Найти в Дзене

Миниатюрная живопись - мечта коллекционера

Оглавление
Валентин Баньковский. Масло, лак, папье-маше.
Валентин Баньковский. Масло, лак, папье-маше.

Миниатюрная живопись в наше время существует? Мимолетную возможность это проверить предоставляет выставка "Над небом голубым" на Старом Арбате, в доме номер 21, в маленьком выставочном зале Московского союза художников, вход на второй этаж. Найти выставку непросто, как, впрочем, и миниатюрную живопись в современном мире. И поспешите, потому что, как написал Гёте: "Небеса закрываются. Архангелы расходятся"!

Всему виной эксклюзивность

Этот необычный жанр в большом почете у коллекционеров, но широкая публика про него мало что знает. Так сложилось исторически. Коллекционировать миниатюрные живописные произведения начали давным-давно, но очень узким кругом приближенных к теме лиц. Поначалу коллекционерами миниатюрной живописи были придворные, алчущие символического дара, дара царственной особы своего изображения в знак особого расположения. Так, например, в Англии сохранилась обширнейшая коллекция миниатюрных портретов английской рыжей королевы Елизаветы Тюдор на перламутре и на слоновой кости. Известнейший мореплаватель, пират и позже рыцарь, сэр Френчис Дрейк, всем встречным и поперечным показывал свой огромный орден, "Драгоценность Дрейка", пожалованный королевой, на обратной стороне которого находился миниатюрный живописный портрет Елизаветы. Существует серия портретов английских вельмож, которые стали вторить королеве и обратились к придворному художнику-миниатюристу Николасу Хиллиарду с заказами. Обычные станковые живописцы миниатюр не писали, требовалась специализация, особая техника и, разумеется, особенный талант. Ввиду скромного размера картины, и выразительные средства, и технические приемы иные. Хиллиард написал целый трактат «Об искусстве миниатюры», где поделился опытом.

"Драгоценность Дрейка". Золотая подвеска с камеей, принадлежавшая Френсису Дрейку, на обратной стороне которой под пластинкой  с фениксом спрятан миниатюрный портрет Елизаветы Тюдор. Художник Николас Хиллиард. 1573 год. Англия.
"Драгоценность Дрейка". Золотая подвеска с камеей, принадлежавшая Френсису Дрейку, на обратной стороне которой под пластинкой с фениксом спрятан миниатюрный портрет Елизаветы Тюдор. Художник Николас Хиллиард. 1573 год. Англия.

Мода на миниатюрные портреты была романтична и сентиментальна. Миниатюрное изображение возлюбленного можно было оправить в бриллианты и носить близ сердца. В Россию мода на миниатюрную живопись пришла из Европы, махровым цветом расцвела при Екатерине Великой. Ей тоже было "кого любить - кого дарить", а двор следовал в своих вкусах за императрицей. Век Екатерины сменился Александровским ампиром, но миниатюрная живопись из моды не вышла. Посмотрите, на портрете Прасковья Ковалева-Жемчугова носит украшение с портретом любимого мужа, графа Шереметьева, носит торжественно, напоказ, как Френсис Дрейк свой орден.

Николай Аргунов. Портрет Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой. 1803 год. На шее у Прасковьи подвеска с  миниатюрным портретом Николая Шереметьева, оправленным в золото и бриллианты.
Николай Аргунов. Портрет Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой. 1803 год. На шее у Прасковьи подвеска с миниатюрным портретом Николая Шереметьева, оправленным в золото и бриллианты.

В российских музеях хранятся миниатюрные портреты декабристов, их жен и многих их современников. Живопись перестала быть только портретной, это могли быть и пейзажи, и жанровые сценки на табакерках и небольших драгоценных шкатулках. Параллельно миниатюра была востребована церковью, иконы так называемого "мелочного письма", образки и ковчежцы брали с собой в дорогу. Тогда же к масляной и темперной миниатюрной иконописи еще добавилась финифть - эмалевая роспись на металле. Финифтяные эмалевые иконы были любимы и тоже нередко становились предметами коллекционирования.

Пасхальное яйцо Лукутинской артели. Масло, лак, дерево.
Пасхальное яйцо Лукутинской артели. Масло, лак, дерево.

О развитии интереса к миниатюрной живописи в XIX веке говорит история массового производства табакерок с росписью в подмосковном селе Федоскино. Предприимчивый купец Коробов, занимавшийся производством блестящих козырьков, привез из Германии технологию росписи по лаку. В это время в Европе в моду вошло "шинуазри", то есть предметы в китайском и японском стиле, основным декором которых была роспись золотом и серебром по черному и красному лаку. Зять Коробова Лукутин заполучил заведенье Коробова и затем 80 лет семья Лукутиных владела производством. Лукутин прославился, получал медали на выставках, стал поставщиком Императорского двора. На него работали 40 художников-росписников. Кроме табакерок, роспись наносилась на шкатулки, игольницы, бисерницы, пудреницы, пасхальные яйца и чайницы. Это были особо ценные сувениры. Когда в 1904 году Лукутинское производство разорилось, художников спас известный покровитель искусств, меценат Савва Мамонтов, он создал и профинансировал "Федоскинскую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных".

Пасхальное яйцо Лукутинской артели. Кирилло-Белозерский  музей-заповедник. ХIХ век
Пасхальное яйцо Лукутинской артели. Кирилло-Белозерский музей-заповедник. ХIХ век

После Великой октябрьской социалистической революции миниатюрная живопись в новой России была вынуждена искать себе новые сюжеты. Церковь была отделена от государства, аристократия поражена в правах, прежний заказчик исчез, но художник не может не писать картин. В этом отличительная особенность искусства, художников отлично могут понять писатели, пишущие "в стол", и актеры, берущиеся за любые роли во имя простого "служения в театре". Иконописцы и миниатюристы с 1930 года перенесли свою живопись на новый материальный носитель, на шкатулочки, да на коробочки, и стали скромно именоваться "народным промыслом". Сюжеты на коробочках изображали литературные, сказочные, фольклорные. Да и жанровые сценки, типа "Свидание", "Лихая тройка" ,"У самовара я и моя Маша" не утратили своей популярности.

🤓Сейчас сказали бы не "народный промысел", а "креативная индустрия", но у каждого времени своя модная терминология.

Особенный всплеск интереса к миниатюре художественных промысловых объединений, таких как Палех, Федоскино, Холуй и Осташково, вспыхнул в конце 80-х годов. Иностранные коллекционеры радовались perestroika и скупали отдельных авторов на корню, заказывая лаковые шкатулочки еще и еще. Этот интерес недолго, но все же поддержал промысловых художников материально, а главное, воодушевил их на сохранение традиций.

Владимир Горчаков "Ручей". Масло, лак, папье-маше
Владимир Горчаков "Ручей". Масло, лак, папье-маше

НЕ-мелочное письмо

Миниатюристы вне промысла всегда существовали автономно, аскетично-сосредоточенно на своих идеях, работая для себя и в узком кругу знатоков этого изящнейшего из ремесел. Небольшой размер живописного произведения скорости никак не добавляет, маленькие вещи пишутся ничуть не быстрее громадного "Утра стрелецкой казни". Творчество независимых от промысла художников вобрало в себя различные аспекты традиции: темные лаковые фоны, характерные для ориентальной китайщины-шинуазри; чувственные и сентиментальные мизансцены из эпохи романтизма; чрезмерную, но занимательную детализацию; и даже иногда обратную иконную перспективу.

Николай Черников. "Китай-город. XVII век". Темпера, лак, липовая доска
Николай Черников. "Китай-город. XVII век". Темпера, лак, липовая доска
Андрей Новиков "Звоны". Масло, лак, папье-маше.
Андрей Новиков "Звоны". Масло, лак, папье-маше.

Однако, применяя традиционные приемы и фокусы, современный миниатюрист выплескивается за их косные рамки, являет миру принципиально новое содержательное искусство, которому тесно в кармане парчового камзола и на дамском туалетном столике среди пудрениц и гранёных хрустальных флакончиков.

Валентин Баньковский. Масло, лак, папье-маше.
Валентин Баньковский. Масло, лак, папье-маше.

Валентин Баньковский - такой художник. Первое, что приходит на ум, когда видишь его работы, - фреска Капеллы Магов во Флоренции. На сияющем фоне праздничная кавалькада, и неясно, кто здесь царь, кто волхв, кто маг, а кто просто парнишка-сосед в маскарадном костюме, и в чём смысл происходящего? На полотне вдруг поверх голов появляется неожиданный олень, наблюдающий за нами с другого берега, или на газон слетаются экзотические птицы неземной красоты. Будни прорастают небывальщиной.... Странненько всё тут, в мире художника Баньковского! Странненько, но чудненько! Или вот радужный отсвет райских крыльев, внезапно осенивший бытовую сценку. Как это понимать, к нам крылатые заглянули на огонек? Просто так херувимы и серафимы, как известно, не заходят...

Валентин Баньковский "Рождество" Масло, лак, папье-маше.
Валентин Баньковский "Рождество" Масло, лак, папье-маше.

Валентин Баньковский "Крещение". Масло, лак, папье-маше.
Валентин Баньковский "Крещение". Масло, лак, папье-маше.

Сюжеты Баньковского похожи на детские сны или чудесные головоломки. Скажете, сюрреализм? Пожалуй. Но только при условии, что сюрреализм бывает праздничным, без ёрничества и без разрушительного сарказма. Лица героев серьезны и сосредоточены, смотрят, по большей части, внутрь себя, но зритель ловит ощущение тайной улыбки. Вот здесь, например, гармонист увенчан бумажной короной или благородный князь осваивает народный инструмент, снизошел до него в целях личностного роста? А тут охотник добыл жар-птицу на заказ или птица счастья Алконост к нему в руки сама с небес спорхнула?

Валентин Баньковский
Валентин Баньковский

Не знаю, бывал ли Валентин Баньковский когда-нибудь во Флоренции. Жил он скромно, был фанатично предан своему искусству, был очень добр и щедр, опекал своих учеников, был настоящим деятелем Ренессанса, педантичным в технологии и новатором по части идей.

Рядом на выставке работы его соратников, товарищей и коллег по цеху. Они разнообразны и прекрасны. В этих микро-шкатулочках и коробочках нет китча, нет холостых оборотов коммерческого сюжета, нет повторов чужих композиций, каждый развивает свою идею, пишет по-своему. Традиция влияет, но не давлеет над авторами. На выставке представлены вещи трогательные, но без пошлости; нарядные, но без вульгарности; понятные каждому, но без банальности.

Анна Шабалина "Весна". Масло, лак, папье-маше.
Анна Шабалина "Весна". Масло, лак, папье-маше.
Елена Стольникова "Охотник". Масло, лак, папье-маше.
Елена Стольникова "Охотник". Масло, лак, папье-маше.
Надежда Бычкова "Девушки". Масло, лак, папье-маше.
Надежда Бычкова "Девушки". Масло, лак, папье-маше.
Валентина Смоленская "Игры королев". Масло, лак, папье-маше.
Валентина Смоленская "Игры королев". Масло, лак, папье-маше.
Валентин Баньковский. Масло, лак, папье-маше.
Валентин Баньковский. Масло, лак, папье-маше.

Шкатулка с миниатюрной живописью сходна с музыкальной, это емкость с секретом, ты еще не открыл ее, а музыка уже звучит, и под музыку фигурки на поверхности оживают, исполняют свои па и антраша, череда образов проходит перед тобой, заставляя играть в свою занимательную игру. Оторваться невозможно, рассматривать можно часами!

Художник Валентин Баньковский обитает в золотом городе, с прозрачными воротами и яркою звездой, где травы да цветы, в том городе, где гуляют птицы с радужным оперением и животные невиданной красы. Теперь уже навсегда. Он ушел туда в 2024 году. Отсюда название выставки - «Над небом голубым». Спешите увидеть, ведь жизнь полна чудес, но так быстротечна!

📌Выставка "Над небом голубым" работает до 12 марта включительно.