Найти в Дзене
Шемякин дизайн

Коконы. Образы и значение | Часть 1

В данной статье мы подробно остановимся на «Коконах» и их значении в творчестве Михаила Шемякина, а также начнём рассматривать образы коконов в мировой культуре и искусстве. Cерии «Коконы» и «Бутыли» в творчестве Михаила Шемякина тесно связаны между собой. Вдохновлённые античными сосудами Эрмитажа, работы представляют собой одну особую вселенную - потусторонний мир, в котором кипит жизнь. В своих работах Михаил Шемякин собирает воедино природу и искусство, давая свободу великому духовному замыслу. Он неустанно использует образ кокона, парящего в пустом пространстве «иного» мира, в самых разнообразных вариациях. Каждую работу можно рассматривать отдельно как воплощение объекта эстетической медитации, но настоящий смысл проявляется лишь при просмотре «полной» картины, когда глаза видят огромное количество различных архетипных оттенков. С давних времён образ кокона открывал тайну человеческой судьбы. Многие художники сравнивали человеческую душу с личинкой. Только встав на путь духовности
Оглавление

В данной статье мы подробно остановимся на «Коконах» и их значении в творчестве Михаила Шемякина, а также начнём рассматривать образы коконов в мировой культуре и искусстве.

«Коконы» и «Бутыли»

Cерии «Коконы» и «Бутыли» в творчестве Михаила Шемякина тесно связаны между собой. Вдохновлённые античными сосудами Эрмитажа, работы представляют собой одну особую вселенную - потусторонний мир, в котором кипит жизнь. В своих работах Михаил Шемякин собирает воедино природу и искусство, давая свободу великому духовному замыслу. Он неустанно использует образ кокона, парящего в пустом пространстве «иного» мира, в самых разнообразных вариациях.

В живописной мастерской. 1998, Хадсон (штат Нью-Йорк. Фото Сара де Кей
В живописной мастерской. 1998, Хадсон (штат Нью-Йорк. Фото Сара де Кей

Каждую работу можно рассматривать отдельно как воплощение объекта эстетической медитации, но настоящий смысл проявляется лишь при просмотре «полной» картины, когда глаза видят огромное количество различных архетипных оттенков.

С давних времён образ кокона открывал тайну человеческой судьбы. Многие художники сравнивали человеческую душу с личинкой. Только встав на путь духовности, бесформенная душевная оболочка способна созреть для преисполненной высшей жизни. «Коконы» Михаила Шемякина – это своеобразное подобие обрядов «мистической смерти», проводимых в древних мистериях. Только познав подобный трансцендентный опыт, душа, подобно бабочке, обретает крылья для перемещения в пространстве потустороннего мира.

Для художника коконы – это «вместилища души и праха», и лишь зритель решает для себя, какое из двух значений проявлено в той или иной работе. Созерцая коконообразные формы Шемякина, нельзя не заметить, что некоторые картины благодаря серой и тёмной цветовой гамме ближе к символике «праха», а другие являются воплощением созревающей жизни.

В самом начале работы над «коконами» целью Михаила Шемякина была передача формообразующего начала на природном уровне. Органы-биосферы в прозрачных оболочках, цветные клубки из венозных нитей – всё это является метафорой эмбриональной жизни, смерти и перерождения.

Постепенно природные формы преобразовались в метафизические, и стали воплощать собой архетипы – идеи, «порождающие модели» всего сущего, мыслеформы духовного мира. Контуры коконов приобрели мягкость и плавность, сочетая в себе серебристые, белые и голубые оттенки.

Бутыль. Михаил Шемякин. 1998. Холст, смещанная техника
Бутыль. Михаил Шемякин. 1998. Холст, смещанная техника

Серия «Бутыли» по своему замыслу близка к «Коконам». Для Михаила Шемякина сосуды, как и коконы, являются хранителями бурлящей жизни и одухотворённых вещей. В некоторых композициях художник экспериментирует над цветом, например – использует различные вариации чёрного цвета, но, в отличие от множества представителей «чёрной живописи», Шемякин сохраняет элемент предметности, хотя смысл для него остаётся метафизическим.

Древний Египет

Египтяне видели большое сходство между бинтами, использовавшимися при бальзамировании тел умерших, с куколкой бабочки. Считалось, что ткань оберегает мумии от негативного воздействия и является проводником в загробный мир. Часто древние египтяне клали бабочек из золота в гробницы, ассоциируя её с воскресением и бессмертием.

Источник изображения: i.pinimg.com
Источник изображения: i.pinimg.com

Древний Рим

В Древнем Риме кокон, как и весь цикл жизни бабочки, символизировал трансформацию, адаптацию и обновление. Подобно явлению бабочки, покинувшей кокон, человек способен достичь необычайных высот и измениться в лучшую сторону, наполнившись опытом и силой. На некоторых римских монетах с левой стороны головы Юноны видны бабочки, изображающие свадьбу и брак.

Источник изображения: avatars.dzeninfra.ru
Источник изображения: avatars.dzeninfra.ru

Древняя Греция

У древних греков кокон бабочки символизировал бессмертие души, а крылья стали даром для богини души – Психеи, имя которой произошло от греческого слова «бабочка» - «psȳchē» («душа», «ум»). Психея, по легендам вылетающая в образе мотылька из погребального костра, являлась проводником между мирами.

Источник изображения: dasart.ru
Источник изображения: dasart.ru

В следующей статье команда Шемякин Дизайн подробно рассмотрит образы кокона и бабочки в зарубежной культуре. До новых встреч!

Автор статьи: Лин Джонс, писатель, обозреватель искусства.
Используемые источники: minfond.ru, livejournal.com.