Откровение, сюрприз, подарок — это можно назвать как угодно. В Петербурге я часто испытываю детский восторг, когда за рядовым фасадом скрывается то, чем хочешь поделиться. На сей раз покажу дом №28 по Моховой улице. Картуши и маскароны над входами в парадные, керамическое панно и травленые витражи на окнах внутри.
Неделю назад я публиковал путеводитель по Моховой, но подробности об этом доме узнал уже после.
Как добраться
Прийти к дому можно с разных сторон — от набережной Фонтанки, с Литейного проспекта или от станции метро «Чернышевская».
Перспектива Моховой на этом участке:
Обычно внимание привлекает дом страхового общества «Россия» по нечетной стороне (№27-29).
Наш герой — напротив. И это тоже дом названной компании.
Добротная эклектика, которой на Моховой и в окрестностях много. Портики с полуколоннами, полукруглые сандрики над окнами, эркер.
Пожалуй, только звезда на последнем этаже делает фасад особенным. Откуда она взялась и что здесь было раньше — скоро расскажу, а пока...
Немного истории
Началось все с каменного двухэтажного дома, последним владельцем которого был издатель «Петербургской газеты» Сергей Худеков. Также он написал четырехтомную историю балета, по его либретто композитор Минкус создал балет «Баядерка».
В 1877 Сергей Николаевич продает участок ректору Академии художеств Александру Резанову. Тот, в свою очередь, приглашает своих учеников — Виктора Шретера и Иеронима Китнера. Тандем этих замечательных архитекторов и создает год спустя знакомый нам облик — уже в 4 этажа.
Наконец, в 1912 году дом приобрело страховое общество «Россия». Новые владельцы заказывают надстройку лицевого фасада — появился пятый этаж. Плюс во дворе строят несколько шестиэтажных корпусов. Все это по проекту Владислава Карповича.
В разные годы в доме живут композитор, автор гимна Российской империи Алексей Львов, основатель Ленинградского ТЮЗа Александр Брянцев, писатель Николай Никитин.
Заходим внутрь
Лицевая парадная — без изысков.
Самое интересное — во дворе. Для этого идем через арку. Ворота всегда открыты.
Вид из арки на именитого «собрата»:
Справа — стена, что отделяет двор от дома №30.
Во время строительного бума в начале XX века на соседнем участке также появились дополнительные корпуса и брандмауэр одного из них «врезался» в ограду.
Казалось бы, у стены сугубо утилитарное назначение, но застройщики не пожалели средств на ее украшение. В центре — ниша с колоннами по обеим сторонам. Сверху — миниатюрная балюстрада.
Львиные маски:
Отреставрировать бы еще это великолепие, цены бы ему не было.
Над головой:
Необходимая нам парадная — слева.
Над входом — картуш с инициалами страхового общества «Россия» и годом постройки (1914).
Но, прежде чем в нее зайти, заглянем в следующие дворы.
Во втором над парадными — снова картуш.
А также — маскарон:
Крупнее:
Над головой:
В третьем дворе:
Вернемся назад и зайдем в парадную первого двора. К слову, картуш с эмблемой страхового общества был и на лицевом фасаде. Позже его сменили на звезду.
Вот что нас ожидает внутри.
Просторный вестибюль на первом этаже. Слева — остатки печи, которую замуровали и адаптировали под «трюмо».
Но самое интересное — справа. Это керамическое панно!
Такого я больше не видел ни в одной парадной. Если знаете что-то подобное, подскажите в комментариях.
В среде специалистов нет единого мнения, кто на нем изображен.
Есть версия, что Амур и Психея, либо Дафнис и Хлоя, но это не точно. Некоторое время назад панно повредили вандалы и, к сожалению, один фрагмент утерян. Хвала реставраторам, что отмыли оставшееся.
А мы поднимаемся выше. На верхних этажах нас ждет еще один сюрприз.
На каждой площадке — декоративная ниша и маска бесстрастной девы над ней.
Она же — справа над дверями.
Кто-то проявил художественное творчество:
Наконец, на окнах — стекла с травлением.
Обратите также внимание на саму конфигурацию окна, a-la Venezia.
Так вот, возвращаясь к витражам, — техника травления очень токсичная, с использованием плавиковой и серной кислоты. Поэтому на окнах в парадных ее можно встретить не так часто.
Рисунок простой, но изящный:
С одной стороны — больно из-за плачевного состояния такой красоты. С другой — тепло, хоть что-то сохранилось. Как осколки другой, неведомой жизни.
Витражи есть только на внутренних рамах, поэтому из двора их не видно. В глаза почти прозрачные рисунки не бросаются, если не знать, и не подумаешь.
Напоследок — «привет» справа от арки:
Путеводитель по Моховой улице со всеми ее шедеврами здесь:
Также приглашаю вас в Telegram-канал, где выкладываю то, что не вошло в статьи на Дзен.
До встречи и хороших вам прогулок!