) и голубыми (17–20). Самые старшие девушки, помогавшие воспитательницам, носили черные ленты.

Воспитанницы пансиона в форменных платьях. Кадр из фильма "Дочери короля" (Saint-Cyr, 2000).
Воспитанницы пансиона в форменных платьях. Кадр из фильма "Дочери короля" (Saint-Cyr, 2000).

Цвет лент платья обозначал класс, в котором обучалась девочка.

Нужно отметить, что на момент утверждения любой формы привилегированных заведений, выбирался модный фасон и цвет. Но, как известно, мода быстротечна, фасон школьной формы не изменялся так же часто, как светское платье, поэтому большинство форменных костюмов по прошествии времени смотрелись устаревшими.

Гравюра неизвестного автора, 1820г. "Вид Смольного института"
Гравюра неизвестного автора, 1820г. "Вид Смольного института"

Российская униформа воспитанниц Смольного института, учрежденного по примеру Сен-сир ЕкатеринойII, шилась по подобию французского платья.

Даниэль Ходовецкий "Посещение ЕкатеринойII Смольного института",1797г. Серия из восьми гравюр.
Даниэль Ходовецкий "Посещение ЕкатеринойII Смольного института",1797г. Серия из восьми гравюр.

Смольный институт благородных девиц- легендарное элитное женское учебное заведение. Институт был открыт в 1764г. Одновременно в нем обучалось до 200 воспитанниц из лучших дворянских семей России, возрастом с 6 до 18 лет. Обучение в этом заведении было гарантией на удачное замужество (мужчины из высшего общества мечтали о жене-выпускнице Смольного института).

Об особенно выдающихся выпускницах императрица продолжала заботиться и после окончания ими заведения. Первый выпуск праздновался 30 апреля 1776 года. Пятеро смолянок — Екатерина Нелидова, Александра Левшина, Глафира Алымова, Наталья Борщева, Екатерина Молчанова — были взяты фрейлинами ко двору. Все они стали героинями портретов из знаменитой серии Дмитрия Левицкого.

 Дмитрий Левицкий  "Портрет Екатерины Нелидовой". 1773 год
Дмитрий Левицкий "Портрет Екатерины Нелидовой". 1773 год

Главным в обучении благородных девиц было воспитание добрых нравов, которое, по мнению ЕкатериныII и Бецкого, было возможно лишь в закрытом учебном заведении, исключавшем пагубное влияние семьи. Принимать в общество следовало детей не старше шести лет и содержать там до восемнадцати. Более того, от родителей требовалась расписка, что они не потребуют возврата своего чада ранее, чем по завершении полного курса, то есть через двенадцать лет. Редкие свидания с родными допускались лишь на территории заведения и под присмотром наставниц.

Самым суровым наказанием воспитанниц было увещевание. В заведении заботились о жизнерадостном настроении подопечных: система разнообразных поощрений предусматривала светские развлечения, балы и прогулки, а также поездки в гости — вплоть до обеда у начальницы княжны Долгорукой, Бецкого или даже самой императрицы. Этический кодекс смолянок сформулирован в «картушках» — нравоучительных картинах художника Алексея Бельского, сочиненных для классов Смольного института по заказу начальства в 1769г.

А.И.Бельский 1729 (1730?) «Не лги. Ne mentes point», 1769г, "картушек", нравоучительная картина.
А.И.Бельский 1729 (1730?) «Не лги. Ne mentes point», 1769г, "картушек", нравоучительная картина.
Александр Рослин "Портрет Ивана Бецкого", 1777 год
Александр Рослин "Портрет Ивана Бецкого", 1777 год

* Выдающийся гуманитарный деятель эпохи Иван Иванович Бецкой (1704–1795), внебрачный сын генерал-фельдмаршала князя Ивана Юрьевича Трубецкого, унаследовавший его огромное состояние. Просветительская деятельность Бецкого у некоторых современников вызывала иронию — об этом свиде­тельствует следующий стишок:

Иван Иваныч Бецкий,

Человек немецкий,

Носил мундир шведский,

Воспитатель детский,

В двенадцать лет

Выпустил в свет

Шестьдесят кур,

Набитых дур!

Бецкой, однако, был истинным энтузиастом и невероятно щедрым благотворителем: он многое успел совершить до наступившей в 1783г опалы и даже по смерти оставил 400 000 рублей на нужды воспитательных учреждений — сумму по тем временам безумную.

Воспитанницы разделялись на четыре возраста — по три года каждый (по образцу Воспитательного училища при Академии художеств и Сухопутного шляхетного корпуса).

Смолянки. Фото начала ХХв.
Смолянки. Фото начала ХХв.

Девочки первого возраста (6–9 лет) изучали закон Божий, чтение и письмо, русский и иностранный языки, арифметику, рисование, музыку, занимались танцами и рукоделием.

Во втором возрасте (9–12 лет) к этим предметам добавлялись история и география.

В третьем (12–15 лет) были обязаны читать нравоучительную литературу, практиковаться в опытной физике и токарном деле, изучать архитектуру и геральдику, пробовать себя в скульптуре.

Наконец, последние три года посвящались повторению и углуб­лению всех полученных знаний и навыков, а также развитию выявленных особых способностей.

В свободное время девицы занимались рукоделием, физкультурой, пением, участвовали в постановке спектаклей по пьесам Вольтера, Детуша и других французских авторов.

Урок музыки. Фото начала ХХв.
Урок музыки. Фото начала ХХв.

Курьез: Ограниченные в общении и изъявлении чувств смолянки придумали традицию выбирать себе «объект обожания» из старшеклассниц. Когда «объект» проходил мимо, следовало замирать на месте, вздыхать и шептать вслед. Поклонницы разрисовывали тетрадки сердечками с именами «объекта». Иногда девушки выбирали себе кумира, бросая жребий и потом боготворили. Предметом обожания могла стать старшая ученица, учитель, даже священник. Обожаемый должен был быть постарше в школьной иерархии. За его здоровье молились, дарили приятные мелочи, делали мелкие услуги. Но самый главный предмет обожания у всех смолянок был император.

По цвету платья можно было определить возраст и класс смолянок.
По цвету платья можно было определить возраст и класс смолянок.

"Страдая за свою любовь" девочки могли съесть мыло, выцарапать инициалы предмета на руке. Любовь была чистой , платонической - если учитель объявлял, например, о своей женитьбе, флёр обожания переносился на невесту тоже, заочно.

А уж когда в институт приезжали высокопоставленные чиновники или сам государь, то истерика доходила до предела. Сохранялись кусочки со стола царя, а уж если удалось добыть его платок, то его резали на мелкие лоскутки на всех и бережно хранили на груди.

Кроме изучения иностранных языков, девушек обучали танцам. Выправка у смолянок была потрясающей. Такого эффекта добивались благодаря палке, которую клали за спину, и в таком положение смолянка должна была проходить каждый день по несколько часов.

Не всем подходили жесткие условия проживания, некоторые девочки бунтовали. "Бунтом" мог считаться даже выбившийся из прически локон или громкий разговор. Таких "оторв" называли «мовешками» (от французского слова mauvaise - "дурной"). А тех, которые вели себя идеально, были вежливыми и держали осанку называли «парфетками» (parfaite - "совершенный").

 Дмитрий Левицкий "Портрет Глафиры Алымовой", 1776г.
Дмитрий Левицкий "Портрет Глафиры Алымовой", 1776г.

*Глафира Ивановна Алымова (1758–1826), в которую был страстно влюблен сам Бецкой, изображена в белом шелковом платье, которое носили воспитанницы старшего возраста.

Смолянкам предписывалось носить в будние дни платья из тонкого сукна, камлота или шерсти. По праздникам допускались платья из шелка.

*Камлот-от фр. Camelot. В дословном переводе-«ткань из шерсти ангорской козы». В России 19в из такой ткани шили повседневные платья воспитанницам института благородных девиц.

Всем воспитанницам шили форменные платья одина­кового покроя, но каждому возрасту был присвоен особый цвет.

-22

Цвет платья воспитанниц соответствовали классу, в котором они обучались. Младшие девочки носили платья коричневого- «кофейного» цвета, отчего их старшие воспитанницы называли «кофейницами».

Девочки младшего возраста носили платья коричневого цвета.
Девочки младшего возраста носили платья коричневого цвета.

Воспитанницы 8-10 лет носили голубые и синие длинные глухие форменные платья. В период с 11 до 13 лет платья меняли цвет на серый. А барышни-выпускницы 14-18 лет переодевались в белые. Личные воспитанницы императрицы ходили на занятия в зеленом.

Прически воспитанниц Смольного института-образец для подражания.
Прически воспитанниц Смольного института-образец для подражания.

Как дополнение, к платьям полагалось носить передники белого цвета, накидки пелерины и перчатки. Каждой смолянке в год полагалось 3 пары темных кожаных перчаток. В особо торжественных случаях надевали лайковые перчатки белого цвета.

Прически воспитанниц Смольного института были образцом для подражания. Волосы заплетали в косы или укладывались при помощи шпилек.

К XIXв форма смолянок не поменялась и смотрелась старомодно.

Фото начала ХХв.
Фото начала ХХв.

Среди выпускниц Смольного института много известных на весь мир.

Например, первая женщина-дипломат Дарья Ливен, арфистка Ксения Эрдели, первая русская женщина-воздухоплаватель Прасковья Гагарина, любимая Максима Горького Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг.

Но они такими стали скорее не благодаря Смольному институту, а вопреки ему.

Чаще оторванные от семьи и живущие постоянно в Смольном институте девушки после выпуска из учебного заведения чувствовали себя неуверенно и беспомощно.

У них наступала настоящая паника. Многие из них не блистали здоровьем - физических упражнений было мало, а питание было крайне ограниченным.

За годы обучения связь с родными истончалась, все вокруг казались врагами, а ведь нужно было выполнять самые банальные вещи – участвовать в светской жизни, ориентироваться в городе, платить слугам.

"Оставалось только сделать инфантильность своей изюминкой: невинно хлопать глазами и говорить трогательным детским голоском. Любители спасти „невинное дитя“ находились"(Елизавета Водовозова "Дневники смолянки. Воспоминания об институтских нравах.")

Гимназистки. Фото начала ХХв.
Гимназистки. Фото начала ХХв.

В других женских заведениях, начиная с 1886г, школьную форму шили тоже с отсылкой на Сен-сир, с темным платьем и фартуком. Учебные заведения делились на финансируемые Министерством народного просвещения, государственные, и частные. В государственных заведениях ученицы носили длинные платья с глухим воротником коричневого цвета, дополненные фартуками черного(повседневный) и, надеваемый по праздникам, белого цвета. Парадная форма гимназисток отличалась от повседневной белым отложным воротником и дополнялась шляпкой.

Для посещения гимназии было предусмотрено уставом три вида одежды:

1. «Обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета.

2. Темные строгие платья с плиссированными юбками до колен;

З. По праздникам вместо черного фартука надевали белый.

Обязательная прическа- косы с бантами.

Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного

кружевного воротничка и шляпки. В парадной форме гимназистки посещали театр, Еленинскую церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера.Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».

Цветовая гамма была разной у каждого учебного заведения. По примеру Смольного института, в учебных заведениях практиковали разный цвет ткани платья в зависимости от возраста гимназисток.

Из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия № 36 Валентиной Савицкой, мы знаем, что цвет ткани платьев гимназисток был разным в зависимости от

возраста: у младших он был темно-синим, для 12-14-летних, почти цвет морской волны, а у выпускниц- коричневый.

По уставу, требовалось «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника.

Короткие стрижки для гимназисток считались недопустимыми. Во все времена длинные волосы считались основным украшением женщины. Гимназисткам предписывалось волосы заплетать в косы или укладывать при помощи шпилек. Уложенные и заплетенные волосы помогали держать их в чистоте, что без водопровода было немаловажно.

С женской школьной формой в разное время носили шляпки или капоры.

Продолжение следует.

Иллюстрации взяты из интернета и журналов.

Лайки улучшают вашу Карму.