МС-21 — это уже не самолет, а какой-то мифический Феникс, который вроде бы должен возродиться и взлететь, но почему-то остается кучей пепла со следами обещаний. Лет десять, а то и больше ходят разговоры о том, что вот-вот, совсем скоро, наш ответ «Боингам» и «Аэробусам» взметнется в небо и докажет всем, что русские умеют собирать самолеты. А на деле? Ноль рейсов с пассажирами за все эти годы. Ноль. Записывайте в книгу рекордов.
Я сам лично видел этот МС-21 во всяких энциклопедиях по авиации, когда был еще слишком млад, чтобы понимать, что значат все эти красивые иллюстрации и многообещающие характеристики. Тогда казалось: «Ну вот, вот, еще чуть-чуть — и у нас появится новое поколение пассажирских лайнеров!» А сейчас я уже взрослый, жизнь идет… а самолет всё никак не летает.
Несколько дней назад с помпой сообщили, что на Иркутский авиазавод наконец-то передали партии отечественных двигателей ПД-14. Да-да, тех самых двигателей, без которых МС-21 до сих пор собирали с использованием иностранных Pratt & Whitney. И все было бы хорошо, но пилить самолет под западные комплектующие, когда тебя этими же комплектующими при первой же возможности ограничат, — идея, мягко говоря, так себе.
Великий «прорыв» в двигателестроении
Создание ПД-14, конечно, презентуют как колоссальную победу отечественного авиапрома. Нам говорят: «Вот он, российский двигатель, сделанный по науке!» Конечно, разработка заняла годы, применялись передовые технологии, и вообще, это наш ответ капиталистическим Pratt & Whitney. И теперь мы полностью независимы!
Честно? Самолет без серийного производства и без массовой эксплуатации говорить о большом прорыве пока рановато. Самолетов у нас драматически не хватает: оторваны от международной кооперации, свой рынок не потянет нужные темпы производства, и остается только надеяться на лучшее.
Но стоп. Где тот самый лайнер?
МС-21: Сертификация, испытания, но не полеты
Оказывается, в 2025 году планируются новые испытания полностью импортозамещенного варианта МС-21-310. К этому времени сойдутся звезды, сложатся пазлы, все системы должны быть готовы, а сам самолет, по планам, уже можно будет отдать авиакомпаниям. Да только вот слухи о его дебюте в пассажирском небе ходят не первый год, а дата запуска постоянно отодвигается.
Эксперт Олег Пантелеев бодро уверяет, что производство комплектующих идет, бортовые системы делаются, испытательные полеты проходят. А самолет летает? Нет.
Тут, конечно, можно еще добавить, что России нужны дальнемагистральные самолеты, а не узкофюзеляжная машина, которая была заточена под рынок, где правят «Боинги» и «Аэробусы». Где бы ни планировали его эксплуатировать, он конкурирует с теми, кто давно уже захватил этот сегмент, и при этом у него очевидные проблемы с санкциями, производством и логистикой.
Скорее всего, максимум, что ожидает МС-21 — это судьба Sukhoi Superjet 100. Полетает немножко в какой-нибудь Бирме, возможно, даже в Венесуэле… и вернется в Россию, потому что его, как и Сухой, просто не будут покупать в таком количестве, как ожидалось.
«Будет дороже, чем американский аналог»
Простая математика: двигатель ПД-14, хоть и сделан по российским технологиям, но в любом случае на первых порах будет дороже американского аналога. Ведь они клепали свои PW1400G массово, и стоимость накатывалась за счет объемов.
Но стоп, ведь американский двигатель не так уж идеален! У него были и остаются проблемы с надежностью, что вынудило западные авиакомпании сокращать интервалы обслуживания, чаще выполнять доработки, а некоторые самолеты даже простаивают месяцами без моторов!
Значит, наш ПД-14 все-таки лучше? Ну, хотелось бы верить. Хотя пока он не покажет себя в массовой эксплуатации, заранее праздновать победу явно рано.
Перспективы и несбыточные мечты
Помните, как все радовались, когда говорили о международных продажах? Тогда МС-21 еще не был таким российским, в нем было много западных комплектующих, а значит, он мог заинтересовать международные рынки.
Сейчас? Нет. Международные покупатели с опаской смотрят на самолет, который еще и не сертифицирован в западных странах. Пока внутри страны не насытим рынок, говорить об экспорте даже смешно. А что касается версии МС-21-300 (изначально оснащенной западными комплектующими) — на него вряд ли найдутся очереди из желающих.
И вот тут остается главный вопрос: а будет ли вообще этот самолет в массовом производстве?
Вывод: МС-21 — символ несбывшихся надежд?
Давайте подытожим.
1. Слухи про МС-21 идут больше десяти лет, а его все нет.
2. Нулевые пассажирские рейсы за долгие годы.
3. 100500 задержек сертификации и испытаний.
4. Конкуренция с «Боингами» и «Аэробусами», которые давно впереди.
5. Вся надежда — на российский рынок, но сможем ли мы реально его насытить?
Осталось главное — когда? Когда мы наконец-то увидим хоть один коммерческий рейс?
Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк ❤
А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌
Здесь каждый день очень много интересного!