Найти в Дзене

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ВОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Аннотация В статье рассматриваются актуальные тенденции обучения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях, такие как детско – родительские отношения, взаимодействие педагогов и семьи, внедрение в образовательный процесс информационных технологий. Показаны положительные стороны инклюзивного образования (раскрыты возможности ребенка при обучении по адаптированным образовательным программам, общение детей с ОВЗ с нормально развивающимися детьми). Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзия, современные тенденции обучения детей с ОВЗ, адаптированные образовательные программы. Keywords: inclusive education, inclusion, modern trends in teaching children with disabilities, adapted educational programs. Медико-психолого-педагогическое сопровождение помогает обследовать и диагностировать ребенка с ОВЗ на ранних этапах жизни, в связи с этим выявляется большее количество детей с особенностями в развитии

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные тенденции обучения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях, такие как детско – родительские отношения, взаимодействие педагогов и семьи, внедрение в образовательный процесс информационных технологий. Показаны положительные стороны инклюзивного образования (раскрыты возможности ребенка при обучении по адаптированным образовательным программам, общение детей с ОВЗ с нормально развивающимися детьми).

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзия, современные тенденции обучения детей с ОВЗ, адаптированные образовательные программы. Keywords: inclusive education, inclusion, modern trends in teaching children with disabilities, adapted educational programs.

Медико-психолого-педагогическое сопровождение помогает обследовать и диагностировать ребенка с ОВЗ на ранних этапах жизни, в связи с этим выявляется большее количество детей с особенностями в развитии по сравнению с предыдущими годами. У такого ребенка наблюдаются проблемы в общении и адаптации к социальной и образовательной среде. Именно поэтому в настоящее время актуальной проблемой в системе образования является смена подходов к обучению детей с ОВЗ, идет переход от специального образования к инклюзивному. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Первой ступенью системы образования является дошкольное обучение, именно этот период является важнейшим для формирования и становления личности ребенка. Чем раньше происходит погружение ребенка в инклюзивное пространство, тем полноценней и гармоничней будет развитие.

Инклюзивное образование базируется на ряде современных тенденций. Каждый ребенок индивидуален и уникален. Педагогу дошкольного образования необходимо увидеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, чтобы в дальнейшим им помочь раскрыть их. Для улучшения включения ребенка с особенностями в развитии в образовательный процесс следует создать условия расширения сотрудничества с родителями, так как семья- основная воспитательная и социальная среда. Родители являются связующим звеном между специалистами и ребенком, включены в систему психолого-педагогического сопровождения. Педагоги разъясняют основные задачи и всю ответственность, стоящую перед родителями в процессе включения детей в образовательный процесс. Также со стороны специалистов важно рассказать о перспективном и ближайшем развитии ребенка и создать информационную поддержку семьи. Как пишет Уварова Татьяна Борисовна [3] в своей статье «Комплексная помощь специалистов дошкольного образовательного учреждения семьям воспитанников в условиях инклюзии», одной из важнейших задач является активное привлечение родителей к сотрудничеству: только опираясь на понимание и помощь родителей можно добиться максимально высоких результатов не только коррекционной работы, но и воспитательно- образовательного процесса в целом. Еще одной важной составляющей образовательного процесса являются различные экскурсии, походы и совместная организация деятельности детей, где в процесс включены не только педагоги, но и родители. При организации такой формы активности наблюдается позитивный эмоциональный настрой и эффективное взаимодействие взрослых и детей, а также наблюдается положительное общение ребёнка с особенностями со своими сверстниками.

Педагоги инклюзивных групп создают условия воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, что помогает увидеть их творческий потенциал и найти к каждому ребенку свой индивидуальный подход. Принцип индивидуального подхода педагога к ребенку заключается в отведении специально организованной развивающей среде, в которой ребенок действует самостоятельно, в соответствии со своими потребностями, способностями, интересами, темпами развития и т.д. Воспитатель помогает ребенку в творческой деятельности (рисование, лепка, конструирование), выполненные работы могут быть представлены на различных конкурсах и мероприятиях.

Следующей современной тенденцией является включение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий. Опираясь на учебник Захаровой Ирины Гелиевны [1] «Информационные технологии в образовании» хотелось бы сказать, что использование компьютерных технологий повышает наглядность материала, у детей появляется познавательный интерес, активизируются познавательные процессы и зрительные функции. Педагог, применяющий в работе информационные программы, может осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированные подходы к каждому ребенку и ребенок с особенностями в развитии тоже будет включен в образовательный процесс, что поможет развить широкий спектр навыков и представлений. Такие занятия приобретают эмоционально положительную окраску, таким образом улучшая качество усвоения знаний.

Далее хотелось бы поделиться положительными моментами инклюзивного образования.

1. Инклюзивное образование раскрывает ребенка с помощью достаточно сложных образовательных программ, которые, однако, соответствуют его способностям.

2. Общение и взаимодействие детей с особенностями в развитии с нормально развивающимися положительно влияет на обе категории. Ребенок с ОВЗ в среде сверстников не чувствует своих особенностей и может полностью раскрыть свои личностные качества. Другие же дети учатся толерантности, взаимопомощи и учатся коммуницировать с разными категориями людьми.

3. Родители нормотипичных детей после введения инклюзивного обучения изменили свое мнение в лучшую сторону о детях с особенностями в развитии и стараются оказать всяческую поддержку и помощь их семье. Родители стали понимать важность социализации учащегося с особенными образовательными потребностями в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости и положительного отношения.

4. Родители отмечают, что дети, обучающиеся в инклюзивных группах, быстрее вливаются в коллектив и для дальнейшего участия в школьном образовательном процессе легче адаптируются.

5. Как указывает Попова Евгения Викторовна [2] в учебно-практическом пособии «Педагогика и психология инклюзивного образования», в инклюзивном пространстве стали разрабатываться различные программы для совместного досуга и занятий детей с ОВЗ и детей полноценно развивающихся- это программы мейнстриминга. У ребенка с особенностями в развитии улучшаются социальные навыки и повышается самооценка, а нормотипичный ребенок понимает, что учащийся с ОВЗ нуждается в дополнительной помощи и создается атмосфера понимания и сотрудничества.

В заключении хотелось бы сказать, что безусловно, в инклюзии больше плюсов, чем минусов. Имеющиеся недостатки данной системы образования являются скорее временными проблемами, чем минусами. Также необходимо отметить, что инклюзия помогает детям найти свое предназначение в жизни, причем не только детям с ОВЗ, но и нормально развивающимся, включает детей в общение, в образовательный процесс, развивает творческие способности, учит мыслить.

Логопед-дефектолог: Ионова А.Г.