Эта улица манит меня тем сильнее, чем больше я узнаю — о людях и событиях, связанных с ней. А рассказать здесь есть о чем. Помимо шедевров архитектуры — столько всего! В пути нас ждет прекрасная весенняя погода.
А начнем мы чуть раньше, от перекрестка Литейного проспекта с улицей Белинского.
Особняк Юсуповой
Он словно организует пространство. Справа — неоренессанс Александра Пеля. Напротив — модерн Александра Лишневского. Но при всем уважении к этим мастерам, работа Людвига Бонштедта затмевает все вокруг. Глаз не оторвать, несмотря на печальное состояние.
Хорошая новость: особняк передали под крыло музейного комплекса «Исаакиевский собор» и сейчас его реставрируют.
Надеюсь, что скоро он снова откроет свои двери.
Кариатиды у входа:
Хозяйка дома, Зинаида Ивановна Юсупова (урожденная Нарышкина) — замечательная во всех отношениях женщина. Похоронив мужа, управляющего монаршим двором, она оставляет дворец на Мойке потомству и заказывает строительство собственного дома на Литейном. К слову, со стороны проспекта его масштабы не впечатляют, а на самом деле он «уходит» в глубь участка на 122 метра!
Много позже народная молва окрестила Зинаида Ивановну пиковой дамой. Поэт Николай Агнивцев даже стихи написал:
«На Литейном, прямо, прямо,
Возле третьего угла
Там, где Пиковая Дама,
По преданию, жила»
На самом деле прообраз пушкинской героини — княгиня Голицына, а Юсупову ореол тайны окружал в связи с ее неувядающей красотой.
Годы идут, а она все так же пленительна. К тому же повторно выходит замуж — за французского графа де Шово. В 50 лет. Неслыханная дерзость!
Ну а легенда о пиковой даме родилась из-за ее внучки, тоже Зинаиды. После бала в костюмах допетровской эпохи в честь юбилея дома Романовых, в Петербурге выпустили колоду игральных карт «Русский стиль» — Зинаиду Николаевну Юсупову можно узнать в том самом образе. Видимо, в сознании обывателя произошло смешение. Пиковая дама = графиня Юсупова, а какая именно — дело десятое.
Я уже упомянул об Александре Львовиче Лишневском. Он — автор проектов сразу двух домов в конце улицы Белинского.
Первый из них — неоклассицизм 1913 года рождения. Доходный дом купца Иоффа. Того самого, которому Лишневский построил шедевр на пяти углах.
Правда, без фирменного декора маэстро a-la modern здесь не обошлось.
Фасад со стороны Литейного:
Фасад со стороны улицы Белинского:
Справа же от него — 100% модерн, доходный дом Шмюкинга.
Следом — дом Демидовых, снесенный в 1980-х и полностью воссозданный в 2005 году.
И, наконец, снова модерн. На этот раз — проект Ивана Володихина.
Примечателен своим щипцом:
Композицию первых этажей в центре фасада «держит» этот суровый мужчина:
А справа — женский лик:
Обернемся назад. Перспектива улицы Белинского в сторону Литейного. Впереди — особняк Юсуповой.
Вот мы и вышли к Моховой улице.
Раз уж мы здесь, не премину спуститься к Фонтанке. Виды с Симеоновского моста чудо как хороши.
Вдалеке — Летний сад.
Но вернемся к перекрестку Моховой и Белинского (бывшая Симеоновская). Венчает его храм святых Симеона и Анны. Как не вспомнить «Сретение» Иосифа Бродского:
Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
Первую его версию возвели еще в 1730-е годы по проекту Михаила Земцова. Аннинское барокко. А полтора века спустя храм реконструировал и расширял Георгий Винтергальтер, сохранив при этом «родные» черты.
В советские годы ему повезло. Не взорвали, не приспособили под завод (как Феодоровский собор, например). Во второй половине 1950 гг. в церкви был размещен отдел проектирования гидроэлектростанций. Позднее сюда переехал метеорологический музей.
Напротив, на нечетной стороне — новострой 2000 года, по заказу Федерации хоккея.
Вот что было на его месте:
Во множестве источников значится как «дом ректора Академии художеств Кокоринова». На самом деле Александр Филиппович не имеет к нему никакого отношения. Владельцами до революции были люди с фамилиями, которые нам ни о чем не скажут, а после здесь разместился завод «Военохот». И так до 1970-х годов, пока дом не снесли.
Фото незадолго до этого:
Затем — пустырь с газонами и цветниками. Место это увековечил в рассказе «Шоферские перчатки» Сергей Довлатов. До боли смешная история, которую я рассказываю на живой экскурсии.
Рядом — дом №45, где в цоколе находилась легендарная рюмочная. Таких заведений в Ленинграде было немало, но редкие из них становились центром притяжения творческой и не только интеллигенции. Одна из них — на Моховой.
Вот как писал поэт Александр Городницкий:
И в рюмочной на Моховой
Среди алкашей утомленных
Мы выпьем за дым над Невой
Из стопок простых и граненых -
За шпилей твоих окоем,
За облик немеркнущий прошлый,
За то, что, покуда живешь ты,
И мы как-нибудь проживем.
Сам дом в том виде, как есть сейчас, появился в 1912 году. Действительный статский советник Хрулев пригласил своего двоюродного брата, Александра Васильевича Кащенко перестроить купленное здание. Архитектор оформил его в стиле неоклассицизма с элементами модерна, увеличил до пяти этажей и пристроил дворовые флигели.
К слову, пока по соседству не пристроили новодел, на стене красовалась такая надпись:
Татлян — французский певец, популярный в СССР в 1960-е. «Мост любви» — его песенка. Кто сделал надпись на стене дома по Моховой — загадка.
Также дом №45 известен благодаря Илье Авербаху. Его семья поселилась здесь на 5 этаже. Будущий киномэтр, автор фильмов «Чужие письма», «Фантазии Фарятьева», «Монолог» дружил с «Ахматовскими сиротами» — компанией Иосифа Бродского. В квартире №17 звучали первые стихи юных поэтов.
Следующая остановка — у дома №39. Владение купцов-старообрядцев Пиккиевых, которые тут и сами жили + устроили домовую церковь.
Зайдем в парадную справа от второй арки.
Вид со ступеней в обратную сторону:
Откуда такая красота? Эту часть здания выкупил отель Pio, им и спасибо за сохранение и преумножение.
Через 50 метров на четной стороне — особняк Николая Сергеевича Строганова.
После революции, с 1919 по 1924 здесь размещалось издательство Всемирная литература — проект Максима Горького, который спас от голодной смерти множество замечательных людей. Анна Ахматова, Александр Грин, Евгений Замятин... Последний, к слову, здесь и жил.
Позже особняк передали Фонду иностранной литературы Государственной публичной библиотеки. Жилой флигель при этом сохранился. Вплоть до расстрела в 1937 в нем жила и работала тут же в Фонде — Дора (Дарья) Лейхтенберг. Правнучка императора Николая I, женщина удивительной судьбы, которая достойна романа или фильма. Скажу лишь, что в октябре 1918 года она по своей воле вернулась в Советскую Россию.
Ну а после войны, в 1950 году Строгановский особняк передали музыкальному училищу имени Мусоргского.
Следом начинаются владения Института сценических искусств, или просто Театрального. Начнем с главного корпуса.
Особняк Безобразовой
Строительство нового дома вместо прежнего на этом участке начали по проекту Александра Владовского, но в процессе неожиданно обрушились бетонные своды. В итоге его заканчивал Юлий Бенуа. Готический модерн 1907 года:
Эркер и щипец смещены вправо, и все великолепие декора сосредоточено именно на них.
Эркер «держат» грифоны:
Здесь учились «звезды» разных поколений: Аркадий Райкин, Георгий Жженов, Алиса Фрейндлих, Марина Неёлова, Михаил Боярский, Дмитрий Нагиев, Константин Хабенский etc.
Напротив — не менее легендарное заведение. Изначально это Тенишевское коммерческое училище, среди выпускников которого — Владимир Набоков и Осип Мандельштам.
