Продолжение. Предыдущую публикацию данного цикла можно прочесть, перейдя по этой ссылке
Одна из статей предыдущих циклов, посвященная рассказу о первой половине бурной жизни Рено де Шатийона, начиналась с эпиграфа. В сегодняшней публикации, продолжающей повествование о приключениях, злоключениях и авантюрах рыцаря, имевшего репутацию самого неуправляемого и необузданного вассала иерусалимского короля, будет вполне логично и уместно привести ещё один эпиграф, который яркими и насыщенными красками рисует колоритный и неординарный образ главного героя.
«Рено был рослым, красивым, безрассудно храбрым и жестоким воином и отчаянным авантюристом. Назвать его недальновидным было бы слишком слабо, он был лишён способности задумываться над результатами и последствиями своих поступков. Жажда добычи была главной движущей силой его натуры»[1]. Эти слова, принадлежащие перу современного российского публициста Александра Владимировича Грановского, неоднократно найдут подтверждение на страницах данной и последующих публикаций.
Рено де Шатийон, ставший сеньором Трансиордании благодаря удачной женитьбе, категорически не понимал и не принимал принципы мирного сосуществования с мусульманскими городами и государствами. Он не воспринимал, а потому категорически отрицал любой внешнеполитический курс, который не соответствовал его желаниям и шёл вразрез с его представлениями о правильном мироустройстве стран и народов, проживавших на Святой Земле.
Более всего, сеньора де Шатийона удивлял и возмущал тот факт, что согласно договоренностям между государями Утремера и правителями ближневосточных исламских государств, христианские, еврейские и мусульманские купеческие караваны свободно передвигались по караванным путям, пролегавшим по территориям часто враждовавших между собой соседей – католиков, православных, мусульман, иудеев, язычников-бедуинов.
Рено не желал, да и просто не мог издали пассивно наблюдать за тем, как богатые караваны сарацин и прочих иноверцев, охраняемые небольшими вооруженными отрядами, спокойно передвигаются туда-сюда буквально у него под носом. После серии ограблений нескольких караванов в исполнении сеньора де Шатийона торговцы, а вместе с ними паломники и путешественники предпочитали обходить стороной владения Трансиордании.
Мусульмане, напуганные жестокостью, алчностью, беспощадностью, агрессивностью и разнузданностью Рено и его воинства, предпочитали проделать лишний крюк в сотню километров по безводным пескам, нежели повстречаться с «принцем Арнаутским». Изменение привычных торговых маршрутов привело к резкому снижению доходов, получаемых сеньорами Иерусалимского королевства, через чьи владения раньше полегали караванные пути.
Таким образом, «сеньор с большой дороги» наказал значительными финансовыми убытками и себя, и своих соседей, и казну Балдуина IV. Переосмыслив свою стратегию, Рено не отказался от грабежей, нападений и прочих методов насильственной экспроприации в отношении сарацин. Он пришёл к вполне логичному для своего мировоззрения и менталитета выводу – следует не размениваться по мелочам, а грабить нечестивых мусульман по крупному.
Осенью 1182 года, воспользовавшись тем, что Салах ад-Дин во главе своей армии отправился в поход к далёкому Мосулу, вступив в конфликт с тамошним правителем Изз ад-Дином Масудом, предприимчивый Рено спланировал, подготовил, организовал и осуществил дерзкую экспедицию, проникнув вглубь Аравийского полуострова.
Среди большинства средневековых арабских хронистов и современных восточных авторов твёрдо устоялось мнение о том, что одной из главных целей вторжения Рено де Шатийона было завоевание и разграбление двух самых священных для всех мусульман городов – Медины и Мекки. Неоднократно попадаются утверждения о том, что сеньор Трансиордании намеревался разрушить Каабу[2] и осквернить могилу Пророка Мухаммеда[3].
