Найти в Дзене
Шемякин дизайн

Метафизика Михаила Шемякина. Истоки

Как зарождались серии работ цикла «Метафизика» в творчестве Михаила Шемякина? Откуда взялась идея изображения коконов и стеклянных сосудов, и как они взаимосвязаны между собой? Обо всём этом команда Шемякин Дизайн расскажет в данной статье. Всю свою жизнь Михаил Шемякин изучал причины метаморфоз изображения человека и природы. Самой основной причиной мистических преображений стало желание показать Божественный образ и потустороннюю суть через призму человеческой личности и, казалось бы, простые природные явления. Самые первые метафизические работы художника «Метафизическая голова» родились на основе изучения изображения человеческой головы в разных культурах и религиях. Животные и птицы, мистические существа, планеты, «многоголовые» боги – всё это вдохновило Шемякина на создание яркой, обширной и неповторимой серии. В разное время Шемякина «цепляли» различные предметы искусства и культуры: древнегреческая скульптура, карты, ботанические изображения, архитектурные чертежи, а также работ
Оглавление

Как зарождались серии работ цикла «Метафизика» в творчестве Михаила Шемякина? Откуда взялась идея изображения коконов и стеклянных сосудов, и как они взаимосвязаны между собой? Обо всём этом команда Шемякин Дизайн расскажет в данной статье.

Метафизическая голова

Всю свою жизнь Михаил Шемякин изучал причины метаморфоз изображения человека и природы. Самой основной причиной мистических преображений стало желание показать Божественный образ и потустороннюю суть через призму человеческой личности и, казалось бы, простые природные явления. Самые первые метафизические работы художника «Метафизическая голова» родились на основе изучения изображения человеческой головы в разных культурах и религиях. Животные и птицы, мистические существа, планеты, «многоголовые» боги – всё это вдохновило Шемякина на создание яркой, обширной и неповторимой серии.

Метафизическая голова. Михаил Шемякин. 1979. Бумага, смешанная техника
Метафизическая голова. Михаил Шемякин. 1979. Бумага, смешанная техника

Трансформация

В разное время Шемякина «цепляли» различные предметы искусства и культуры: древнегреческая скульптура, карты, ботанические изображения, архитектурные чертежи, а также работы старых и новых мастеров. В своей «Универсальной Антологии Формы», которая собрана из открыток, книг, любительских снимков, гравюр и архитектурных чертежей, он извлекает собственную теорию форм и их синтеза, что проявляется в его серии «Трансформация». Изображения трансформации метафизических бюстов напоминают цветные планы зданий, трансформация глаза создана на основе арабского медицинского манускрипта, а трансформированная карта изображается в виде отрезанной головы. В ярких образах художника предметы приобретают новые грани, яркие цветовые гаммы и причудливые формы.

Ангелы смерти и призраки

Тема жизни и смерти является одним из самых тревожных и глубоких переживаний большинства творцов. Для Михаила Шемякина тема смерти стала своеобразной одержимостью, «болезненными галлюцинациями, изводящими художника». На одной из выставок в Сохо появляются работы, в которых явно прослеживается зацикленность на распаде и смерти. Его призраки и ангелы настолько пугающе реальны, что вера в субъективные образы ужасов бытия, которые являются экспериментальной метафорой гибели всего живого, не зависит от личного опыта зрителя.

Ангел смерти. Михаил Шемякин. 1993. Бумага, тушь, акварель
Ангел смерти. Михаил Шемякин. 1993. Бумага, тушь, акварель

Чрево Парижа

В продолжении темы смерти и метаморфоз человеческого тела, в творчестве Михаила Шемякина появляется серия работ, по большей части посвящённая органам брюшной полости. «Чрево Парижа» - название центрального парижского продовольственного рынка. Кровь, многокилограммовые туши животных, огромные мясники, взвалившие на себя тяжёлые «мясные глыбы» – торжество чрева и жизни над смертью. Опираясь на выражение Петра Первого «лишить живота», что означало смертную казнь, Михаил Шемякин проводит параллель со «смертью» Парижа, которому посвящена данная серия. Живот буквально был символом смерти в старые времена, когда на безумных праздниках люди объедались, а на следующий день их хоронили близкие. Художнику удалось застать рынок, когда тот ещё функционировал, а позже, в выставке «Чрево Парижа и Фантомы Ле Аля» воссоздал дань уважения труду «тушенош» и показал взаимосвязь и круговорот жизни и смерти, изображая яркие силуэты и кровавые внутренности.

Мясник. Михаил Шемякин. 1987. Бумага, пастель, цветной карандаш
Мясник. Михаил Шемякин. 1987. Бумага, пастель, цветной карандаш

Коконы и бутыли

Изображения коконов и бутылей тесно связаны между собой. Идея пришла к Михаилу Шемякину ещё в юности, когда им были замечены античные сосуды во время прогулок по Эрмитажу. Внутри стеклянных колб Шемякин разглядел нечто живое, бурлящее и неизведанное, а «коконообразная» форма некоторых бутылей лишь усилила его интерес к данным объектам. Он погрузился в историю стеклодувного мастерства и изучение коконов в природе и разных культурах. Оказалось, что у коконов и древних сосудов есть общие черты: и то, и другое является «хранилищем праха».

«Коконы» Шемякина напоминают колбы с прозрачной «кожурой», красные пульсирующие сердца и белые клочки света, в то время как «Бутыли» полны дыр и рельефов, и изображаются чаще всего разными оттенками чёрного. Подробнее тема коконов и её значение в творчестве Михаила Шемякина рассмотрена в предыдущей статье.

Автор статьи: Лин Джонс, писатель, обозреватель искусства.
Используемые источники:
Каталог работ М. Шемякина, том 1, minfond.ru, livejournal.com.