После — ТЮЗ, и с 1962 года — учебный театр Института. Задолго до театральной истории в Большой аудитории на 600 человек проходили творческие вечера.
Так, в 1915 здесь выступал Сергей Есенин.
Перспектива из-под навеса:
Картина венецианского карнавала во дворе:
Через 50 метров по этой же стороне — самый грандиозный комплекс на Моховой.
Дом страхового общества «Россия»
Известен еще как «дом профессора Преображенского», поскольку именно его снимали в фильме «Собачье сердце».
Пять минут назад мы видели проект Юлия Бенуа, а это — работа его старшего брата, Леонтия Николаевича.
Фото 1910 года:
Так дом выглядит сейчас, после ремонта:
Ограда:
Термометр с часами во дворе:
Фрагменты парадного фасада:
Кружева балконов:
Зайдем во двор. Выдели бы вы, друзья, как выглядели внутренние фасады несколько лет назад. Но не будем о плохом. Теперь — любо-дорого посмотреть.
Световая щель:
Прямо напротив — еще один доходный дом страхового общества «Россия». Также неоренессанс, построенный еще в 1878 году по проекту Виктора Шретера и Иеронима Китнера для ректора Академии художеств Александра Резанова. Страховое общество приобрело его в 1912 и заказало перестройку Владиславу Карповичу.
Вместо картуша с монограммой общества «Россия» в советские годы установили звезду:
Геометрия двора:
А внутри дворовой парадной вас ждут керамическое панно в вестибюле и травленые витражи на окнах. Если техника травления не редкость, то панно — уникальное. Подробности с фотографиями — в этой статье.
Возвращаемся на улицу. Перспектива в обратную сторону:
И вперед, где виден перекресток с улицей Пестеля:
Слева от дома страхового общества — эклектика 1914 года по проекту Сергея Гингера.
Владел этим участком Александр Николаевич Граббе, русский военный деятель, генерал-майор Свиты. Фасад украшен фамильным гербом, который отражает победу христианского воинства над мусульманами (два казака попирают голову в чалме).
Портал во двор:
Во дворе еще интереснее.
По всему периметру между 4 и 5 этажом на нас смотрят античные герои:
Главная парадная:
Насколько разные эркеры:
На одном из них — год постройки дома (1914).
В конце этой части пути — дом Егора Тимофеевича Цолликофера, видного зодчего еще времен Достоевского.
До блокады он был 4-х этажным, пятый этаж надстроили после войны. Фото 1903 года:
Мы с вами добрались до перекрестка с улицей Пестеля (бывшей Пантелеимоновской).
Поделюсь любимой перспективой — улица Пестеля в сторону Пантелеимоновского храма.
На противоположной стороне, по диагонали от Цолликофера — работа еще одного замечательного архитектора, Михаила Евментьева. Дом он строил для своего батюшки, состоятельного купца.
Для начала покажу старую фотографию.
А это современная:
Куда делась башня и почему вообще весь угол изменился? Это трагическая история. В 1941 году бомба пробила угол дома сверху донизу. В 1950-е годы эту часть восстановили в том виде, как есть сейчас.
Фасад со стороны Моховой:
На четной стороне напротив — три подряд знаковых адреса.
Доходный дом архитектора Александра Пеля «обнимает» угол Пестеля и Моховой.
Обратите внимание на пространство между колоннами и верхним балконом — там притаились грифоны.
А следующий дом №20 строил еще Людвиг Людвигович Бонштедт, знакомый нам по особняку Юсуповой. Позднее над ним поработал архитектор Соболевский, и дом обрел роскошный эркер с венецианскими окнами.
К сожалению, при реконструкции в 1960-е годы его уничтожили. Так дом выглядит сейчас:
Вход в парадную:
Дом №18 — гораздо «веселее». Лицевой фасад после ремонта.
Но главное его сокровище скрыто в парадной.