Экспедиция Рено де Шатийона проходила по следующему заранее продуманному сценарию. Воинствующий рыцарь-экспроприатор приобрёл в порту Аскалона пять самых больших галер, построенных по византийскому образцу. Эти суда были разобраны на части мастерами-корабелами, после чего погружены на верблюдов. Проводники из числа бедуинов за серебро и золото охотно указали кратчайшие пути, ведущие через пустыню Негев прямо к порту Эйла (современный израильский город Эйлат), раскинувшемуся на северной оконечности залива Акаба.
Осенью 1170 года Салах ад-Дин отвоевал у крестоносцев Эйлу. Теперь, спустя двенадцать лет, решительным и свирепым штурмом Рено де Шатийон вновь овладел стратегически этим важным портовым городом. Правда, совсем ненадолго. «Барон с большой дороги» приказал собрать галеры и спустить их на воду. Сам Рено с двумя кораблями взялся за осаду замка Иль де Грей, расположенного на острове близ Эйлы. Три других судна отправились на поиски добычи.
Впервые в истории Ближнего Востока и исламского мира пираты-католики оказались в водах Красного моря. Сподвижники Рено при помощи внезапной атаки ворвались на внутренний рейд египетского порта Дахаб, расположенного на юго-востоке Синайского полуострова. Флибустьеры ограбили большой торговый морской караван, пришедший из Йемена, а также захватили несколько судов приплывших из далёкой Индии.
Затем воинство Рено двинулось вдоль западного побережья Аравийского полуострова, ограбив порты трёх городов – Рабига, Янбу и Джидды. Исламский мир ужасающие известия о налёте католических разбойников растревожили и возмутили. Портовый город Рабиг считался морскими воротами Медины, а от Джидды до Мекки было лишь 70 км по прямой.
И всё-таки три экипажа даже самых больших средневековых галер никак не могли угрожать безопасности и неприкосновенности священным мусульманским городам – Медине и Мекке. Зная, неукротимую и буйную натуру Рено де Шатийона, вполне возможно, что он и грозился захватить аравийские города, предав разорению и поруганию местные святыни.
Однако даже столь неуправляемый, заносчивый и непреклонный алчный смутьян, каким де Шатийон оставался на протяжении всей своей жизни, отлично понимал, что наличных сил у него абсолютно недостаточно для осуществления столь глобальных задач. Поэтому, вероятнее всего, прав современный российский автор Александр Владимирович Грановский, считающий, что главными целями похода Рено были захват максимально возможного количества трофеев и добычи, а также демонстрация потенциальным противникам собственной силы и возможностей:
«Утверждение арабских хронистов, что Рено хотел захватить Мекку и Медину, скорее всего, преувеличение. По всей видимости, он просто намеревался продемонстрировать, как велики его возможности, и тем самым заставить отступившие вглубь пустыни торговые и паломнические караваны вернуться на старые маршруты, где с них снова можно было бы собирать пошлины»[4].
Резонанс, вызванный грабительским рейдом нечестивых франков, дерзнувших выйти в воды Красного моря и приблизиться к колыбели исламской религии, был долгим и многозначительным. Мусульмане Северной Африки, Ближнего Востока, Персии, Закавказья, Аравийского полуострова, Малой и Центральной Азии дружно и громко проклинали главного святотатца, грабителя, мародёра и нарушителя мирных договоренностей – Рено де Шатийона, выражая готовность встать под зелёные знамёна Пророка, если исламский мир объявит джихад против неверных латинян.
Впрочем, чтобы наказать сеньора Трансиордании и его подельников джихад не потребовался. Младший брат Саладина – египетский наместник Аль-Адиль I Сайф ад-Дин Абу Бакр Ахмад ибн Наджм ад-Дин Айюб оперативно среагировал на появление вражеской эскадры в водах Красного моря. Египетский флот в составе 220 судов, который возглавил опытный наварх (адмирал) Хусам ад-Дин Лулу, сначала снял осаду с замка Иль де Грей, а затем десант очистил от грабителей Эйлу.
Рено де Шатийон на своей галере поспешно ретировался. «Сеньору с большой дороги» и его воинам удалось благополучно высадиться на берег и, минуя все сторожевые посты египтян и отрядов Салах ад-Дина, пробраться во владения Иерусалимского королевства. А все три галеры, совершившие нападения на аравийские портовые города, были настигнуты египетской эскадрой и взяты на абордаж.
Часть экипажей пала в неравной битве, а порядка 170 человек оказались в плену. Захваченных воинов Рено разделили на три части. Нескольких пленников отправили в Мекку. В присутствии нескольких тысяч мусульманских паломников, святотатцев-католиков, обвиненных в грабежах, убийствах, насилии, мародёрстве и нарушении мирных договоров, подвергли жестоким пыткам, после чего показательно умертвили.
Наибольше число пленников Хусам ад-Дин Лулу привёз в Каир, где наёмников и соратников де Шатийона также предали долгой и мучительной казни. Наиболее знатных невольников египетский флотоводец по согласованию с Салах ад-Дином отправил в Багдад для предания нечестивцев высшему суду халифа. Разумеется, вердикт, который вынес багдадский владыка Абуль-Аббас Ахмад ан-Насир Лидиниллах, казался самым суровым. Приговоренных иноверцев долго и методично истязали, прежде чем обезглавить.
Следует признать, что грабительский рейд, организованный Рено де Шатийоном наделал большой переполох в исламских странах Ближнего Востока и Аравии. Известный средневековый арабский историк, богослов и хронист Абу Шама аль-Макдиси в одной из своих хроник оставил такую запись: «Жители этих областей [подвергшихся нападению отрядов Рено] пребывали в страхе, и рассматривали это неожиданное нашествие, как роковой удар. Никогда еще мусульманская земля не оглашалась подобной новостью. Никогда еще нога христианина не ступала в эти места. Повсюду верили, что настал час Страшного Суда»[5].
Саладин обратился к Балдуину IV с требованием сурово покарать Рено де Шатийона за его очередные грабительские злодеяния. Султан требовал также выплатить ему солидную компенсацию за ущерб, который сеньор Трансиордании нанёс египетским портам и иностранным торговцам, чьи корабли подверглись грабежам и захватам во владениях Салах ад-Дина.
Прокаженный Король счёл претензии правителя Египта и Сирии вполне обоснованными. Рено был вызван на Высокий королевский совет, чтобы дать ответ за свою очередную авантюру, которая фактически обрекала Иерусалим на абсолютно ненужную полномасштабную войну против могущественного Саладина.
Во время заседания Королевского совета де Шатийон повёл себя крайне дерзко, надменно и вызывающе. Он отказался от уплаты какой-либо компенсации, сославшись на то, что большая часть мирных соглашений между мусульманскими правителями Ближнего Востока и Утремера не была зафиксирована в письменном виде, существуя в виде устных договоренностей. Многие из них, по мнению Рено, устарели или утратили свою силу, а значит, он не обязан их соблюдать. И вообще, лично сеньор Трансиордании ни о чём с сарацинами не договаривался, а потому вправе поступать по собственному усмотрению и разумению.
В другое время король иерусалимский нашёл бы способы призвать к ответу дерзкого «вассала-беспредельщика». Но прогрессирующая болезнь Балдуина IV вступила в свою терминальную стадию. Он чувствовал себя настолько плохо, что не в состоянии был прибегнуть к крайним мерам принуждения зарвавшегося сеньора. Кроме того, значительная часть участников Королевского совета принадлежала к партии «придворных агрессоров», а потому поддержала позицию Рено.
Саладин был в курсе того, что тяжело больной правитель «Священного города» искренне старался наказать де Шатийона, но, будучи прикованным к постели очередным приступом малярии, не смог добиться желаемого результата. Лично к Балдуину IV у султана претензий не было, но прощать наглость, жестокость, кровавый беспредел и кощунственное варварство Рено правитель Египта и Сирии не собирался.
В свою очередь, «сеньор с большой дороги», набрав новые ватаги любителей лёгкой наживы, возобновил свои фирменные грабежи торговых караванов, шедших окольными путями. Напрасно караванщики старались обойти Трансиорданию, выписывая дополнительные петли, зигзаги и круги. Неудержимый и неукротимый Рено, словно дикий и матёрый хищник, чующий свою добычу издалека, преодолевал десятки километров по враждебной пустыне и чужим владениям, нападая на купцов, зажиточных паломников и путешественников в тех местах, где мусульмане никак не ожидали повстречаться с «принцем Арнаутским».
Летом 1183 года близ египетского порта Дамиетта (Дамьетта) потерпела кораблекрушение группа христианских паломников, направлявшихся из Италии в Палестину. По различным сведениям из 2500 европейцев, желавших посетить Святую Землю, уцелели от 1500 до 1676 человек. Все они по приказу Салах ад-Дина сразу же после спасения и оказания первой помощи были закованы в цепи.
Султан передал иерусалимскому королю ультиматум, в котором говорилось, что христиане-заложники будут освобождены только после того, как Рено де Шатийон возместит убытки, причиненные им и его людьми во время разбойного рейда по водам Красного моря. Балдуин IV тотчас передал требования Саладина сеньору Трансиордании. Рено отказался платить, заявив, что ничего не должен сарацинскому султану.
Салах ад-Дин отлично разбирался в людях и уже достаточно хорошо изучил нрав и характер де Шатийона, а потому был готов к подобному развитию событий. Армия султана была в полной готовности выступить в поход в любой момент по приказу своего владыки. Не дожидаясь завершения сбора урожая, Саладин стремительным броском преодолел пустыню Синайского полуострова, ворвавшись во владения Иерусалимского королевства.
Трансиордания и Галилея[6] были основательно опустошены. На этот раз султан не сдерживал своих воинов, дозволяя им грабить и жечь всё на своём пути. Узнав, что под знамёнами обозленного и рассерженного Саладина собралось не менее 20 000 всадников, Рено де Шатийон поспешил укрыться за мощными стенами крепости Керак[7] – своей главной ставки.
Не зря мусульмане и окрестные жители прозвали Рено «волком Керака». Именно в этой цитадели «сеньор с большой дороги» разрабатывал и планировал свои грабительские набеги и экспедиции. В Керак свозились вся награбленная добыча и захваченные трофеи. Эта крепость стала не просто разбойничьим логовом, а настоящим воплощением ужаса, который наводил Рено де Шатийон на все свои потенциальные жертвы.
Саладин на данном этапе не собирался брать Керак в осаду. Султан решил применить тактику своего злейшего врага против него самого. Армия Саладина разделилась на десятки отрядов, которые рассыпавшись на десятки километров в разные стороны, принялись грабить и разорять иерусалимские города и поселения.
Панические слухи о том, что орды сарацин явились мстить за бесчинства Рено, мгновенно распространились среди местного христианского населения ещё до прибытия передовых отрядов мусульман. Жители приграничных областей, крестьяне и горожане Трансиордании в ужасе бежали прочь, бросив свои жилища и имущество. Без особых усилий отряды Саладина захватили замки Бейт-Сан (Бей-Шиан), Форбеле и Герен. Разведывательные и дозорные патрули султана были неоднократно замечены всего в двух дневных переходах от Иерусалима.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 308.
[2] - Каа́ба – главная мусульманская святыня, представляющая собой постройку кубической формы, расположенную во внутреннем дворе мечети аль-Харам («Заповедная мечеть») в Мекке. Кааба носит несколько сакральных названий, главным из которых является «Бейту-Ллах», что означает «дом Аллаха». Кааба изготовлена из гранитных блоков, установленных на мраморном фундаменте. Снаружи стены Каабы задрапированы особым покрывалом из чёрного шёлка («кисва»), которое меняется раз в год накануне хаджа.
