Капитан конфедератов Джон Картер после поражения в Гражданской войне ищет место в жизни и отправляется добывать золото в Аризону. Во время стычки с индейцами впадает в странный паралич. Душа оставляет тело и обретает новое на Марсе.
И сразу же Джона Картера ждут захватывающие дух приключения и настоящая любовь прекрасной принцессы Гелиума Деи Торис.
Марс в произведении Берроуза – это геологически застывшая планета, населённая двумя враждующими расами. Первая – это тарки c четырьмя руками и расположенными по бокам головы глазами. Вторая раса – гуманоиды.
Главная особенность рас Марса в том, что они яйцекладущие. Высшей степенью доверия и уважения к Картеру становится демонстрация ему инкубатора. После Берроуза этот момент использовался в литературе много-много раз. До Берроуза, по-моему, ни у кого ничего подобного не было.
Расы Марса знали лучше времена. Об этом свидетельствуют летающие аппараты и смертоносное оружие. Но к моменту появления там главного героя цивилизации находятся в упадке, в том самом состоянии, которое было характерно для ранней Античности.
Геологически мёртвая планета не способна самостоятельно поддерживать жизнь. Кислород вырабатывают специальные машины. Это ведь тоже уже ставший штампованным в фантастике элемент, не так ли? И снова Берроуз был первым.
Замечательное произведение для детского и юношеского возраста вдруг почему-то подвергается в последнее время шквалу критики людей, считающих себя взрослыми и разбирающимися в литературе. Дескать, язык примитивный, и сюжетные ходы ожидаемые, и герои какие-то вычурные, и штампы, штампы, штампы - во всём.
Удивительное дело, но обычно комментарии подобного рода пишут поклонники, скажем так, творчества современных гениальнейших писателей, чей авторский слог, к слову сказать, тоже далеко не совершенен. Штампы штампам рознь. Во времена Эдгара Райса Берроуза не было никаких литературных штампов. Он сам их создавал.
Еще нелепее ситуация, когда произведения Берроуза начинают критиковать те, кто в детстве и юности ими зачитывался. Да, Эдгар Райс Берроуз никогда не претендовал на значимую роль в литературе. Он писал ради заработка. Ну и в дальнейшем, конечно же, ради славы. Однако же нужно учитывать, что литература развивается. Люди тоже взрослеют. По крайней мере, так принято считать.
Давайте тогда уж начнём заодно ругать народные сказки: «Репку», «Колобка» и «Теремок». А что? В детстве они тоже нравились, а теперь не доставляют радости.
Хотя авторский слог Берроуза предельно прост, а сюжетные ходы скачут из произведения в произведение, в них есть нечто особенное. Это идеи! Именно они сделали имя Берроуза бессмертным и передались следующим поколениям фантастов.
Майкл Муркок, Рэй Брэдбери, Фриц Лейбер и многие другие писатели никогда не отрицали влияние творческого наследия Берроуза на собственные произведения.
Многие другие - это Артур Кларк, Ли Брэкетт, Роберт Хайнлайн, Филипп Фармер… Думаю, этого списка достаточно, чтобы осознать роль Берроуза в становлении современной фантастики.
Да вот хотя бы чем примечательна «Принцесса Марса»? Почему-то до него, до Берроуза, никто не додумался взять за основу типичный вестерн, заменить индейцев инопланетной расой и перенести действие с Земли на Марс.
Давайте все же с уважением относиться к тем, кто того заслуживает. Речь идёт не только о Берроузе, но и о каждом, кто в детстве зачитывался его произведениями.