Вот представьте себе: весенняя переполненная река. И вдруг справа за деревьями, навстречу течет такая же! Нет, вы не свихнулись, все реально. Светит солнце сквозь еще не покрывшиеся зеленью ветки, бурые воды несутся вперед, и до ближайшего поворота видны спины на катамаранах и байдарка. И вдруг справа, через тонкий слой в одно-два дерева вы видите такую же реку, будто из параллельного измерения дублирующую вашу в этой вселенной. Иногда там плывут те же персонажи, которых вы видели со спины, но теперь они плывут навстречу. А они видят ваши лица.
Нет, безумием мозга это решительно не было. А было хитрым вывертом природы. Как вы, наверное, уже догадались, место выглядело примерно так:
И многие годы мы вот так вот на лету проходили это место, просто не имея даже возможности точно зафиксировать его на картах (ведь четкие космические снимки за пределами крупных городов возникли не сразу, на гугл-картах даже не было понятно, где русла так сильно сходятся, обхватывая кривулину так сильно). А заснять на фото не выходило - то дерево где упадет, то коряга - всегда в этом месте было какое-то напряжение, связанное с выживанием и нежеланием мочить свою задницу.
Называется процесс создания таких кривулин "меандрирование", а сама "кривулина" по-научном - меандр. Река без конца подмывает свой правый берег силой Кореолиса, это глобальный процесс. А локальный заключается в том, что река без конца откладывает все больше песка на внутренней стороне изгиба, и подмывает внешнюю сторону изгиба. Из-за этого она иногда может подобраться сама к себе, что мы и наблюдаем на фото.
В общем-то, мы всегда наблюдали, что становилась она уже, а в иные годы вода явно переливалась из чуть более высшего по течению русла в чуть более низшее. Была мысль во время первомайского сплава высадиться там в болотных сапогах и снять круговую панораму, да только все время этот берег охраняли коряги поваленных сосен.
Потом была мысль, а что, если уже после активного сплава, но по еще высокой воде, совершить контролируемое вскрытие перемычки, чтобы предупредить редких сплавщиков об опасности, зато избежать прорыва в неподходящий момент, когда там массы людей. Вообще, подобным баловалась компания Авдеева Михаила, которая распиливала завал на Юшуте около Ошутъялов, где тоже река пробивала себе новое русло, снося свои берега и роняя деревья в воду все 10 лет наших сплавов к тому моменту (только в первый год 2010 мы успели пройти по старому руслу, еще равновеликому с новым). Разница там была в том, что река подпилила берег на встречу самой себе, а нашла короткий путь из русла в старицу, из старицы обратно в русло, поэтому обрушения там были масштабные и протяженные.
Когда мы впервые решили ходить по Юшуту пешком, а точнее вдоль него по лесным зимним ноябрьско-декабрьским дорогам в 2019, мы к нему не прошли из-за высокого снега за пределами дороги (я готовился к последнему походу молодости и сманил друзей в ходе тренировок посмотреть наши окрестности). Весной 2020 - не проплыли мимо, так как сплав не состоялся из-за карантина. И так получилось, что впервые к нему мы подобрались в июле 2020 года, доехав на Лехином X-Traile до нужной просеки марийским лесом, сбежав от толпы на Сайвере. И обнаружили, что все. Конец легенды (фото круговой панорамы). Близок.
Мы тогда засняли место на 3д панорамы и просто на фото, которое, кстати, летом из-за буйства растительности плохо передают пространственные ощущения, кажется, что все везде наглухо заросло, и это в принципе так. Не было травы по пояс только в воде, которая была по колено (хотя под упавшими бревнами и поглубже).
Мы, в общем-то, давали этому месту шанс потихоньку разойтись за весну. И в тот момент озаботились больше тем, как выбраться оттуда на машине - нам приходилось то и дело вылезать раскидывать бревна, а на нас бросались слепни, преследовавшие горячую машину и пытавшиеся ее кусать (потом в решетке радиатора привезли целую коллекцию их детям).
Пользуясь обмелением кривулины, провели ее инспекцию и нашли там, во-первых, деревянную конструкцию типа остатков телеграфного столба с гвоздями (милота для всех сплавщиков) и еще работавший насос-лягушку.
