В продолжение темы о влиянии путешествий на человека. Для взрослых они позитивны и помогают улучшить умственное и физическое состояние, а что с детьми?
Есть люди, которые искренне считают, что маленькие дети и путешествия не совместимы.
Я сама была именно такой 20 лет назад, считая, что минимум до 5 лет ребенка никуда возить не надо (особенно за пределы своей климатической), смотрела на мам с малышами в поездках и думала, что они, наверное, мучаются сами и мучают детей.
Впрочем все тараканы в наших головах зависят от наших же жизненных обстоятельств. Мой старший ребенок в месячном возрасте перенес операцию под общим наркозом, потом провел несколько дней в реанимации, несколько самых ужасных в моей жизни дней и часов, да и потом было много негативных последствий для его здоровья: сильная аллергия, постоянные ларингиты с приступами удушья, которые сменились бесконечными пневмониями, не до путешествий было. А ведь всю беременность я никуда из родной Калуги ни на шаг, ведь очень боялась, что это вредно для малыша.
Тогда мне было 24, а к 40 годам я жила активной жизнью часто путешествующего человека, сын вырос, причем вырос домоседом, не испытывающим большой любви к чему-то за пределами дома. И решив, что мы хотим девочку, мы реально осознавали, что возможно, на несколько лет с путешествиями придется попрощаться (впрочем, пандемия тогда показала, что и дома жить можно, считая за счастье прогулку во дворе).
Но все же, в глубине души, я надеялась, что в этот раз все сложится по другому. О беременности я узнала в командировке, и ничего ужасного со мной в самолете не произошло. Сходила к врачу и после осмотра она сказала - "летай сколько хочешь, ну месяцев до 7-8, не больше".
Так и вышло, что с Лизой в животе мы налетали порядка 50 перелетов, противопоказаний не было, чувствовали себя прекрасно. Гуляли по много километров, причем именно на длительных прогулках мой маленький пузожитель вел себя прекрасно, а если мама не пройдется пару-тройку км перед сном, то начинался ночной футбольный матч.
А потом девочка родилась и первый месяц я даже не решалась думать ни о каких поездках, вспоминая старшего ребенка, для меня это был критический возраст. Но мы прошли медосмотр и все врачи сказали, что все ок и у нас нет никаких противопоказаний ни к чему, включая перелеты. Изучила тему - и ведь правда никаких запретов и противопоказаний нет. И мы купили билеты в Сочи (тогда это был еще короткий перелет).
Боялась ли я, что ребенок будет капризничать? Конечно, но зря, эта маленькая булочка счастливо улыбалась стюардессам и тут же довольная вырубилась, едва услышав гул турбин самолета.
В общем, так сложилось, что с дочкой мы активно путешествуем с ее 1,5-месячного возраста (и на отдых, и по работе, и в самолетах, и на машине, и в поездах). И теперь я не боюсь, наоборот, я счастлива, что так получилось и что дочка любит путешествия не меньше, чем я.
Как путешествия отражаются на поведении ребенка?
Путешествия и смену обстановки применительно к маленьким детям часто считают стрессом, говоря, что ребенку комфортней в знакомой и привычной обстановке.
Возможно, что все зависит от темперамента ребенка, все мы разные.
Но по Лизе я заметила с самого начала, что в поездках как раз она вела себя куда спокойнее, чем дома. Все эти скачки развития с капризами и слезами, которые так тяжело давались дома, тут же сходили на нет за пределами привычной обстановки.
Лиза восторженно смотрела своими глазками на что-то новое и необычное и, напитавшись впечатлениями, прекрасно засыпала без всяких капризов и танцев с бубнами.
А как чудесно увидеть пальмы и солнце в Сочи в декабре вместо серого неба и серых же веток в холодной Москве.
И как только дома начинался беспричинный плач и капризы, мы решали, что пора куда-то ехать, и в поездке все капризы проходили и возвращалась наша улыбчивая девочка.
Так что привычная обстановка плюс явно не для всех.
Но частые поездки это еще и отсутствие режима, определенного распорядка дня и регулярных занятий (не важно, дома, в саду или в каких-то дополнительных секциях).
По поводу режима, как строго определенного времени пробуждения и сна (и наверное тут кто-то начнет кидаться в меня чем-то тяжелым): я не вижу в нем панацеи, нам это не столь критично в виду того, что нет строгой необходимости утром быть на работе (мы на удаленке) или в саду. Ребенок спит с временными интервалами сна и бодрствования, положенными для своего возраста. И кто сказал, что просыпаться надо обязательно в 7 утра, а не в 9 или 10, если ребенок просыпается выспавшимся и довольным, а засыпает легко и в хорошем настроении?
А еще у ребенка в поездках вырабатывается прекрасная суперспособность спать везде и при любых условиях: самолет, машина, шум вокруг - да и ладно, мы сладко спим.
А что с развитием?
Регулярных занятий у нас нет, это факт.
Точнее, у нас вообще нет каких-то занятий, подразумевающих необходимость усвоения какой-то программы. Считайте меня неадекватной мамой, но я не особо заморачиваюсь тем, чтобы знать, что ребенок должен уметь и в каком возрасте, так как в моем понятии, ребенок никому ничего не должен. Играет, кушает и радуется - вот и славно.
Чего еще у нас нет, кроме постоянной привычной обстановки и устоявшегося режима дня:
- регулярного посещения садика (мы туда заглядываем в гости на несколько дней в месяц, и то не на полный день, а потом пару недель болеем, а вот в путешествиях кстати не болеем, и никакая смена климата и никакая акклиматизация не оказывают негативного влияния на здоровье ребенка);
- посещения каких-либо развивающих кружков (успеется еще, если ребенок захочет, пока она захотела не развивашки, а плавание и танцы, и пока есть такое желание - ходим);
- мультиков как средства развлечения/отвлечения дома или в пути: тут принципиально хотели соблюсти рекомендации врачей по исключению мультиков до годичного возраста и не включали их, а дальше - Лиза не проявляет к ним интереса, предпочитая книги и пазлы, а мы и не настаиваем.
Про мультики - я не считаю их вселенским злом, но удобны они именно родителям, чтобы занять ребенка и он не капризничал, пока родители занимаются своими делами. Соблазн велик, но когда мультик выключаешь - капризов становится как раз больше при попытке ребенка от них оторвать (проверено личным опытом со старшим сыном).
Без мультиков ребенок потихоньку учится играть сам (потихоньку - означает, что учим ее этому мы, показывая, как и с какой игрушкой играть и чем себя можно занять) и постепенно ребенок отпускает родителей делать дела или помогает родителям (а не "вам просто повезло, у вас ребенок спокойный", как часто любят говорить).
Кстати, вы знали, что кормление ребенка под мультики считается пищевым насилием?
Что у нас есть вместо мультиков и развивашек:
- книги - с рождения, сначала с короткими стишками и большими картинками, сейчас прекрасно читаем книги и вообще без картинок. Книги Лиза выбирает сама под свое настроение, и сама решает, какие книги мы возьмем с собой в поездку, что особенно актуально, когда едем в другую страну, где на русском книги встретишь не часто. И все чаще дочка сама выдумывает и рассказывает нам истории, что хоть записывай и книги пиши;
- пазлы - в годик из двух деталей с животными (заодно и животных изучили), к трем годам - из нескольких десятков деталей всякие разные, из любимых - деревянные пазлы-головоломки; пазлы всегда покупаем и в поездках с разными новыми картинками;
- конструкторы - большие и маленькие, для малышей и с мелкими деталями, всех цветов и размеров; дома - выбор огромный, а в путешествии - берем с собой или покупаем какой-нибудь небольшой набор;
- ну и конечно путешествия, во-первых, что может быть лучше того, чтобы проводить время с семьей (пусть даже кому-то надо периодически убегать по работе), а во-вторых, животных, транспорт, растения, да и все на свете - лучше изучать, видя в реальности, а не на картинке.
Страдает ли развитие ребенка от отсутствия режима, мультиков и развиващих занятий?
Не замечала...
В 2,5 года Лиза активно пела песни, мы их не учили, просто пели ей сами.
В 2 года 10 месяцев рассказывала длинные стихи. Стихи мы тоже не учили никогда, совсем не учили, просто читали разные книжки, в том числе и этот Кошкин дом периодически и вдруг Лиза начала рассказывать оттуда стихи, точнее - почти всю книжку наизусть.
В 3 года Лиза довольно легко научилась считать, и для этого не требовалось никаких занятий, мы просто играли в обычные игры-ходилки, их ведь в поездки удобно брать (наш фаворит - простая от Союзмультфильма с песенками про Чебурашку). Начиналось с того, что мы считали ходы за ребенка, потом она постепенно (и довольно быстро) сама запомнила цифры и начала считать.
А потом стала брать два кубика сразу, чтобы счет был больше и потихоньку запоминалось сложение.
Как, когда и где она научилась считать дальше - я даже и не знаю, сейчас она может досчитать до ста и больше, сбивается иногда, но в общем довольно верно, да и простые числа складывает без проблем, и цифры знает. В каком возрасте дети все это осваивают? Наверное, примерно в этом же, так что мы ничего не упускаем.
Что до чтения, то буквы Лиза запомнила уже давно, мы читали очень милую книжку про зайчика Сёму и мышонка Лёлика и таскали ее с собой в поездки, оттуда и запомнились буквы.
А потом со слогами получилось случайно.
Играли в деревянную азбуку (она тоже прекрасно умещается в чемодане), Лизе нравилось собирать хаотично самой из букв какие попало слова, а мама и папа должны были их читать. Все смеялись, и мы заодно показывали ребенку, как можно, заменив несколько букв, сделать из непонятного каламбура нормальное слово и как-то предложили ей прочитать, что она написала. И оказалось, что она прекрасно справляется со слогами, соединяя в них буквы без особых сложностей.
Сейчас Лиза может взять и попытаться что-то из слов в книге или на экране моего компьютера прочитать. В пределах 4 букв получается, больше пока сложнее, но ее никто и не торопит.
А еще ей понравился английский.
Больше полугода мы вообще засыпали только под эту книгу, а сколько городов и стран она с нами объехала.
Для Лизы все это игры, которые совмещаются и перемешиваются с путешествиями. И каждый раз из нового путешествия, как правило, мы приезжаем с новыми знаниями и умениями. Оно так само выходит.
А как она ходит в магазин игрушек - я уже показывала.
Основной досуг в путешествиях - это книги и изучение окружающего мира.
И лично мне кажется, что это прекрасная альтернатива мультфильмам и игрушкам. Да, они расскажут ребенку о животных, о мире, но если есть возможность это увидеть своими глазами, разе это не лучше? И речь не обязательно про далекие путешествия, Лиза так же радуется соседней Калуге или промзоне в Челябинске за окошком такси. Прекрасное окружает нас везде, надо только уметь находить.
Помнит ли ребенок что-то из путешествий?
Да, и порой куда больше и подробнее, чем мы.
По крайней мере Лиза в подробностях рассказывает некоторые эпизоды из поездок, когда ей было около полутора-двух лет, она знает города и страны, которые мы посещали, она знает горы и море не по картинкам, животных, рыб, птиц, разные растения...
Нам порой кажется, что мы ничего не помним из своего совсем уж маленького детства. У меня первые воспоминания примерно из пятилетнего возраста - из первой поездки на море. Так может мы не помним чего-то более раннего просто потому, что дни были похожи и ничего из них не выделялось?
В любом случае каждый раз Лиза с нетерпением ждет новую поездку, планируя ее вместе со мной, спрашивая про города и страны, в которые мы планируем ехать, предлагая варианты того, что надо найти и посмотреть.
И стоит нам несколько дней побыть дома, как она начинает спрашивать, когда и куда мы снова поедем, и говорить, что уже пора бы. А если ей сказать, что нам скоро надо в аэропорт, то тут она готова и проснуться в любое время, и все бросить, быстро собраться, схватить чемодан и двинуться в путь.
Я рассказывала, как мы летали с ней вдвоем на Мальту в командировку, и у меня были опасения, что бессонные ночи, короткая насыщенная поездка могут вылиться в капризы ребенка, но снова нет - она веда себя прекрасно и очень мне помогала.
Я не знаю, насколько сильно позитивное влияние путешествий помогает нам продлить молодость, с этим ученые еще разберутся, но лично мое мнение из опыта наблюдения за ребенком, что на детей путешествия тоже оказывают положительное влияние, способствуя их развитию без всяких дополнительных занятий, курсов и учебников.
Нет, я не призываю взять и бросить детские садики и развивающие секции, и не оспариваю их нужность.
Но если вы хотите путешествовать с ребенком, но боитесь делать это только из-за того, что думаете, что это может быть не комфортно или плохо для ребенка, посмотрите на нас и поверьте, что и ребенку, и родителям путешествия принесут много пользы и позитива.
И пусть это будет путешествие в соседний город, на соседнюю улицу или в соседнюю страну - не важно, главное - пусть оно принесет вам позитивные впечатления!