В целом про примуса и бензин в горах можно почитать здесь:
Когда группа в горы идёт относительно большая (или поход не слишком длинный, или есть возможность забросок) "Огоньки" с их мечтами о полётах оставляем дома и берём с собой Шмели.
"Шмель" весит 1500 гр (против 860 гр. у "Огонька")
Примусов берём обязательно два.
И обязательно с ремнаборами.
Желательно - в комплекте с человеком, который умеет их обслуживать, а при необходимости - и чинить. Или договориться с ними, чтобы они не дурили и работали нормально.
Есть такой анекдот:
Горы. Летят две связки навстречу друг другу, одна - вниз, другая - вверх. Пока друг мимо друга пролетали, успели парой слов перекинуться:
-Вы чего?
-А вы?
-У нас баба крюк забивала!
-А у нас примус разжигала :(
Больше этот анекдот, конечно, к "Огоньку" относится, но и Шмель, при определённой удаче, мог превратиться в оружие массового поражения.
Ибо у "Огонька" в дальнем родстве есть ФАУ-2, а у "Шмеля" - вот такой двоюродный братец.
Реактивный пехотный огнемёт РПО-А «Шмель»
Если "Огонёк" периодически делал попытки взорваться, то "Шмель" действительно время от времени пытался догнать своего кузена и превратиться в огнемёт.
Слишком много бензина в бачке?
Недостаточно сильно закрутили насос?
Не проверили предохранительный клапан или у него ослабла пружина?
Давление в бачке вырастет и "Шмель" (в отличие от "Огонька", который будет терпеть до последнего) поделится разогретыми парами бензина и просто жидким бензином с окружающим пространством.
И вся эта смесь, конечно, загорится.
И ещё больше разогреет бачок.
И в бачке ещё больше вырастет давление.
И игра в огнемёт будет продолжаться, пока часть бензина не выгорит и давление не упадёт.
Вы высоко в горах и решили готовить в тамбуре палатки?
Ну... очень жаль.
И палатку, и её содержимое, и Вас лично.
В отличие, опять-таки, от "Огонька", "Шмель" после таких приключений, скорее всего, заработает. Ну может прокладки в насосе поменять нужно будет - и всё.
"Лет 50 назад в инструкции к автомобилю писали, как регулировать зазор клапанов. А сейчас пишут, что нельзя пить аккумуляторную жидкость." Советские примуса явно не подошли бы людям, которых оберегать от глотка аккумуляторной жидкости.
В связи с вышеизложенным, в высокогорье у дежурных, кроме приготовления пищи была ещё обязанность вытоптать метров 10-15 удобной тропинки в снегу в торону от палаток (на неудобной есть шанс вывалить кашу в снег, а не в миски коллег - туристов) и отрыть небольшую яму - кухню, на дне которой и будут жить примуса. Так оно спокойнее, да и бензином меньше пахнет.
"Огоньки" часто чуть ли не за весь период эксплуатации только снаружи от нагара числили. Ну, форсунку прочищали. "Шмель" в походе разбирали-собирали несколько раз. Особенно любви и ласки внимания требовали насос и форсунка. В прочем, как и большинство советской техники, "Шмель", хотя и редко работал на все сто процентов, как правило на все сто процентов и не ломался. Посидишь с ним часик на днёвке, уплотнительные кольца в насосе поменяешь, форсунку почистишь заранее припасённым в ремнаборе кусочком первой струны от гитары - и он снова готов работать.
Основной проблемой было качество бензина - от нагара примус приходилось чистить довольно часто. Из-за этого "Шмель" часто разогревали, поджигая в чашке под горелкой сухое топливо, хотя конструкция примуса позволяет накачать давление при помощи насоса и, открыв ненадолго горелку, дать поступающему бензину стечь в чашку. Ещё для уменьшения нагара пытались брать с собой вместо обычного бензина бензин - растворитель "Галоша" (гораздо более чистый). Слышал, коллеги - туристы брали вместо бензина гептан. Про это знаю мало, сам не использовал, судя по тому, что было кому рассказать - эксплуатанты вернулись живыми :)
Вот интересная статья про топлива для горелок:
Не нужно забывать, что в высокогорье готовить еду на примусе можно бесконечно долго (при весьма конечном запасе бензина). А такого изобилия сублиматов, как сейчас (их хоть холодной водой разводи) и в помине не было. Поэтому:
Строили (или откапывали в снегу) некое подобие очага или возводили ветрозащитную стенку;
Брали кусок стеклоткани, чтобы прикрывать примуса от ветра;
В высотных походах использовали автоклавы.
Специальных автоклавов для туризма/альпинизма советская промышленность не производила, продающиеся в хозмагах скороварки были тяжелы и неудобны. Поэтому в поход отправлялись либо гибриды нескольких стандартных изделий (например, крышки от скороварки и дюралевого бидона), или полностью самодельные конструкции. И вот здесь был полный треш, поскольку примуса были всё-таки изделиями серийными (хоть каждый и со своим характером), а автоклавы были единственными и неповторимыми, и характер каждого (а также правила безопасного обращения) знал только хозяин. Да и то не всегда :( Это породило много историй, весёлых и не очень.
Но это уже совсем другие истории.
Почитать про примуса:
P.S. На базе "Шмеля" был также разработан вот такой зверь:
Каталитический нагреватель "Эверест"
Это описание к экспонату маленькой домашней коллекции.
Все описания можно найти здесь: