Колесоотбойные тумбы — это интересный и исторически значимый элемент городской инфраструктуры Санкт-Петербурга. Они представляют собой каменные или чугунные столбики, которые устанавливались на углах зданий, мостов и набережных для защиты их от повреждений колёсами экипажей и повозок. Эти тумбы стали неотъемлемой частью архитектурного облика города и до сих пор встречаются в исторических районах.
Чем быстрее развивались города, тем острее вставал вопрос безопасности на дорогах. Еще в Римской империи были разработаны и приняты законодательные акты, регулирующие вопросы транспортной безопасности. На улицах с активным движением появились первые тумбы.
В Санкт-Петербурге XVIII-XIX веков, когда конные экипажи доминировали на дорогах, возникла потребность в защите зданий и мостов от повреждений. Тесные улицы и крутые повороты часто приводили к тому, что колеса повозок задевали строения.
Для предотвращения таких инцидентов стали устанавливать колесоотбойные тумбы. Их размещали на углах зданий, въездов на мост, вдоль набережных и в других местах, нуждающихся в защите от механического воздействия. Иногда в тумбы встраивали кольца для крепления цепей, преграждающих проезд. Раньше эти тумбы можно было увидеть у ворот практически каждого дома, где они служили для защиты стен от ударов колес карет и экипажей.
Колесоотбойные тумбы, как правило, имели цилиндрическую или коническую форму, благодаря чему колеса экипажей могли безопасно скользить вдоль них, не повреждая стены. Устанавливаемые на небольшом удалении от углов зданий, они защищали не только сами стены, но и карнизы, цоколи и другие элементы архитектуры. На мостах тумбы предотвращали повреждение парапетов и ограждений.
В XIX столетии тумбы эволюционировали, превратившись из чисто утилитарного объекта в элемент декора. Для их создания использовали гранит, чугун или мрамор, щедро украшая поверхность орнаментом и изысканными узорами.
Эти изделия выполняли и защитную функцию, отделяя пешеходную зону от проезжей части. Указ 1816 года предписывал установку столбиков вдоль тротуаров с интервалом от двух до трех саженей. Высота их должна была составлять три фута, а домовладельцам разрешалось использовать чугун или гранит, строго соблюдая установленные размеры и форму. К концу XIX века от применения тумб в качестве ограждений постепенно отказались.
Однако, в Санкт-Петербурге, на некоторых улицах, еще можно встретить чугунные и каменные тумбы, созданные по старинным чертежам. Изготавливались они централизованно и продавались для установки перед домами.
Гранитные или чугунные столбы, диаметром 30-40 см и высотой около полутора метров, углублялись в землю примерно на 30 см. Чугунные отливки производились на Путиловском, Александровском или заводе Берда. Гранитные же изваяния создавались местными мастерами, такими как скульптор Самсон Суханов. В редких случаях, роль тумб выполняли вкопанные в землю пушечные стволы.
На улице Маяковского, у дома №17, где ранее располагался доходный дом И. А. Мосса, тумба почти полностью скрыта под наслоениями культурного слоя. На проспекте Римского-Корсакова, 31, рельеф тумбы практически стерся.
Встречаются и случаи замены старых тумб на современные аналоги. Например, во время обновления Большой Конюшенной улицы были установлены новые гранитные тумбы вместо утраченных.
Подобная ситуация наблюдается на Литейном и Владимирском проспектах, где установлены однотипные новые гранитные тумбы, напоминающие шахматные фигуры. А на Невском проспекте тумбы отличаются округлой формой, но также являются новыми и выполнены в едином стиле.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: