Учитель музыки Дарья Бокова из школы № 15, чей педагогический стаж — всего полтора года, не просто передаёт детям знания в рамках образовательной программы — она открывает им двери в удивительный мир музыки: знакомит с разнообразием жанров, великими композиторами и их бессмертными произведениями. Несмотря на небольшой опыт, Дарья решилась на смелый шаг — участие в конкурсе «Учитель года». Девушка стала гостьей редакции и дала интервью для специальной рубрики «Педагог года», в котором рассказала, где берёт истоки любовь к музыке, как научить детей чувствовать и понимать её.
— Расскажите о себе: работа, увлечения?
— Мне 22 года, я родилась в селе Ермолаево Куюргазинского района в семье музыкантов — любовь к музыке мне привили родители. В школьные годы я восхищалась своим учителем музыки Людмилой Лукьянцевой. Она мастерски преподавала, умела заинтересовать учеников, поддерживала и вдохновляла на творческие успехи. Я часто представляла себя на ее месте. После школы окончила Салаватский музыкальный колледж по специальности «Сольное и хоровое народное пение». Сейчас работаю в школе № 15, веду уроки музыки. Кроме того, я куратор первичного отделения «Движения первых». Пою в народном ансамбле «Казачье раздолье».
— Какую функцию выполняют уроки музыки в современной школе?
— Музыка — это прежде всего творчество. На уроке дети узнают жанры музыки, учатся анализировать музыкальные произведения, у них формируется вкус, в том числе эстетический. Школьники учатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения, создавать собственные, выражая чувства и эмоции через музыку. Одна из главных функций уроков музыки — снятие нервно-психологической нагрузки и восстановление положительного эмоционально-энергетического тонуса.
— Вы — строгий учитель?
— Многие полагают, что строгость в профессии учителя нужна и важна, но я так не считаю. Стараюсь быть с учениками на одной волне, у меня со всеми дружеские отношения. Нужно проявлять к детям внимание, прислушиваться к ним, понимать, каково им в той или иной ситуации, и не забывать, что мы тоже когда-то были детьми.
— Расскажите о конкурсе «Учитель года». Довольны результатом?
— Конкурс открыл мне новые просторы для вдохновения. Он был насыщенным, интересным и подарил много эмоций. Самым сложным для меня было справиться с огромной ответственностью, которую я чувствовала перед всей школой. Но, благодаря коллегам, которые поддерживали и помогали, я справилась со всеми испытаниями. В первом этапе рассказывала о методике, которую применяю на уроках, вторым этапом был урок по теме «Музыкальный фольклор Африки и Азии», он получился ярким и интересным. Также я провела мастер-класс, познакомив коллег с методикой, которую они могут применять и на своих уроках. Благодарю организаторов конкурса за возможность участвовать и победить.
— Что вас вдохновляет?
— Я и мои ученики стараемся активно участвовать во многих конкурсах. Именно в этом я черпаю вдохновение. Это активный труд, эмоции, результат от проделанной работы, радость победы, счастливые дети, слова благодарности. Это вдохновляет.
— Какой музыкальный инструмент вам нравится больше всего и почему?
— Мне нравится звучание всех. Один из фаворитов — скрипка, которая может передать глубокие чувства: радость, меланхолию, любовь и многие другие. Когда я слушаю, например, «Времена года» Антонио Вивальди, это снимает умственную усталость и поднимает настроение после тяжелого рабочего дня.
— Что самое интересное в вашей работе?
— Самовыражение: придумываю уроки, интересные задания, пробую различные методики преподавания. Работа с молодежью помогает узнавать новые идеи и быть в курсе современных тенденций. Самое ценное — это благодарность учеников, их успехи и достижения. На уроках мы активно обсуждаем новинки. Сравниваем музыку прошлого и настоящего, делимся интересными треками. К некоторым музыкальным жанрам, которые не нравятся мне, отношусь спокойно и не запрещаю ученикам слушать их. Считаю, что со временем дети сами всё поймут, а если запрещать слушать определенные жанры, песни, то им еще больше захочется это делать.
— В чем вы видите ценность и важность профессии учителя музыки?
— Профессия учителя — это гордость и огромный труд. Именно от учителей зависит будущее нашей страны. В школу приходят маленькие несмышленыши, и наша задача — научить и воспитать гармоничную личность. Помочь и направить на истинный путь. Показать, в чем они сильны, помочь с выбором в будущем. В профессии учителя главное — саморазвитие, поиск интересных методик, правильный контакт с учениками, родителями и, конечно, любовь к детям. Для этой профессии важно творчество. Следует идти вперед, несмотря на преграды, и тогда такая профессия принесет массу позитивных эмоций. А всё остальное придет с опытом.