Углы Каабы ориентированы по сторонам света. Внутри святыни имеется помещение, которое доступно для посещений лишь два раза в год и только для самых почётных гостей. Высота Каабы сегодня составляет 13,1 метра, длина – 11,03 м, а ширина – 12,86 м. во время хаджа вокруг Каабы собираются тысячи паломников-мусульман со всего мира.
[3] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 112, 117-118, 120;
- Лейн-Пул С. Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев. / Пер. с англ. В. С. Мухина. – М.: Центрполиграф, 2020. С. 137-138;
- Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО «Центрполиграф», 2013. С. 318;
- Виймар П. Крестовые походы. Миф и реальность «священной войны» / Пер. с франц. Д. А. Журавлевой. – СПб.: Евразия, 2003. С. 320-321.
[4] - Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х тт. Том 1. – СПб.: Изд-во «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2013. С. 376.
[5] - Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама / Пер. с французского Кулешова Е. В. – СПб.: Евразия, 2018. С. 119.
[6] - Галиле́я – древнейшая историческая область, расположенная на севере современного Израиля, близ границы с Ливаном. С западной стороны ограничена Средиземным морем, с южной – Изреельской долиной. Восточной границей Галилеи считается Иорданская долина.
[7] - Учитывая специфические лингвистические и морфологические особенности перевода географических названий с арабского на русский язык, очень часто наряду с общепринятым наименованием Эль-Карак встречаются и другие варианты этого наименования – Эль-Керак, Карак, Аль-Карак или Керак. Город Эль-Карак существует и сегодня, он расположен в западной части Иордании.
В данной публикации использованы ссылки на произведения средневековых, более поздних и современных отечественных и зарубежных авторов, имеющих заслуженный авторитет, широкое общественное и научное признание, таких как:
Стенли Эдвард Лейн-Пул (1854-1931) – известный британский историк, профессор арабистики, востоковед, специалист по истории ислама и средневековой нумизматике. Автор двух десятков исторических исследований и 72 научных статей. Главным предметом его изучения были средневековый Египет, Турция и Палестина, а также исследования отдельных текстов Корана. На русский язык переведены наиболее известные исторические произведения Стенли Лейн-Пула – биография Салах ад-Дина (книги «Саладин. Всемогущий султан и победитель крестоносцев» и «Саладин и падение Иерусалимского королевства»), история берберских пиратов, а также главный фундаментальный труд – «Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями».
Томас Скотт Эсбридж (род. 1969) – доктор истории Лондонского университета королевы Марии. Является автором двух десятков документальных книг по эпохе Крестовых походов, Средневековой Англии и Франции. Эсбридж написал сценарий для документального трехсерийного сериала BBC Two о Крестовых походах.
Альбер Шамдор – известный французский историк, археолог и египтолог середины ХХ века. Наиболее известные его произведения о египетской Книге Мёртвых, археологии Пальмиры, Александрии и Вавилона. Несмотря на то, что биография Саладина изложена Шамдором с позиции современного приверженца католицизма, данный труд дополняет другие источники многочисленными малоизвестными фактами жизни, военной и политической деятельности прославленного ближневосточного средневекового правителя.
Грановский Александр Владимирович (род. 1950) – современный российский прозаик и публицист, главный редактор главный редактор альманаха «Золотой Пегас». В последние годы специализируется на документальной исторической прозе, посвященной эпохе Крестовых походов. Одним из наиболее известных его фундаментальных трудов является подробнейший и исторически достоверный двухтомный труд «Крестовые походы».
ПОЛНОСТЬЮ ЦИКЛ ПУБЛИКАЦИЙ «Закат Иерусалимского королевства» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я. Несбывшиеся мечты и рухнувшие надежды Прокажённого Короля
Часть 2-я. Аравийское шевоше Рено де Шатийона
Часть 3-я. Ответные удары Саладина
Часть 4-я. Последние деяния Балдуина IV
Часть 5-я. Звёздный час королевы Сибиллы
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)