Мы видим окружающий мир плоской картинкой, основанной на информации со светочувствительных элементов сетчатки глаз. За преобразование этой картинки в трёхмерную модель с выделением объектов от фона, представлением о расстоянии между объектами и расположении их в пространстве отвечает процесс визуального восприятия.
С этим процессом связан эффект "обмана зрения". На самом деле, зрение (процесс видения) объективно, его нельзя обмануть, но можно "обмануть" процесс восприятия исходной картинки, повлиять на его результат, зная, на основании каких принципов визуальное восприятие функционирует. Таким образом, эффект точнее называть "обман восприятия", и он активно используется в кино.
Рудольф Арнхейм считается одним из основателей психологии искусства и известен своими работами по восприятию формы, цвета и движения. Он стремился показать, что восприятие искусства является активным процессом, в котором зритель взаимодействует с изображениями, создаваемыми на экране, во взаимосвязи с другими когнитивными процессами и своим творческим мышлением.
Основные идеи Арнхейма заключаются в том, что искусство отражает глубокие аспекты человеческого опыта и что эстетическое восприятие тесно связано с нашими чувствами и эмоциями. В этой статье я рассмотрю, как законы визуального восприятия, описанные Рудольфом Арнхеймом, применяются в кино для передачи зрителям художественного замысла автора.
Законы визуального восприятия.
Рудольф Арнхейм описал ряд законов, по которым осуществляется процесс восприятия визуальных образов. Эти законы помогают понять, как зрители воспринимают и интерпретируют отдельные кадры, сцены и, следовательно, фильмы в целом.
1. Закон близости: Объекты, расположенные близко друг к другу, воспринимаются как взаимосвязанные, как части одной группы, и наоборот.
2. Закон подобия (закон схожести): Объекты, имеющие схожие характеристики (форма, размер, цвет), воспринимаются как взаимосвязанные, как части одной группы, и наоборот.
3. Закон замкнутости: Группы объектов, образующие незавершённые фигуры, воспринимаются как завершённые (достраиваются до завершённых фигур).
4. Закон общего движения: Объекты, движущиеся в одном направлении с одной скоростью, воспринимаются как взаимосвязанные, как части одной группы, и наоборот.
5. Закон равновесия: Сбалансированные, уравновешенные композиции вызывают ощущения статичности, спокойствия, гармонии, и наоборот.
6. Закон продолжения: Линии и формы, продолжающиеся за пределами кадра, создают ощущение движения и направления.
7. Закон перспективы: Глубина пространства создаётся благодаря изменению размеров объектов и расстояний между ними.
8. Закон контраста: Резкое различие между соседними объектами и кадрами привлекает внимание зрителя, создаёт напряжение, и наоборот.
9. Закон гештальта: Целое воспринимается иначе, чем сумма его частей.
Эти законы играют ключевую роль в создании кинематографического образа, позволяя режиссёрам управлять восприятием зрителей и передавать свои художественные намерения.
Примеры применения законов визуального восприятия в кино.
1. Закон близости. Объекты, расположенные близко друг к другу, воспринимаются зрителем как единое целое. Это создаёт ощущение связи между объектами, даже если они визуально отличаются. Чем меньше расстояние между объектами, тем сильнее ощущается эта связь, и наоборот, чем больше расстояние между объектами, тем они кажутся более разобщёнными и изолированными. В кино близость элементов возможна не только в пространстве, но и во времени (объекты, показанные в соседних кадрах друг за другом воспринимаются более взаимосвязанными, чем те же объекты, показанные через промежуток времени).
«Малена» (2000, Джузеппе Торнаторе). Малена часто изображается в центре кадра, но в то же время окружена пустым пространством. Это создает эффект «островка» в толпе, подчеркивая её социальную отчуждённость. В сцене, где Малена идёт по улице, окружённая толпой, но в то же время визуально от неё отделённая, эффективно используется закон близости для передачи ощущения её изоляции и одиночества.
«Однажды в Америке» (1984, Серджио Леоне). В сценах с Дэвидом (Лапшой) и Деборой эффективно используется закон близости, чтобы подчеркнуть их эмоциональную связь. Кадры, где они вместе, создают ощущение неразрывности. Эта близость усиливает чувственность и трагизм их отношений, отражая основную идею о потерянной любви.
«Паразиты» (2019, Пон Джун Хо). В начале фильма, члены бедной семьи Ким тесно сгруппированы в своих тесных жилищах, подчёркивается их бедность и взаимозависимость.
2. Закон подобия. Объекты, имеющие схожие характеристики (форма, размер, цвет), воспринимаются зрителем как единое целое. Это создаёт ощущение связи между объектами, даже если на это нет других оснований. И наоборот, объекты, которые отличаются от остальных своими характеристиками, воспринимаются, как посторонние. Схожие объекты формируют единство композиции и направляют внимание зрителя.
«Метрополис» (1927, Фриц Ланг). В начале фильма рабочие завода маршируют синхронно, формируя чёткую геометрическую структуру. Эти кадры подчёркивают безликость и подчинённость людей системе, превращённой в машину. Подобие движений и ритмов делает сцену особенно выразительной, передавая идею массовой унификации и подавления индивидуальности.
«Матрица» (1999, братья Вачовски). Повторяющиеся визуальные элементы (символы, архитектура) в компьютерной симуляции подчёркивают их взаимосвязь, искусственность и контролируемость матрицы.
«Игра в кальмара» (2021, Хван Дон Хёк). Цвета одежды и геометрические узоры подчёркивают равенство участников между собой, разделяют группы участников и охранников. Повторяющиеся элементы усиливают ощущение системы и контроля.
3. Закон замкнутости. Наше восприятие стремится завершить незаконченные фигуры до целостных образов. Мы склонны видеть завершённые формы там, где их на самом деле нет. Этот механизм позволяет нам быстрее интерпретировать визуальную информацию и упрощает процесс понимания сложных композиций. В кинематографе закон замкнутости проявляется в создании замкнутых фигур, которые объединяют различные объекты в кадре, образуя единый визуальный поток, а также в демонстрации части объекта вместо целого.
«Мгла» (2007, Фрэнк Дарабонт). Объекты, скрытые в тумане, создают атмосферу таинственности, тревоги, напряжённости, неопределённости и мистики. Зритель видит лишь малую часть чудовища (кончики щупалец), но воспринимает её, как часть целого существа.
«Андрей Рублев» (1966, Андрей Тарковский). В кадрах с частично скрытыми фигурами и пейзажами зритель сам достраивает картинку, погружаясь в атмосферу медитации и размышления, при этом незавершенность усиливает ощущение духовного поиска.
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967, Леонид Гайдай). Закон замкнутости часто используется для создания комедийного эффекта. В сцене, где Балбес чешет рукой свою стопу, зритель понимает, что это физиологически невозможно, но кисть, вылезающая из-под пледа, однозначно воспринимается, как продолжение руки Балбеса.
4. Закон общего движения. Движение в кадре (движение камеры, персонажей или объектов) привлекает внимание зрителя, создаёт ощущение динамики и напряжения, а отсутствие движения, наоборот, создаёт ощущение спокойствия. Направление и характер движения влияют на наше восприятие взаимодействия объектов в кадре. Объекты, движущиеся в одном направлении с одной скоростью, воспринимаются как единая группа, что усиливает ощущение единства и коллективного действия. Объекты, движущиеся в противоположных направлениях, воспринимаются как несвязанные, или даже противоборствующие силы.
«Броненосец Потемкин» (1925, Сергей Эйзенштейн). Знаменитая сцена на Одесской лестнице является ярчайшим примером использования противоборствующих движений. Солдаты движутся вниз по лестнице, а мать с ребёнком идёт им навстречу. Это усиливает визуальное противопоставление, подчёркивает жестокость репрессий и бессилие народа перед властью.
«Один дома» (1990, Крис Коламбус). В сцене, где Маккаллистеры всей семьёй бегут по аэропорту, они воспринимаются единой группой, хотя каждого из них сложно выделить в толпе. Героев легко удерживать в фокусе внимания благодаря закону общего движения и разности в скорости между ними и толпой в аэропорту. Представьте, как бы воспринималась эта сцена, если бы все люди перемещались с одной скоростью.