Печь на плошадке второго этажа:
А это последний этаж:
И этот, и соседний дом принадлежали графам Ламздорф. Но дом №18 вошел в историю благодаря другому человеку. Возможно вы помните эпизод из фильма «Мы из джаза» с моряком, главным теоретиком джаза Колбасьевым.
Так вот, на доме ему установлена мемориальная доска, и это реальный человек! Сергей Адамович Колбасьев — офицер, выпускник Морского кадетского корпуса, дипломат и писатель-маринист.
Главной же его страстью был джаз. Он собрал коллекцию из более чем 500 пластинок, вел передачу на радио, а в его квартире собирались именитые любители этой музыки. Рыцарь-романтик, чем-то напоминающий мне Александра Грина. В 1937 году его расстреляли.
Снова переводим взгляд на нечетную сторону.
В доме №19 сейчас детский сад, а до 1976 года была средняя школа, в которой с 4 по 6 класс учился Иосиф Бродский.
Дом №15 — бывший особняк банкира Штифтера. В советские годы — дом журналиста, Ленконцерт. Сейчас здесь работает Санкт-Петербургский Дом национальностей.
Вот какая красота внутри:
Возвращаемся на Моховую. Перспектива улицы с этой точки:
На противоположной стороне — работа Федора Ивановича Лидваля, между прочим. Скромный модерн 1905 года.
Последний значимый дом на нечетной стороне — №3, особняк Устинова.
Приближаемся.
Вот он, красавец:
Перспектива Моховой в обратную сторону:
Автор проекта — великий Виктор Шретер.
Долгие годы, вплоть до кончины в 1891 в доме жил Иван Александрович Гончаров. «Обрыв» и «Обломов» родились именно здесь.
Сейчас в нем несколько казенных учреждений.
Красота внутри:
А на четной стороне последний шедевр — доходный дом Эренберга по проекту Николая фон Брюлло.
Дом №2 — еще один Строгановский особняк на нашем пути, но он уже на углу с улицей Чайковского.
Руку к нему приложили Ипполит Монигетти и Максимилиан Месмахер. До переезда на Моховую, 36 здесь располагалось музыкальное училище — интересно, что в обоих случаях это бывшее владение Строгановых. Затем — техникум морского приборостроения, а сейчас — гуманитарный факультет ИТМО.
Вот и подошла к концу наша прогулка. «На десерт» — шедевр необарокко.
Дом Бутурлиной
Статс-дама Елизавета Михайловна Бутурлина не дожила до окончания строительства в 1860 году, тем не менее в историю дом вошел под ее именем.
Автор проекта — один из грандов петербургской архитектуры Гаральд Боссе. Интересно, что зодчий брался и за особняк Юсуповой, откуда мы стартовали. Но Зинаида Ивановна не одобрила представленные эскизы и смету. А вот с особняком на Сергиевской улице (ныне Чайковского) прошло все «без сучка и задоринки».
Многие жители дома и не только сетуют на то, что после ремонта в 2023 дом потерял свою прелесть. Не зря его называли «малый зимний дворец».
А так сейчас:
Как говорится, на вкус и цвет...
Более полувека в доме размещалось Австро-венгерское посольство, пока в 1914 году, после начала I мировой войны разъяренные горожане его не сожгли. После 1917 в нем проживали военнопленные и дело кончилось бы плохо, но к счастью в 1920-е присвоили статус памятника архитектуры.
В начале 1930-х особняк отремонтировали и превратили в многоквартирный жилой дом, среди знаменитых жителей которого отмечу Михаила Ботвинника, первого советского чемпиона мира по шахматам. Именно здесь, в гостях у Ботвинника останавливался во время визита в СССР Хосе Рауль Капабланка.
В блокаду в дом попала бомба и весь фасад был практически уничтожен. Поклон строителям и реставраторам, кто вернул его к жизни.
Дальше приглашаю вас на прогулки по ближним окрестностям:
От Аничкова моста до Летнего сада
От дома Бродского до Петропавловской крепости через Летний сад
От Таврического до Некрасовского сада
А также — в Telegram-канал, где выкладываю то, что не вошло в статьи на Дзен.
До встречи и хороших вам прогулок!