Михаил Петрович встает затемно. В четыре утра его старенький будильник разрывает тишину спящей квартиры, и пока весь город видит последние сны, он уже надевает свою оранжевую форму дорожного рабочего. Сегодня особенно важный день – синоптики обещали первый серьезный гололед сезона.
Каждую зиму одно и то же. Люди просыпаются и бегут по своим делам, даже не замечая, что дороги каким-то чудом не превратились в каток. А ведь за этим "чудом" – ночная работа дорожных служб и тонны соли.
Утренний урок о том, почему дороги посыпают солью
Сегодня с Михаилом Петровичем в кабине солеразбрасывателя его внук Артем. Мальчик пришел к деду для школьного проекта о городских профессиях.
«Так почему дороги посыпают солью, дед? Это же то, что мы едим?» – спрашивает мальчик, открыв блокнот.
Михаил Петрович улыбается: «Похожа, но не совсем та, что на столе. Мы используем техническую соль – хлорид натрия, иногда с добавками. Это настоящая химия в действии. Соль снижает температуру замерзания воды.
Обычная вода превращается в лед при нуле градусов, но солевой раствор может оставаться жидким даже при минус 7-8 градусах. Поэтому, когда мы рассыпаем соль по дороге, лед начинает таять даже при минусовой температуре».
Машина останавливается на перекрестке. Михаил Петрович показывает внуку на старинное здание на углу.
- Видишь этот дом? Ему больше ста лет. Когда его строили, никто и не думал о соли на дорогах. Раньше боролись с гололедом песком, золой из печей, иногда соломой. А в особо богатых районах дорожки посыпали опилками. Но все это не растапливало лед, а просто делало его менее скользким.
История и современность: почему в гололед используют соль
В 1930-х годах в США начали экспериментировать с солью, и оказалось, что это намного эффективнее песка.
- В СССР массово применять соль начали в 1960-х, когда стало больше машин.
Отец Михаила Петровича, работавший водителем автобуса, часто рассказывал историю зимы 1965 года. Тогда случился страшный гололед, соль почти не использовали. Автобус с пассажирами занесло на повороте, и он едва не перевернулся. Чудом никто не пострадал. После этого случая он всегда говорил:
"Лучше соленая дорога, зато люди все целые".
По статистике, на дорогах, обработанных противогололедными материалами, происходит на 80% меньше аварий во время зимних осадков. Это тысячи спасенных жизней каждый год!
Зачем посыпают солью дороги зимой так рано?
Небо постепенно светлеет. По улицам начинают ходить первые прохожие. Артем замечает, как женщина в красном пальто осторожно ступает по тротуару, а потом, попав на обработанный участок, идет увереннее.
«Смотри, дед, она даже не знает, что это ты помог ей не упасть!»
Михаил Петрович кивает: «В этом и суть нашей работы. Мы невидимки. Нас замечают, только когда мы не успеваем что-то сделать».
А зачем посыпают солью дороги зимой так рано? Ты же так рано встаешь!
Причина проста: если посыпать днем, когда машин и людей много, соль просто не успеет подействовать. Ей нужно время, чтобы растворить лед. Соль эффективнее работает, когда ее насыпают до образования наледи или в самом начале снегопада.
Соль против гололеда: за и против
Но у этого метода есть и обратная сторона. Соль может повреждать обувь, машины ржавеют быстрее, страдают лапы животных, а весной соль попадает в почву и водоемы.
Поэтому сейчас используются специальные смеси с меньшим содержанием соли, а в некоторых экологически чувствительных зонах применяются органические антигололедные средства.
Невидимые герои зимних дорог
Солнце окончательно встает, окрашивая город в нежно-розовые тона. Рабочая смена Михаила Петровича подходит к концу – теперь дороги готовы к наплыву утренних автомобилей и пешеходов.
«Понимаешь, Артем, есть профессии, о которых пишут в газетах и снимают фильмы. А есть такие, как наша – незаметные, но необходимые. Когда люди утром выходят на улицу и не падают – это и есть наш главный результат».
По дороге домой Артем замечает, как по улицам уже спешат на работу прохожие. Они идут по расчищенным дорожкам, не замечая тающего под ногами льда, не задумываясь о химических процессах, происходящих под их подошвами.
Подписывайтесь на канал! У нас простыми словами о сложном.
А какие действительно, полезные профессии хотели бы отметить вы?