Вы когда-нибудь замечали на внутренней стороне застежек-молний на своих джинсах или на другой одежде три маленькие буквы YKK? Если покачали головой - присмотритесь. С помощью этой аббревиатуры одна японская компания буквально увековечила свое имя в истории моды.
Застежка-молния — то самое банальное, но такое практичное и полезное изобретение, без которого мы не можем представить повседневную жизнь.
Однако молнии в привычном виде не существовало примерно до 1917 года, пока изобретение не запатентовал шведский иммингрант, живший в городе Хобокене, США. До этого ширинку на джинсах можно было застегнуть разве что пуговицами. Но главная история, которую мы затронем в статье, касается не этого.
В центре внимания - компания, которая появилась в Японии в 1934 году и за несколько лет своего существования полностью уничтожила конкурентов, став монополистом в необычной индустрии. Она занималась производством застежек-молний для вещей и называлась Yoshida Kogyo Kabushikikaisha, что переводится как "Компания Ёсиды с ограниченной ответственностью". Она впервые создала молнии, которые не ржавели и не выходили из строя после многочисленных стирок, а также могли застегиваться с двух сторон. При этом их цена всегда была значительно выгоднее, чем у других производителей.
Мастер молний, изменивший принцип пошива одежды
В начале 1930-х годов молодой изобретатель Тадао Ёсида заметил проблему, работая подмастерьем на одной из фабрик в Японии. Все молнии, которые он использовал для пошива одежды, были крайне низкого качества: постоянно расстегивались, заедали, ржавели, да и просто изготавливались из дешевых материалов. Чтобы облегчить ежедневную рутину, юный энтузиаст, имея некоторые инженерные и изобретательские способности, взялся за сборку собственного станка для производства молний, который бы отвечал более высоким стандартам качества.
В тот момент бренд Talon, первый крупный производитель застежек-молний в США, который ставил их сначала на ботинки и сумки, а затем на джинсы и платья, даже не подозревал, что на другом конце света у него появился серьезный конкурент. Начинающий предприниматель из Японии выкупил оставшуюся часть бизнеса у обанкротившегося владельца одной торговой фирмы, провел ребрендинг и основал собственный бренд - Yoshida Kogyo Kabushikikaisha, или сокращенно YKK. Вскоре штаб-квартира концерна появилась в Токио, а затем были открыты локальные заводы в Новой Зеландии и Нью-Йорке. В конце концов, YKK стала выпускать порядка 70% всех молний в США, оставив Talon только 7% рынка. Так началась история марки, которая впоследствии завоевала весь мир.
Чтобы удержать положение лидера отрасли, YKK смело выходила за пределы Европы и США - в страны, где расходные материалы для производства обходились в несколько раз выгоднее. Изделия Тадао Ёсиды можно было назвать бюджетными, однако он никогда не жертвовал качеством, распространяя среди сотрудников мануфактур собственную философию производства, так называемый «Цикл добра». Ёсида часто говорил остальным: «Никто не процветает, если не приносит пользу другим».
Но секрет успеха заключался не только в расширении присутствия. Компания никогда не раскрывала коммерческую тайну, связанную с принципом работы машин и производственных станков. Более того, она старалась обходиться без подрядчиков, чтобы «замкнуть» все этапы изготовления на себе. Например, в статье Los Angeles Times от 1998 года, посвященной бизнесу YKK, сообщалось, что бренд «плавит собственную латунь, изготавливает собственный полиэстер, прядет и скручивает собственную нить, ткет и окрашивает ткань для лент, кует и отливает свои зубцы для молний». Более того, до сих пор YKK сама выпускает картонные коробки, в которых отправляет заказчикам готовый товар.
Продукция YKK стала еще популярнее с 1966 года, когда бренд представил первую застежку-молнию для джинс YZip с усиленными элементами. Ее особенность заключалась в том, что она не портилась от многочисленных стирок и выдерживала механические воздействия. Не меньшую волну славы бренду принесла запатентованная технология реверсивных молний, а также молнии, которые не боятся коррозии и воды.
Сегодня три заглавные буквы YKК встречаются примерно на 7 миллиардах молний, выпускаемых каждый год более чем в 1500 стилях и в порядка 427 цветах. Производители одежды, которые ценят качество больше, чем скорость и экономию, по-прежнему выбирают YKK, несмотря на наличие более доступных аналогов, поставляемых в основном из Китая. Так, японские стандарты выбирают бренды среднего и высокого ценового сегмента, в том числе люксовые модные дома, такие как Prada или Gucci.
К слову, в настоящее время YKК занимается не только производством молний. Помимо этого, концерн занял свою нишу в изготовлении специализированного оборудования и комплектующих, а также предметов интерьера и экстерьера для дизайна помещений.