Потом мы туда вернулись в ноябре 2020, когда сильные морозы пару недель, усталость от ковида вылились в величайший поход из тех, что был - коньковый сплав по свежезамерзшему гладкому прозрачному Юшуту. Я полностью отсылаю за его подробностями к отдельной статье:
Но из этого повествования по нашей теме выделим вот что: когда мы доехали до кривулины на коньках, перед нами предстала картина смены русла. За осенние дожди уровень поднимался, и уже зимой он тек в проран, не покрывавшийся льдом из-за быстрого течения. В нашем мини-фильме мы даже спускали в него экшен-камеру на лыжной палке.
В общем, мы поняли, что русло драматически изменится в апреле 2021 года. Затем был лично мой персонально тяжелый ковид, из которого я вышел очень похудевшим, легким, быстрым и нервичным персонажем, поэтому уже в марте 2021 меня накрыла навязчивая идея, что если мы, единственные знающие о проране, не предпримем никакие меры. И в марте 2021 года мы пошли в специальный лыжный поход к этому месту, который еще станет темой отдельной статьи.
Надо сказать, что как мы не сумели сами раньше времени прорвать реку, так и не смогли мы существенно "защитить" сплавщиков. Дошли мы с большим интересом по остаткам старой лыжни на дороге, сварили вкусную кашу, бензопилой и топором скосили более-менее острые и торчащие коряги, но ничего серьезного с деревьями сделать не успели, и слава богу - пилу переклинило, а ключ для ее разборки я дома забыл :)
3д панорма с заснеженных Мочалищ
Ну а на первомай 2021 нас конечно же принесло сюда. Вообще, в тот год мы мало снимали процесс на фото, а вот Толя сделал видео.
Но момент прохождения кривулины (а он был на второй день, вскоре после утреннего старта) на видео не попал. Приближаясь к ней, мы поняли, что в этом месте поток с очень большой силой и безальтернативно выливает все русло реки... в пролив той же ширины. А уже по краям пролива стоят прямо голыми стволами в воде так и не упавшие деревья. Мы стали разворачивать катамаран, чтобы войти в проран прямо, но линейная скорость по руслу была все равно очень высока и погасить ее не получилось. Мы довольно ощутимо ударились всем телом о дерево сбоку, но не задев никаких веток, "слив" выплюнул нас дальше вниз по реке и не задерживаясь мы были унесены. В целом, состояние прорыва было засчитано как положительное, и мы о нем забыли до самого конца сплава - вообще, в мае 2021 считалось самым главным на сплаве "залечить нервы" после пандемии, и мы лечили))
Но в июле 2021 не выдержали, и поехали опять в лес смотреть новую гидрографическую реальность (3д панорама). И вот что мы увидели:
Вообще, в отличие от прошлого раза с залазом на просеки на джипе, в этот раз мы доехали на моей машине, завезя бабушку-попутчицу в Мочалище из Суслонгера, затем по остаткам Юшутской железной дороги мы перешли мост Юшутской железной дороги, с которого сняли все рельсы
Ну мы тогда неплохо погуляли, сходили еще в одном месте за Юшут потом.
Вот так накренились деревья навстречу. Вода из промоины подмыла противоположный берег и сделала в нем огромную выемку. Дно ниже промыва изменилось драматически, а все же сам Юшут целиком входил вот в эти воротца. Да-да, весь весенний поток. А так выглядела подводная жизнь (съемка Сереги):
Ну а теперь... Дико интересно посмотреть, как там сейчас. Размыло ли шире, упали ли деревья, сколько поток унес у противоположного берега, в который стал ударять. Вот только на этом участке Юшута мы не были уже с тех пор. В 2022 предпочли Кундыш, в 2023 Илеть от Красного Стекловара до Красногорского, а в 2024 Илеть же от Красногорского до Русской Луговой. А на Юшут ходили в 2024 в апреле, но от Шелангерского моста, который был на реконструкции в тот год. Так что даже и не знаю, как там. Были позже меня - присылайте фотографии!
Ну и обещанное изменение русла из космоса - вот оно: