На днях чешский автозавод Tatra из города Копрживнице, сообщил о выпуске последнего экземпляра грузовика Tatra 815. Таким образом завершилась 42-летняя история производства легендарного 815-го семейства тяжелых грузовых автомобилей повышенной проходимости.
Для рожденных в СССР слово Tatra – это не пустой звук. Это не просто какая-то иномарка. Грузовики Tatra получили широкую известность в нашей стране после Великой Отечественной войны. Отменная проходимость, мощность, высокая грузоподъемность, прочность, надежность, комфорт. А еще – неубиваемая хребтовая рама-труба, независимая подвеска всех колес, двигатель воздушного охлаждения, который невозможно разморозить. За все эти качества наши водители ценили чешские машины, особенно на северах.
Первой массовой моделью в Советском Союзе стала Tatra 111. В конце 1962 года ей на смену пришла принципиально новая модель Tatra 138. С 1969 года 138-ю сменила модернизированная версия Tatra 148. А с 1983 года в СССР начались поставки автомобилей нового поколения Tatra 815. Также с конца 60-х и до начала 80-х годов в небольших количествах импортировались балластные тягачи Tatra 813.
Всего с 1945 по 1990 год в Советский Союз было поставлено 82.520 автомобилей Tatra. Поставки шли по нарастающей. Если в 1945 году было ввезено всего 7 грузовиков, то в 1986 году поставки достигли максимума – 5422 единиц. Преимущественно в СССР поставлялись самосвалы, хотя, были и другие модификации – тягачи, бортовые грузовики, различные спецавтомобили. В ту пору Татры трудились не только на Севере – по всей стране.
В постсоциалистическую эпоху завод Tatra в значительной степени сократил производство, годовой выпуск упал с 15000 ед. до 500-1500 ед. Тем не менее, в 2000-е годы, на волне растущей российской экономики, автозавод из Копрживнице экспортировал в нашу страну по несколько сотен автомобилей в год. За последние годы импорт этих машин не превышает нескольких единиц в год.
Кстати говоря, в 2007 году мне довелось побывать на этом предприятии. Это был юбилейный год для Tatra – 110-летие выпуска первого автомобиля. Я посетил производство, испытательный полигон и, конечно же, музей. Что сказать, тогда и трава была зеленее, и вода мокрее, и Татры были еще самые настоящие: с привычной татровской кабиной, с татровским дизельным V-образным двигателем воздушного охлаждения, ну и конечно же, с татровской хребтовой рамой-трубой с качающимися полуосями. Что сейчас осталось на современных гражданских Татрах? Только классическая рама с качающимися полуосями. В остальном это уже другие машины – с кабиной DAF и двигателем Paccar.
Подробности, как я съездил на завод Tatra, читайте по ссылке в конце статьи. Здесь я размещу несколько фото из той поездки (не забывайте листать галерею).
Возвращаюсь к недавнему событию в Копрживнице. 25 февраля производственную линию покинул последний грузовик Tatra 815-2 Terra (6х6) в версии шасси с четырехдверной кабиной под пожарную надстройку. Уточню, что Tatra 815-2 Terra, запущенная в серию в 2018 году, является последним этапом эволюции Tatra 815, ведущей историю серийного производства с 1983 года.
Честно говоря, Tatra 815-2 Terra я не встречал не только в России, но и даже в Чехии и Словакии, хотя и бывал в ту пору в тех краях. Собственно, это не удивительно, так как подавляющее большинство этих автомобилей было сделано в пожарном исполнении с четырехдверной кабиной. Полагаю, что таких машин изготовлено немного.
Последняя модернизированная Tatra 815, получив очередные усовершенствования и несколько измененную маску, сохранила в своей основе татровский V-образный 8-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения, а также хребтовую раму-трубу с качающимися полуосями.
Несмотря на то, что Tatra в 2000-2010 годы освоила производство новых моделей – Force, T 810, Phoenix – Т 815 по-прежнему оставалась основой производственной программы копрживницкого автозавода.
В 2024 году Tatra приступила к серийному производству автомобилей новых поколений серий Tatra Force и Tatra Phoenix (см. ссылку в конце статьи). Теперь они доступны в широком ассортименте модификаций, которые полностью заменяют ушедшую в историю Tatra 815-2 Terra.
Между прочим
Завод Tatra выпустил в общей сложности 158.065 автомобилей всех модификаций серии Tatra 815, включая опытные образцы, которые были созданы в 1977-1982 годах. На протяжении более четырех десятилетий Tatra 815 постоянно совершенствовалась и претерпевала модернизации.
В 1978 году начались эксплуатационные испытания опытных образцов Tatra 815 в Сибири.
В 1983 году начат серийный выпуск Tatra 815.
В 1989 году стартовало производство модернизированной модели Tatra 815-2 с улучшенными двигателями серии T3.
В 1996 году были созданы первые автомобили Tatra 815-6 для иностранных заказчиков, которые изготовлены на основе серии 815-2. Эти Татры отличались установкой двигателей жидкостного охлаждения западного производства и автоматической коробкой передач Twin Disc. В 1999 году стала использоваться торговая марка Force. Такие грузовики поставлялись в Объединенные Арабские Эмираты и Израиль.
В 1997 году после дальнейшей модернизации начался выпуск автомобилей Tatra 815-2 TERRN°1. На них впервые была внедрена комбинированная подвеска заднего моста King Frame с пневмобаллонами, компенсирующими в зависимости от загрузки автомобиля паразитный развал колес.
В 1999 году специально для российских заказчиков, эксплуатирующих технику в суровых условиях крайнего севера, начались поставки капотных автомобилей Tatra 163 Jamal. Производство этой версии продолжалось до 2015 года.
В 2010 году с конвейера начали сходить модернизированные автомобили Tatra 815-2 TERRN°1 со значительно обновленным салоном. Важным техническим новшеством стала электронная система переключения передач Tatra-Norgren.
В 2016 году состоялся второй рестайлинг Tatra 815-2 TERRN°1. Для этих автомобилей появилась возможность установки осей с дисковыми тормозами и пневмоподвески передней оси.
В 2018 году началось производство модернизированной Tatra 815-2 Terra.
В 2025 году завершено производство автомобилей серии Tatra 815.
Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!
***