Эту историю мне рассказала коллега из Тюмени. Она работает в местной школе и поделилась, как отмена образовательного эксперимента по ОГЭ ударила по ученикам — и особенно по одному из них, девятикласснику Андрею Смирнову. Его план рухнул в один момент, и теперь вся семья живёт в режиме экстренной подготовки.
Андрей — обычный выпускник. Пока многие его одноклассники увлекались компьютерными играми и спортом, он с седьмого класса интересовался биологией. Всё началось с простого – учительница предложила сделать доклад о строении клетки. Андрей так увлёкся, что на следующий день принёс не просто скачанную из интернета презентацию, а целую модель из пластилина. С тех пор биология стала для него чем-то большим, чем просто школьный предмет.
– С детства знал, что буду врачом, – делится Андрей, – Когда другие не знают, куда поступать после 9 класса, у меня план чёткий: медицинский колледж, потом вуз.
Когда зимой Андрей услышал разговоры учителей о новом эксперименте, что в Тюменской области хотят отменить ОГЭ по выбору и оставить только два обязательных – русский и математику, он не поверил своему счастью.
Для семьи Смирновых это стало настоящим подарком судьбы. Отец Андрея работает на заводе, мать — продавцом в магазине. Денег на репетиторов особо нет, а тут такая удача.
– Нам казалось, что нам повезло – всего два экзамена. Мы даже решили не готовиться к биологии и химии. Зачем? Ведь их всё равно отменят, - рассказывает мать Андрея, Ирина Петровна, и нервно поправляет прядь волос. Учителя тоже говорили: "Ребята, у вас только два экзамена, вам повезло". Вот мы и поверили...
В школе биологию и химию стали преподавать без усиленного контроля, как прежде. Главное — понимать предмет, а не набивать руку на тестах. Андрей был счастлив, что сможет сосредоточиться на любимых дисциплинах не для экзамена, а для себя. Но судьба решила иначе.
Что изменилось: отмена эксперимента
Всё изменилось буквально за один день. В середине марта мама Андрея во время родительского собрания узнала новость — отменили эксперимент с ОГЭ. Точнее, не совсем отменили, а исключили из него Тюменскую область.
— Представляешь? Нам полгода говорили, что дети будут сдавать только два экзамена, а теперь вдруг всё поменялось, — возмущённо рассказывала Ирина Петровна.
Оказалось, что изначально Минпросвещения РФ планировало провести эксперимент сразу в 12 регионах. Идея заключалась в том, чтобы девятиклассники сдавали только два обязательных предмета — русский и математику, без предметов по выбору.
Родители и дети были в восторге. Ещё бы! Вместо четырёх экзаменов — всего два. Многие, как Андрей, решили сосредоточиться на обязательных предметах, а остальные изучать в более спокойном режиме.
А потом внезапно случился «поворот». Список регионов-участников сократили до трёх: Москва, Санкт-Петербург и Липецкая область. Все остальные из эксперимента исключили.
В СМИ и родительских чатах появились официальные объяснения. Вячеслав Володин, председатель Госдумы, объяснил это решение заботой о «качестве образования». Мол, если сократить число экзаменов, дети перестанут серьёзно относиться к предметам по выбору.
— А наше образование — чем хуже? — недоумевал отец Андрея. — В Липецке, значит, качество не пострадает, а в Тюмени? Бред какой-то.
Я тоже не находил в этом логики. По моему мнению, если уж начинать эксперимент, то или для всех, или ни для кого. А так получилось, что регионы поставили в неравные условия. И хуже всего, что сделали это в марте — когда до экзаменов оставалось всего два с половиной месяца.
Многие учителя тоже не понимали такого решения. В нашей школе биологию и химию уже преподавали иначе, делая акцент на понимании предмета, а не на подготовке к экзаменам. И теперь педагогам приходилось срочно менять планы, вводить дополнительные занятия, пересматривать учебные программы.
А школьникам и их родителям — думать, как выкручиваться из этой ситуации.
Эффект внезапной отмены
Для Андрея и его семьи наступили тяжёлые дни. В первую неделю после новости о возвращении всех экзаменов мальчик ходил как в тумане. Вечерами сидел над учебниками, но было видно, что толку от такой учёбы мало.
— Я даже не знал, с чего начать, — признаётся Андрей. — В голове крутилось: «Как теперь всё успеть? Почему так несправедливо?» Не мог сосредоточиться совсем.
Родители тоже растерялись. Первая реакция — злость и обида.
— Если бы мы знали заранее... — говорит отец. — А теперь у нас два месяца на подготовку по сложным предметам. Это стресс для всех.
Ирина Петровна, мама Андрея, работает продавцом в магазине. График — два через два. Времени на то, чтобы помогать сыну с учёбой, почти нет. А на репетиторов в семье свободных денег не было.
— Мы просто не закладывали эти расходы в семейный бюджет, — объясняет она. — Думали, что пронесёт. И вот...
Позже я узнал, что семья Смирновых всё-таки решилась на крайние меры — взяли кредит на репетиторов. Выбора не оставалось: на кону стояло поступление Андрея в медицинский колледж, а там без хороших баллов по биологии делать нечего.
В школе тоже царила нервозная обстановка. Учителя-предметники, которые полгода вели уроки в спокойном режиме, теперь в авральном порядке пытались наверстать упущенное.
— Ребята, давайте останемся после уроков, — предлагала учительница химии. — Нам нужно повторить весь материал за год.
Но большинство детей уже были измотаны. Шесть-семь уроков, потом дополнительные занятия, дома — горы домашних заданий. И всё это на фоне стресса и разочарования.
— Иногда мне кажется, что я разучился нормально спать, — говорит Андрей. — Просыпаюсь ночью и думаю о том, сколько ещё нужно выучить.
Психологическое состояние детей беспокоило не только родителей, но и учителей. Дети, которые раньше активно участвовали в школьной жизни, теперь были сосредоточены только на учёбе. Никаких кружков, секций, встреч с друзьями. Только подготовка к экзаменам.
— Я вижу, как мой ребёнок меняется на глазах, — делится Ирина Петровна. — Стал замкнутым, раздражительным. А ведь ему всего 15 лет! В таком возрасте должны быть и другие интересы, кроме учебников.
Но самое обидное для семьи Смирновых — это ощущение обмана. Им обещали одно, а в итоге получилось совсем другое. И никто не извинился, не объяснил толком причины такого решения.
— Мы чувствуем себя экспериментальными кроликами, — горько усмехается отец Андрея. — Сначала на нас что-то проверили, а потом решили, что эксперимент не удался. А о детях кто-нибудь подумал?
Что теперь?
Март. На календаре начало весны, но для Андрея и его одноклассников — начало настоящего марафона. Впереди два с половиной месяца, которые решат многое. И времени катастрофически мало.
— Я составил себе график, — показывает учителю Андрей свою тетрадь. — Утром и днём — школа, потом два часа на математику и русский, еще два — на биологию и химию. В выходные — по шесть часов только на предметы по выбору.
Глядя на этот график, о словам коллеги, ребёнок практически не оставил себе времени на отдых. А ведь впереди ещё итоговые контрольные, последние четверти, выставление годовых оценок. Нагрузка на девятиклассников растёт в геометрической прогрессии.
Школа тоже оказалась не готова оперативно подстраиваться под новые требования. Учителя-предметники пытаются за оставшееся время впихнуть в головы детей весь необходимый материал, но получается это не всегда удачно.
— Наша учительница по химии сказала, что теперь просто будет гонять нас по типовым заданиям ОГЭ, — рассказывает Андрей. — А я даже основы некоторых тем не успел усвоить, какие уж тут типовые задания...
В городе таких, как Андрей, — сотни. Тех, кто «повёлся» на обещание лёгких экзаменов и расслабился. Теперь они вынуждены наверстывать упущенное в авральном режиме.
— У нас в классе есть мальчик Дима, — делится Ирина Петровна. — Так его родители решили перевести на семейное обучение на эти месяцы. Сказали, что школа всё равно не поможет, лучше самим с репетиторами заниматься.
И действительно, многие родители пошли именно по такому пути — сняли детей со школы и нацелились исключительно на подготовку к ОГЭ. Но для семьи Смирновых это не вариант. Во-первых, денег на полноценных репетиторов нет. Во-вторых, Андрей всё-таки надеется, что школьные учителя помогут.
— Я договорился с химичкой о дополнительных занятиях, — говорит он. — Она согласилась позаниматься бесплатно два раза в неделю. Всё-таки учителя тоже понимают, в какую ситуацию нас загнали.
Директор школы, где учится Андрей, на последнем родительском собрании честно призналась, что не ожидала такого поворота событий.
— Мы тоже планировали учебный процесс, исходя из двух экзаменов, — сказала она. — Теперь приходится всё перекраивать на ходу. Но не переживайте, мы сделаем всё возможное, чтобы помочь детям.
Только вот что это «всё возможное» реально может дать, когда времени в обрез? Вопрос открытый.
Андрей же старается не унывать. Он почти отказался от компьютерных игр, общения с друзьями. Все силы — только на подготовку.
— Сложно, конечно, — вздыхает мальчик. — Но что поделаешь? Придётся справляться.
Кто виноват и что делать
Этот вопрос не даёт покоя ни детям, ни родителям. Кто принял такое решение? Почему именно сейчас? И почему никто не подумал о последствиях? Мнения разделились.
— Конечно, это Госдума виновата, — возмущается мама одной из девочек. — Они там сидят в своих креслах и не представляют, как их решения влияют на обычных людей. На наших детей!
— Я думаю, дело в Минпросвещения, — более сдержанно высказывается другой родитель. — Не продумали эксперимент до конца, а потом решили резко сократить его масштабы.
Некоторые родители винят местные власти, которые, по их мнению, недостаточно отстаивали интересы региона.
— Почему Тюменскую область исключили, а Липецкая осталась? — недоумевает отец одного из учеников. — Наверное, у них там связи лучше.
Но главное, что отмечают все — полное отсутствие чёткой информационной политики. Никто толком не объяснил ни причины эксперимента, ни причины его сворачивания. Люди узнавали обо всём постфактум, когда решения уже были приняты.
Я решил разобраться глубже и поискал комментарии депутатов по этому вопросу. Мнения, как обычно, разделились.
Представители власти говорили о «сохранении качества образования» и «необходимости полноценной подготовки школьников». Оппозиционные депутаты, напротив, критиковали решение об отмене эксперимента для большинства регионов.
Особенно запомнился комментарий Олега Смолина, депутата от КПРФ: «Эксперименты в образовании должны быть продуманными от начала до конца. Нельзя сначала давать надежду детям и их родителям, а потом в последний момент всё менять. Это может не только снизить мотивацию к учёбе, но и подорвать доверие к образовательной системе в целом».
И правда, многие родители сейчас задаются вопросом: «А что будет дальше? Может, завтра ещё что-нибудь поменяют?»
Ирина Петровна, мама Андрея, говорит, что теперь не верит ни одному заявлению чиновников от образования.
— Сегодня они говорят одно, завтра — другое. А страдают наши дети, — вздыхает она. — Учишь их честности, а потом не можешь объяснить, почему взрослые так поступают.
Коллеги пытались уточнить позицию у местного Департамента образования, чтобы получить официальный комментарий. Но в ответ услышал только общие фразы о «решениях федерального уровня» и «необходимости следовать единым стандартам».
А тем временем часы тикают, и до экзаменов остаётся всё меньше времени. И что бы ни говорили чиновники, каждый день промедления — это потеря шансов для таких детей, как Андрей.
И всё же есть в этой истории один парадоксальный момент. Некоторые педагоги в частных беседах признаются, что, возможно, возвращение четырёх экзаменов — не такая уж плохая идея с точки зрения образования.
— Дети должны знать все предметы, а не только те, которые им легче даются, — говорит учитель истории с 30-летним стажем. — Другое дело, что менять правила игры в середине учебного года — это неуважение к детям и их родителям.
И с этим сложно не согласиться.
Надежда или тупик
Конец марта. У Андрея уставшие глаза, но в них видна решительность.
— Я сначала думал всё бросить, — признаётся он. — Даже маме сказал: «Может, в 10 класс останусь». Но потом сел, подумал и решил: раз уж такая ситуация, буду выкручиваться.
Его план оказался простым, но действенным. Утро — школа, после обеда — самостоятельные занятия по химии, вечер — онлайн-уроки по биологии. Выходные — только для подготовки к экзаменам.
— Нашёл бесплатный курс в интернете, — говорит Андрей. — Учитель объясняет намного понятнее, чем в школе. За неделю уже прошёл три темы, которые раньше вообще не понимал.
Родители тоже не сидят сложа руки. Отец взял дополнительные смены на заводе — деньги нужны на репетитора по химии. Мама договорилась с соседкой-студенткой медицинского, чтобы та помогала Андрею с биологией.
— Да, времени мало. Но я всё равно хочу поступить. Просто теперь нужно бежать быстрее, — говорит Андрей, закидывая рюкзак на плечо.
И в этом весь он — не сдаётся, не ноет, а просто делает, что должен.
Конечно, не у всех его одноклассников такая сила воли. Кто-то уже смирился с мыслью о пересдаче. Кто-то надеется на удачу. А кто-то просто плывёт по течению.
Когда я спросил у коллег о шансах детей, мнения разделились. Одни считают, что за два месяца невозможно наверстать программу двух лет. Другие уверены, что при должном усердии всё получится.
Как сложится судьба Андрея и других девятиклассников из Тюмени — покажет время. По словам моей коллеги, это испытание уже научило детей главному — не полагаться на обещания и всегда иметь запасной план.
Пишите в комментариях, сталкивались ли вы с подобными ситуациями в образовании? И как считаете, правильно ли менять правила игры в середине учебного года?