Отстань от ребенка - эту фразу говорят всегда, когда ребенок в чем-то запаздывает - не начинает вовремя ползать, ходить, говорить, ходить на горшок. Мама психует и ищет специалистов, подруги и родня дарят пустырник и дают старый как мир совет - отстань от ребенка!
Конечно, они все правы. Конечно, редкая мать может послушаться и действительно отстать. Все равно точит мысль - а вдруг это не обычная задержка, которая компенсируется сама, а вдруг это серьезные проблемы, которые, чем раньше начать решать, тем лучше?! Почти всегда матери легче начать "что-то делать", чтоб не съедать себя.
Когда Лёня не желал ходить - мы водили его на массаж и раздобыли каталку-ходунки. Когда завис с опредением цветов - играли в цветные машины. Когда очевидны стали его проблемы с речью - озаботились занятиями со специалистом:
Советом "отпустить ситуацию и подождать" и тоже пользовалась - как и все на моем месте - вынужденно. Ну не складывались у нас дальнейшие занятия с логопедом, ну никак. И свой зуд "ну надо же что-то делать!" я направила в получение направления в логопедический сад.
Сад мне менять не хочется, я очень довольна нашим роскошным вип-деревенским садиком. Лёня в нем прижился, на утренниках (в записи) выглядит как ребенок, который уверен в своих силах, а не который боится окрика. Лёня довольно бодро идет утром в группу - и даже ругулярно остается в помещении один - когда воспитательница опаздывает, а мне уже ну совсем-совсем пора бежать на работу. Сперва за Лёней в такие моменты присматривала повар, а потом в присмотре и надобность отпала - Лёня идет к игрушкам, по которым соскучился за ночь, и что-то там расставляет.
Но логопедический сад - это, возможно, необходимость. При этом, когда я попросила в воспитательницу подготовить документы для комиссии на логосад (еще ничего не решено, но на всякий случай запасаюсь бумагами), та мне сказала, что для мальчика у Лёни вполне себе норма, она, мол, детей видит много и разных. Но, конечно, если мне надо - пусть будут документы. Начинать надо с характеристики.
Документы - это долго - их надо составить, потом подписать у заведующей в головном саду. Заведующая долго на больничном, пока ждали ее выхода - характеристику понадобилось переделать. Потом заболела основная воспитательница, когда вышла - снова сказала, что характеристику надо еще раз переделать, она снова устарела - и вдруг я осознала, как продвинулся Лёня всего-то за месяц! А есть ли у него уже отставание? Опережения нет, но, кажется, его речь - вдруг стала вполне нормальна для трехлетки.
Предложения
Где-то в 2,10 Леня начал регулярно (а не изредка) говорить предложениями. Лошадь бежит. Крокодил плывет в воде. Пена похожа на снег. Собака ловит кошку. Конечно, это сказано крайне невнятно с точки зрения дикции, но это предложения. Мы их ждали. Лёня долго топтался на предыдущем этапе. Он говорил: кот. Потом думал немного и добавлял - сидит. Но долго он не мог произнести свою мысль слитно. И вот - начал.
И - да, прогресс вдруг пошел очень быстро. Нет, не лавина, но все равно быстро. Месяца за два Лёня прошел от предложений типа “кот сидит” до “щас приду”.
Согласования слов
Я опасалась, что их не будет вовсе. Речевики - они такие, падежи плохо чувствуют. Однако Лёня много говорит верно. Крокодил плывет именно по воде, а не по вода. Собака ловит кошку, а не кошка. Бывают и ошибки, но их долю я бы оценила на 20%. Не очень много.
Ошибки
Ошибки в речи у Лёни довольно типичные, и говорят скорее в его пользу - например, глядя на протоптанную в снегу тропинку он говорит - “подорожка”. Это результат неудачного осмысливания - он слышал, мол, “пойдем по дорожке”, понял значение, верно поставил слово в нужный падеж, но вот для отделения предлога синтеза оказалось недостаточно. Ничего, вопрос опыта.
Или он вдруг говорит: “пойдем в группу” - и показывает на комнату. Тоже все ясно, это конструкция из детского сада, которую Лёня прекрасно понял в контексте и обобщил на любое жилое помещение, но не коридор и не кухню. Не его вина, что комнаты в доме и в детском саду называются по-разному.
В общем, детские ошибки часто помогают понять направление мыслей ребенка, и Лёнины меня радуют - он вполне нормально обобщает опыт человеческой речи, интуитивно пытается вывести правила, как и положено носителю языка.
У меня отлегло, потому что дети с ОНР - общим недоразвитием речи - говорят иначе, у них сложновато с интуитивными правилами. Речь Лёни на ОНР не похожа.
Пассивный словарь
Возможно, ошибок было бы больше, если б не книги. Теперь стало очевидно, как много держится у Лёни в голове - прочитанного, увиденного. Он выдает стихи, прозу, диалоги из мультиков - даже то, что не слышал уже с полгода. Так что, возможно, в речи он часто пользует готовые шаблоны, их у него, как выяснилось, много.
А, может, это и не шаблоны, а результат синтеза. За это версию говорит тот факт, что цитаты Лёня выдает очень рвано. Когда ему подаешь рифму из чуковского или маршака - он когда-то подхватывает, а когда-то отвечает по смыслу.
Вакса-Клякса носит кладь
И умеет ...
Вместо того, чтоб верно срифмовать “в мяч играть” Леня радостно кричит развязку: “Поймала!” В его исполнении это звучит “памала”.
А иногда Лёня перессказывает именно стихотворение. Ну, как может:
Поведение
Обретя способность говорить Лёня теперь вставляет свои пять копеек куда может. Стоит только синему трактору с экрана спросить - угадай, мол, малыш, кто же тут песенку поет - Лёня радостно кричит - собака! кошка! гусь! Или в книге звучит косвенный вопрос - куда же снежок делся - и Лёня обязательно отвечае - расстаял! Нет, он давным-давно знает отгадки, но только сейчас может свои знания легко продемонстрировать. И, кажется, кайфует от этого.
Заодно Лёня разрешил себе активно включаться в действие: танцевать, если вдруг хочется, аплодировать с героями на экране или в лицах изображать то, что ему читают.
Чем сердце успокоится
Я уже реально смирилась, что Лёня - ребенок с задержкой как минимум речи. И вдруг с плеч валится такая гора! В первый момент даже страшно - а вдруг закон вселенского равновесия сейчас отсыпет каких-то других глобальных тревог взамен привычным. Потом вспоминаешь, что впереди еще звукопостановка, надо научить ребенка чисто говорить и не картавить. И, мысленно поторговавшись с вселенной, разрешаешь себе порадоваться.
Лёня - говорит! Господи, как хорошо!