«Гладиатор» (2000, Ридли Скотт). В массовых сценах сражений в хаосе битвы сложно выделить каждого героя, но зритель быстро различает стороны конфликта благодаря грамотному применению закона общего движения, которому подчинено движение персонажей, и даже отдельных предметов, участвующих в сражениях.
5. Закон равновесия. Визуальное равновесие достигается путём распределения масс, форм, акцентов и нюансов в пределах кадра. Если элементы кадра сбалансированы, зритель чувствует спокойствие и уверенность. Однако, если происходит смещение центра тяжести, возникает ощущение напряжения и дисгармонии, что может быть использовано для передачи соответственных эмоций или состояний.
Частным случаем закона равновесия является закон симметрии. Симметричные композиции естественным образом привлекают внимание и вызывают чувство гармонии и порядка. Симметрия позволяет организовать кадр таким образом, чтобы взгляд зрителя следовал заданной траектории, концентрируясь на центральной оси или значимых объектах. Однако симметрия не обязательно должна быть абсолютной; иногда незначительные отклонения от неё могут усилить эффект, подчеркнув конфликт или дисбаланс.
«Седьмая печать» (1957, Ингмар Бергман). В «Седьмой печати» Бергман использует симметричные композиции для создания ощущения гармонии и порядка. Однако, когда в кадр входит Смерть, равновесие нарушается, создавая ощущение тревоги и неизбежности. Это подчёркивает философскую тему фильма о смысле жизни и неизбежности смерти.
«2001: Космическая одиссея» (1968, Стэнли Кубрик). В «Космической одиссее» симметрия часто встречается в сценах, связанных с технологией и наукой. Например, интерьер космического корабля Discovery One имеет чёткую симметричную структуру, что подчёркивает холодную рациональность и безличность машинного мира.
«Остров проклятых» (2010, Мартин Скорсезе). Запутанность психического состояния главного героя ощущается зрителем благодаря визуальной композиции фильма, которая балансирует между хаосом и порядком, симметрией и асимметрией.
6. Закон продолжения. Наш взгляд склонен следовать за видимыми линиями и их продолжениями, даже если они не явлены физически. Это свойство связано с естественной потребностью искать порядок и последовательность в окружающем нас мире. В кино закон продолжения помогает создать динамику и направить внимание зрителя в нужную сторону, поддерживая развитие сюжета и эмоциональное вовлечение.
«Семь самураев» (1954, Акира Куросава). В одной из ключевых сцен, когда местные жители и самураи сражаются с бандитами, камера следует за движениями мечей, копий и тел, создавая ощущение непрерывного потока энергии и напряжения.
«1917» (2019, Сэм Мендес). Движение камеры, следующей за героями, придаёт фильму невероятный реализм и напряжённость, вовлекая зрителя в непрерывный поток событий. Продолжения линий композиции кадра направляют внимание зрителя по ходу движения.
«Кабинет доктора Калигари» (1920, Роберт Вине). Резкие диагональные линии и экспрессионистские декорации направляют взгляд зрителя, усиливая ощущение тревоги и дезориентации.
7. Закон перспективы. Человеческое восприятие организовано таким образом, чтобы распознавать удалённость от нас объектов на основе их размера и взаимного расположения. В перспективе более близкие предметы кажутся крупнее, а дальние - мельче, что создаёт иллюзию трёхмерного пространства на двумерной плоскости. Этот и обратный принципы лежат в основе многих техник, позволяющих режиссёрам манипулировать восприятием зрителя.
«Интерстеллар» (2014, Кристофер Нолан). Использование перспективы в фильме подчёркивает безграничность космоса и ничтожность человека перед лицом Вселенной, но управление восприятием размеров объектов благодаря закону перспективы наиболее очевидно в сцене в пятимерном пространстве.
«Властелин колец: Братство кольца» (2001, Питер Джексон). Пейзажи Средиземья, созданные с использованием перспективы, подчёркивают грандиозность мира и силу природы. Для увеличения глубины кадра Питер Джексон использовал закон перспективы и реквизит разных размеров, т.к. если увеличить в размерах предмет на переднем плане, то он будет ощущаться ближе к зрителю, а объекты на заднем плане будут казаться дальше.
