Найти в Дзене

Что скрывается в парадной на Моховой, чего нет в других домах

Оглавление

Откровение, сюрприз, подарок — это можно назвать как угодно. В Петербурге я часто испытываю детский восторг, когда за рядовым фасадом скрывается то, чем хочешь поделиться. На сей раз покажу дом №28 по Моховой улице. Картуши и маскароны над входами в парадные, керамическое панно и травленые витражи на окнах внутри.

Неделю назад я публиковал путеводитель по Моховой, но подробности об этом доме узнал уже после.

Как добраться

Прийти к дому можно с разных сторон — от набережной Фонтанки, с Литейного проспекта или от станции метро «Чернышевская».

Карта местности
Карта местности

Перспектива Моховой на этом участке:

-2

Обычно внимание привлекает дом страхового общества «Россия» по нечетной стороне (№27-29).

-3

Наш герой — напротив. И это тоже дом названной компании.

-4

Добротная эклектика, которой на Моховой и в окрестностях много. Портики с полуколоннами, полукруглые сандрики над окнами, эркер.

-5

Пожалуй, только звезда на последнем этаже делает фасад особенным. Откуда она взялась и что здесь было раньше — скоро расскажу, а пока...

Немного истории

Началось все с каменного двухэтажного дома, последним владельцем которого был издатель «Петербургской газеты» Сергей Худеков. Также он написал четырехтомную историю балета, по его либретто композитор Минкус создал балет «Баядерка».

В 1877 Сергей Николаевич продает участок ректору Академии художеств Александру Резанову. Тот, в свою очередь, приглашает своих учеников — Виктора Шретера и Иеронима Китнера. Тандем этих замечательных архитекторов и создает год спустя знакомый нам облик — уже в 4 этажа.

Фото из журнала «Зодчий». 1885 год
Фото из журнала «Зодчий». 1885 год

Наконец, в 1912 году дом приобрело страховое общество «Россия». Новые владельцы заказывают надстройку лицевого фасада — появился пятый этаж. Плюс во дворе строят несколько шестиэтажных корпусов. Все это по проекту Владислава Карповича.

В разные годы в доме живут композитор, автор гимна Российской империи Алексей Львов, основатель Ленинградского ТЮЗа Александр Брянцев, писатель Николай Никитин.

Заходим внутрь

Лицевая парадная — без изысков.

-7

Самое интересное — во дворе. Для этого идем через арку. Ворота всегда открыты.

-8

Вид из арки на именитого «собрата»:

-9

Справа — стена, что отделяет двор от дома №30.

-10

Во время строительного бума в начале XX века на соседнем участке также появились дополнительные корпуса и брандмауэр одного из них «врезался» в ограду.

-11

Казалось бы, у стены сугубо утилитарное назначение, но застройщики не пожалели средств на ее украшение. В центре — ниша с колоннами по обеим сторонам. Сверху — миниатюрная балюстрада.

-12

Львиные маски:

-13

Отреставрировать бы еще это великолепие, цены бы ему не было.

-14

Над головой:

-15

источник

Необходимая нам парадная — слева.

-16

Над входом — картуш с инициалами страхового общества «Россия» и годом постройки (1914).

-17

Но, прежде чем в нее зайти, заглянем в следующие дворы.

Во втором над парадными — снова картуш.

-18

А также — маскарон:

-19

Крупнее:

-20

Над головой:

-21

В третьем дворе:

-22

Вернемся назад и зайдем в парадную первого двора. К слову, картуш с эмблемой страхового общества был и на лицевом фасаде. Позже его сменили на звезду.

-23

Вот что нас ожидает внутри.

Просторный вестибюль на первом этаже. Слева — остатки печи, которую замуровали и адаптировали под «трюмо».

-24

Но самое интересное — справа. Это керамическое панно!

-25

Такого я больше не видел ни в одной парадной. Если знаете что-то подобное, подскажите в комментариях.

В среде специалистов нет единого мнения, кто на нем изображен.

-26

Есть версия, что Амур и Психея, либо Дафнис и Хлоя, но это не точно. Некоторое время назад панно повредили вандалы и, к сожалению, один фрагмент утерян. Хвала реставраторам, что отмыли оставшееся.

-27

А мы поднимаемся выше. На верхних этажах нас ждет еще один сюрприз.

-28

На каждой площадке — декоративная ниша и маска бесстрастной девы над ней.

-29

Она же — справа над дверями.

-30

Кто-то проявил художественное творчество:

-31

Наконец, на окнах — стекла с травлением.

-32

Обратите также внимание на саму конфигурацию окна, a-la Venezia.

-33

Так вот, возвращаясь к витражам, — техника травления очень токсичная, с использованием плавиковой и серной кислоты. Поэтому на окнах в парадных ее можно встретить не так часто.

Рисунок простой, но изящный:

-34

С одной стороны — больно из-за плачевного состояния такой красоты. С другой — тепло, хоть что-то сохранилось. Как осколки другой, неведомой жизни.

-35

Витражи есть только на внутренних рамах, поэтому из двора их не видно. В глаза почти прозрачные рисунки не бросаются, если не знать, и не подумаешь.

-36

Напоследок — «привет» справа от арки:

-37

Путеводитель по Моховой улице со всеми ее шедеврами здесь:

Также приглашаю вас в Telegram-канал, где выкладываю то, что не вошло в статьи на Дзен.

До встречи и хороших вам прогулок!