Найти в Дзене

Феномен «двойной жизни»: почему некоторые ученики ведут себя по-разному дома и в школе?

Разработано Freepik
Разработано Freepik

Многие родители замечали странную вещь: дома ребенок — послушный, рассудительный, вежливый, а в школе — совсем другой. Учителя жалуются на агрессивное поведение, замкнутость или же, наоборот, чрезмерную активность. И в итоге родители удивляются: «Как так? Мы же воспитываем его совсем не так!». А ученики, если их спросить, лишь пожмут плечами — для них это естественно. Но почему так происходит?

Феномен «двойной жизни» — это не осознанное лицемерие или желание обмануть окружающих. Это, скорее, вынужденная адаптация к разным условиям, попытка соответствовать ожиданиям и сохранить внутренний баланс. Итак — разбираемся, почему так бывает и что с этим делать.

Почему ребенок ведет себя по-разному?

Школа — это же не только учеба, но и социальная среда. Дети здесь строят свои отношения, находят друзей, завоевывают авторитет. И часто, чтобы так сказать «вписаться» в коллектив, приходится соответствовать его правилам.

Вот, например, в семье ребенок привык быть вежливым, не спорить со взрослыми, спокойно выражать мысли. Но в школе такое поведение может сделать его мишенью для насмешек. И если в классе принято громко спорить, дерзить учителям или проявлять жесткость, то ребенок может невольно перенимать эти модели поведения, даже если дома он другой.

В школе ценится одно, дома — другое. Родители ждут от ребенка прилежности, хороших оценок, послушания. А сверстники — уверенности, смелости, умения за себя постоять. Часто эти ожидания настолько разные, что ребенку приходится буквально переключаться между двумя образами, чтобы соответствовать требованиям обеих сторон.

К примеру, дома его хвалят за прилежность, а в школе его дразнят за то, что он какой-то «заучка». Или наоборот: дома он свободен в самовыражении, а в школе за любые ошибки его строго критикуют. И такое раздвоение может стать серьезным источником стресса.

Любому ребенку важно чувствовать, что его принимают и поддерживают. Но способы добиться этого могут быть разными.

Дома признание и поддержка приходят за хорошие поступки, успехи в учебе, ответственное поведение. В школе же — за чувство юмора, смелость, харизму, даже за дерзкие выходки. И если дома ребенок — спокойный и рассудительный, то в классе он может становиться лидером-возмутителем, просто потому что так он получает признание и одобрение сверстников.

Семья формирует поведение ребенка, но школа тоже вносит свои коррективы. Родители могут воспитывать ребенка в одних ценностях, а школа — в других. И особенно остро это проявляется в семьях, где строгая дисциплина сочетается с авторитарными методами воспитания.

Ну вот, например, если дома нельзя спорить со взрослыми, а в школе, наоборот, учат отстаивать свою точку зрения, ребенок может чувствовать себя потерянным. И в итоге дома он будет послушным, а в школе — неуверенным или, наоборот, излишне резким.

То же самое касается и системы наказаний. Если дома все решается разговорами, а в школе царит строгая дисциплина, ребенок может по-разному реагировать на одни и те же ситуации в зависимости от среды.

Учителя также оказывают огромное влияние на детей. Иногда их ожидания могут совпадать с семейными, а иногда — кардинально отличаться.

Дорогие читатели! Чтобы подобрать нужного вам репетитора и закрыть все пробелы в знаниях, вы можете оставить заявку на сайте: https://multitutor.ru/.

Когда учитель поддерживает дружескую атмосферу в классе, ребенок может чувствовать себя свободнее и вести себя более естественно. Если же учитель слишком строгий или, наоборот, чрезмерно мягкий, ученик может либо замкнуться, либо начать вести себя вызывающе.

Также важно, какие качества учитель ценит в ученике. Одни педагоги поощряют самостоятельность и творчество, другие — дисциплину и четкое следование правилам. Это тоже влияет на то, каким ребенок будет в школе.

Разработано Freepik
Разработано Freepik

К чему приводит «двойная жизнь»?

Постоянное переключение между разными ролями может вызывать у ребенка эмоциональное выгорание, тревожность, неуверенность в себе. Ведь если он постоянно играет «разных себя», то может потерять понимание, какой он на самом деле. Это может привести к потере самооценки и даже внутренним конфликтам.

Особенно опасно, когда ребенок привыкает скрывать свои чувства, чтобы соответствовать ожиданиям. Такое уже может привести к проблемам с эмоциональным выражением во взрослом возрасте.

В подобной ситуации, лучшее, что могут сделать родители и учителя, — создать для ребенка комфортное пространство, где ему не придется разрываться между разными ролями. Что еще стоит сделать:

Общение без давления. Важно не только слушать ребенка, но и давать ему возможность открыто выражать свои мысли, не боясь осуждения.

Сотрудничество родителей и учителей. Если взрослые будут придерживаться схожих принципов воспитания, ребенку будет легче.

Поддержка индивидуальности. Важно объяснять ребенку, что он не обязан соответствовать чужим ожиданиям. Нужно искать средний путь, в котором он будет чувствовать себя комфортно и дома, и в школе.

Итак, дети могут проявлять разные стороны своей личности в зависимости от окружения — дома, в школе или с друзьями. Не стоит сразу беспокоиться. Нужно понимать, что такая адаптация может быть временной и естественной реакцией на внешние условия. Поддержка со стороны взрослых, включая родителей и учителей, играет ключевую роль в том, чтобы помочь ребенку обрести уверенность в себе и найти свою истинную идентичность. Чем больше понимания и поддержки получит ребенок, тем легче ему будет интегрировать различные аспекты своей личности. И чем больше поддержки он получит от взрослых, тем проще ему будет найти свою настоящую личность, без необходимости играть разные роли.

Не забывайте ставить лайки, подписываться на наш канал и наши паблики в соцсетях.

Наши контакты:

Мы в социальных сетях: