Как зарождались серии работ цикла «Метафизика» в творчестве Михаила Шемякина? Откуда взялась идея изображения коконов и стеклянных сосудов, и как они взаимосвязаны между собой? Обо всём этом команда Шемякин Дизайн расскажет в данной статье.
Метафизическая голова
Всю свою жизнь Михаил Шемякин изучал причины метаморфоз изображения человека и природы. Самой основной причиной мистических преображений стало желание показать Божественный образ и потустороннюю суть через призму человеческой личности и, казалось бы, простые природные явления. Самые первые метафизические работы художника «Метафизическая голова» родились на основе изучения изображения человеческой головы в разных культурах и религиях. Животные и птицы, мистические существа, планеты, «многоголовые» боги – всё это вдохновило Шемякина на создание яркой, обширной и неповторимой серии.
Трансформация
В разное время Шемякина «цепляли» различные предметы искусства и культуры: древнегреческая скульптура, карты, ботанические изображения, архитектурные чертежи, а также работы старых и новых мастеров. В своей «Универсальной Антологии Формы», которая собрана из открыток, книг, любительских снимков, гравюр и архитектурных чертежей, он извлекает собственную теорию форм и их синтеза, что проявляется в его серии «Трансформация». Изображения трансформации метафизических бюстов напоминают цветные планы зданий, трансформация глаза создана на основе арабского медицинского манускрипта, а трансформированная карта изображается в виде отрезанной головы. В ярких образах художника предметы приобретают новые грани, яркие цветовые гаммы и причудливые формы.
Ангелы смерти и призраки
Тема жизни и смерти является одним из самых тревожных и глубоких переживаний большинства творцов. Для Михаила Шемякина тема смерти стала своеобразной одержимостью, «болезненными галлюцинациями, изводящими художника». На одной из выставок в Сохо появляются работы, в которых явно прослеживается зацикленность на распаде и смерти. Его призраки и ангелы настолько пугающе реальны, что вера в субъективные образы ужасов бытия, которые являются экспериментальной метафорой гибели всего живого, не зависит от личного опыта зрителя.
Чрево Парижа
В продолжении темы смерти и метаморфоз человеческого тела, в творчестве Михаила Шемякина появляется серия работ, по большей части посвящённая органам брюшной полости. «Чрево Парижа» - название центрального парижского продовольственного рынка. Кровь, многокилограммовые туши животных, огромные мясники, взвалившие на себя тяжёлые «мясные глыбы» – торжество чрева и жизни над смертью. Опираясь на выражение Петра Первого «лишить живота», что означало смертную казнь, Михаил Шемякин проводит параллель со «смертью» Парижа, которому посвящена данная серия. Живот буквально был символом смерти в старые времена, когда на безумных праздниках люди объедались, а на следующий день их хоронили близкие. Художнику удалось застать рынок, когда тот ещё функционировал, а позже, в выставке «Чрево Парижа и Фантомы Ле Аля» воссоздал дань уважения труду «тушенош» и показал взаимосвязь и круговорот жизни и смерти, изображая яркие силуэты и кровавые внутренности.
Коконы и бутыли
Изображения коконов и бутылей тесно связаны между собой. Идея пришла к Михаилу Шемякину ещё в юности, когда им были замечены античные сосуды во время прогулок по Эрмитажу. Внутри стеклянных колб Шемякин разглядел нечто живое, бурлящее и неизведанное, а «коконообразная» форма некоторых бутылей лишь усилила его интерес к данным объектам. Он погрузился в историю стеклодувного мастерства и изучение коконов в природе и разных культурах. Оказалось, что у коконов и древних сосудов есть общие черты: и то, и другое является «хранилищем праха».
«Коконы» Шемякина напоминают колбы с прозрачной «кожурой», красные пульсирующие сердца и белые клочки света, в то время как «Бутыли» полны дыр и рельефов, и изображаются чаще всего разными оттенками чёрного. Подробнее тема коконов и её значение в творчестве Михаила Шемякина рассмотрена в предыдущей статье.
Автор статьи: Лин Джонс, писатель, обозреватель искусства.
Используемые источники: Каталог работ М. Шемякина, том 1, minfond.ru, livejournal.com.