Найти в Дзене
Mizhgunit

Куда пропала S3 Graphics?

Оглавление

Если мы говорим про старые видеокарты, то на ум приходят не ATi, Nvidia и 3DFX (хотя, как посмотреть), а S3 Graphics. Если у вас был компьютер в 90-х, то внутри, наверняка, стояла графика от S3. Даже у меня она есть:

Моя S3 Trio 64V+, 1996 года выпуска.
Моя S3 Trio 64V+, 1996 года выпуска.

Но вот загвоздка... А куда пропала S3? Замечу - не "умерла", а именно "пропала"... Да, сегодня будет явно интереснее, чем в случае с 3DFX.

Начиналось все хорошо

S3 Graphics была основана в 1989 году. Как и в случае с 3DFX, основателей было трое: Джи Сун Лу, Тан-Ю Чо и Рональд Йенг. Все трое - выходцы IDT (Integrated Device Technology). Целью инженеров было создание доступных, но одновременно и производительных графических процессоров для массового рынка.

Тут стоит сказать, что раньше "видеокарт", в привычном нам понимании, не было. На дворе начало 90-х, и всю графику, которая выводится на монитор, обрабатывает центральный процессор. Были и специальные платы-ускорители, которые, как следует из названия, ускоряли операции отрисовки. Отставим душные термины и перенесемся в 1991 год.

Так появились видеокарты

Первым ускорителем S3 стала "911" (86C911), которая была названа в честь одноименного авто. Эта штука ускоряла отрисовку линий в интерфейсе Windows, а также неплохо помогала процессору при растровых операциях... Если проще, то сильно увеличивала FPS рабочего стола, так как процессор мог тратить намного меньше времени на отрисовку.

S3 Trio64. Авторство: AVRS. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=23207690
S3 Trio64. Авторство: AVRS. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=23207690

Этот ускоритель предлагал крайне хорошую производительность за свою цену, а вышедшие позже S3 Vision 864, и ее "ремастер" S3 Vision964, только укрепили позиции S3 на рынке графических ускорителей.

Но к 1994 году оказалось...

Что люди на компьютере не только работают, они еще и играют. В 1993 году вышел Doom, а через год: TES Arena, WarCraft, Need For Speed... Проблема в том, что 2D-ускорители не умели работать с трехмерной картинкой, а 3D-ускорители... Все верно! Не умели работать с 2D! Но S3 в успех 3D не верили, и продолжали улучшать 2D-адаптеры. Они были крайне хороши, но чем дольше продавалась графика 2D, тем чаще в пару к ней начинали ставить 3D-ускорители.

S3 Trio32. Авторство: Shpakov Ilya. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28969957
S3 Trio32. Авторство: Shpakov Ilya. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28969957

Зато S3 смогли поставить графический процессор, RAMDAC (это, если очень грубо, цифро-аналоговый преобразователь, то есть переводчик с "языка видеокарты" на "язык монитора"). Так появились S3 Trio, коих много, есть как 2D, так и 2D/3D, но главное - именно Trio стала прообразом современной видеокарты, к тому же, объединение "всего в одного" позволяло заметно снизить стоимость.

Пока S3 готовили ViRGE - свой первый чип с ограниченной поддержкой 3D-графики, рынок успели заполонить 3DFX Voodoo, с которым ViRGE конкурировать не мог. ViRGE поддерживала только самый простой метод текстурирования (текстурное наложение), поэтому для игр их просто не покупали.

Но все не так плохо... Ведь так?

В 1998 году, S3 представили Savage. Это была разработанная с нуля видеокарта, которая была действительно неплоха по аппаратной части. Например, Savage3D поддерживал технологию S3TC, коей была собственная технология сжатия текстур. И хотя сама видеокарта была неплоха, как всегда, подвели драйвера - проблемы и нестабильное поведение карты в играх, отпугивали многих потенциальных покупателей.

S3 Savage4 LT. By Wayne Hardman (talk) - Self-scanned, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=83591498
S3 Savage4 LT. By Wayne Hardman (talk) - Self-scanned, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=83591498

Позже выйдут Savage 4 и Savage2000, про которые можно сказать то же самое: прекрасные видеокарты с отвратительным софтом. Чтобы вы понимали, функция T&L, то есть аппаратное преобразование координат и освещения, которая используется в видеокартах до сих пор, впервые была осуществлена на Savage2000.

Но все эти достижения портила программная часть, карты часто вели себя нестабильно, и часто проигрывали менее мощным решениям ATi и Nvidia, у которых не было проблем с драйверами.

Начало... Нет, не конца

В 2000 году, S3 Graphics была выкуплена компанией VIA - вы наверняка знакомы с ней, если у вас была материнская плата со встроенной графикой, так вот, S3 точно приложила к этой графике руку. Под крылом VIA было выпущено довольно много чипов, самые известные - Chrome9 и Chrome400, которые использовались преимущественно в качестве интегрированной графики, но были и десктопные варианты, последний из которых - S3 Chrome 540 GTX, был выпущен в 2009 году.

S3 Chrome 540 GTX - одна из последних видеокарт S3 Graphics. By viagallery - [1], CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=6857834
S3 Chrome 540 GTX - одна из последних видеокарт S3 Graphics. By viagallery - [1], CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=6857834

Но ни интегрированные, ни, тем более, дискретные решения, не могли конкурировать с Nvidia и (тогда уже) AMD, поэтому VIA продала S3 Graphics... Кому бы вы думали?

В 2011 году S3 покупает HTC

Да! Теперь у нас есть "вроде как существующая" компания, материнской компанией которой является тоже "вроде как существующая"... Дело тут в том, что HTC не расформировывала S3 Graphics, как это сделала Nvidia с 3DFX, но и полноценного бренда у S3 нет - сейчас это подразделение HTC, которое занимается разработкой графики для смартфонов. Так это, все-таки, живая компания?

А вот что точно живое, так это мой ТГ-канал. Стоило бы на него подписаться!

Наверное, так же можно было бы сказать про 3DFX, которая была выкуплена, но та все-таки была расформирована, а часть штатных сотрудников начала работать на саму Nvidia. Тут же S3, будучи сперва самостоятельной компанией, сначала получила материнскую компанию, а позже стала подразделением HTC, то есть... Ну да, ни жива, ни мертва.

А у вас была графика от S3? Уверен, "Trio" в какой-то итерации точно была!

На этом у меня все. Если было интересно - не забудь поставить лайк и подписаться на канал. Увидимся!