«Битва титанов» (2010, Луи Летерье). В фильме было очень важно показать колоссальные размеры мифических чудовищ, но размеры объектов в кадре воспринимаются не относительно границ кадра, а относительно других объектов, размеры которых зритель может предположить, исходя из личного опыта. Чем меньше будут размеры опорных объектов в кадре, и чем эти объекты больше в действительности, тем больше будет казаться монстр.
8. Закон контраста. Контраст в кино может проявляться в свете (яркости), цвете (насыщенности и оттенке), резкости, форме и размерах объектов, движении и даже звуке, как внутри одного кадра, так и в сопоставлении соседних кадров. Увеличение контраста, сопоставление, столкновение противоположных элементов привлекает внимание зрителя к крупным объектам, усиливает эмоциональное напряжение. Уменьшение контраста распределяет внимание зрителя, подчёркивает мелкие детали и нюансы, вызывает чувство спокойствия.
Частным случаем закона контраста является закон фигуры и фона: в процессе восприятия изображение разделяется на фигуру (главный объект) и фон (окружение). Низкий контраст между фигурой и фоном увеличивает ощущение их взаимосвязи и единства, а высокий контраст вызывает чувство изоляции, противостояния фигуры и фона.
«Список Шиндлера» (1993, Стивен Спилберг). В одной из сцен девочка в красном пальто выделяется на фоне черно-белого окружения. Этот акцент на цвете мгновенно приковывает внимание зрителя и символизирует беззащитность и страдание народа в условиях трагедии Холокоста.
«Бойцовский клуб» (1999, Дэвида Финчер). Фильм противопоставляет скучную, монотонную жизнь главного героя хаотичной и бунтарской атмосфере подпольного клуба, что подчёркивается низким контрастом сцен в офисе, где герой сливается с окружением, и высоким контрастом сцен, раскрывающих тайные желания героя. Контраст между повседневностью и экстримом отражает поиск героем смысла жизни и попытку вырваться из рутины.
«Касабланка» (1942, Майкл Кёртис). Яркостный контраст в изображении Рика и Ильзы приковывает внимание зрителя, подчёркивает значимость их романтической линии на фоне происходящих вокруг событий, повышает эмоциональное напряжение.
9. Закон гештальта. Восприятие человека устроено по принципу "от общего к частному", т.е. сначала воспринимается изображение в целом, выделяются крупные формы, а только затем мелкие объекты и детали. Целое изображение воспринимается иначе, чем сумма его частей; а фильм - не как набор отдельных сцен, а как совокупность всех элементов, целостный опыт, где каждая деталь служит общей цели, создавая мощное и запоминающееся впечатление. Так и описанные выше законы визуального восприятия в совокупности могут усиливать эффект каждого из них, либо, наоборот, компенсировать и нивелировать друг друга.
«Город грехов» (2005, Роберт Родригес). Композиция кадра, освещение, цветовая гамма, а также повороты сюжета — всё это элементы мозаики. Отдельные элементы, например, тусклый свет на лице стареющего детектива или грязные улицы города, сами по себе могут казаться невзрачными, но в комбинации они создают чувство усталости, безысходности и меланхолии. Целое — это не просто визуальные детали, а глубокое чувство печали и сожаления по поводу ушедшего времени и неизбежности конца.
«Королевство полной луны» (2012, Уэс Андерсон). Использование симметрии в кадре создаёт ощущение баланса и гармонии, яркая цветовая палитра, несмотря на свою насыщенность, привносит ощущение умиротворённости, сентиментальности, детской наивности, и некоторой меланхолии, музыка не просто сопровождает действие, а взаимодействует с визуальными элементами, подчёркивая настроение и эмоции персонажей, что в совокупности создаёт целостный, эмоционально насыщенный мир, где каждый элемент - часть сложного художественного высказывания.
Вывод.
Законы визуального восприятия являются мощным инструментом для создания выразительных и эмоционально насыщенных кадров в кино как искусстве, позволяют режиссёру управлять вниманием зрителя и передавать глубокие смыслы через визуальные образы на подсознательном уровне.
Эдуард Ковзан, кинорежиссёр.
#фильмы #кино #авторскоекино #региональноекино #кинопроизводство #липецкаякиностудия #липецк #липецкаяобласть