Есть дети, которые всё начинают делать вовремя. Вовремя ползут, вовремя идут, вовремя начинают говорить. Есть те, у кого стабильное отставание, обусловленное диагнозами. А есть такие, как наш Лёня - которые вечно запаздывают, но при этом не фатально. В результате родители сперва сильно волнуются, потом даже успевают что-то начать делать, как-то ребенка стимулировать, водить к специалистам. И когда тут же ребенок подтягивается, то уже и не понятно - это специалисты помогли, или он сам? Это не хватало лишь какого-то толчка, а если б его не было, то просто еще недельки две бы - и все равно было бы? Или не хватало именно грамотного воздействия специалиста, и без него позитивных изменений можно было бы ждать до морковкиного заговенья?
Это не абстрактное любопытство, я хочу понять, что делать дальше с Лёнькиной речью. В начале осени мы начали его водить к коррекционный центр к логопеду-дефектологу. Леня сперва ходить не хотел, организовывал лежачие забастовки:
А потом втянулся и хотел на занятия. Это не мои материнские проекции, это именно так: он радостно бежал к своему логопеду, а когда мы просто проезжали мимо центра по своим делам - Лёня выл и показывал пальцем на знакомые окна, всячески намекая, что хочет именно туда.
И, главное, почти сразу после начала занятий начался прогресс. И продолжается. Сперва Лёня начал тоннами нести абракадабру вроде "тыкааааа, люти, узи бум ыкта". Потом в ней начали подглядывать человеческие слова. Если сперва мы с мужем сомневались, это Лёня говорит, или нам послышалось? Обоим, причем. То теперь и сомнений нет - Лёня высказывается. Но с ним не случилось того чудесного “до трех лет молчал, а потом заговорил сразу предложениями”. Нет. Речь Лёни - речь начинающего.
Я читаю книгу:
- Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу.
- Бабу! - подхватывает Лёня.
- Алёша слепил снежный колобок.
- Бок! - Лёня радуется возможности вставить и свои пять копеек в повествование.
- Нашёл угольки — сделал глаза; нашёл палочки — сделал нос и рот.
- Нос, - говорит Лёня. Глаза и рот показывает. Потом думает, и говорит: - Гори!
Я не уверена, но мне кажется, это ассоциативная связка “угольки-огонь-горит”. Сказать "угольки" Лёня не может, но дает понять - я услышал про угольки, я знаю, что это такое!
И так весь день. Леня рад хоть что-то сказать. Он повторяет наши слова и сразу по горячим следам:
- Помидоры Леня съел, - говорю я Андрею.
- Сь.ел! - подтвержается Лёня.
Повторяет и с отсрочкой:в понедельник утром мы уговариваем, что надо в сад, что мы идем на работу, а он нас в саду подождет. Во вторник Лёня уже сам произносит:
- Мама боту, папа боту.
Леня говорит и то, что слышал очень давно: листает книгу, которую не доставали с полгода, видит на картинке рака и вдруг говорит:
- Гак!
Он помнит название животного, но только сейчас решился попытаться его произнести. Иногда получается забавно, скажем, мохнатый паук, которого достали на хеловин, это не “паук”, а “пакуй”.
- Мама [с]пи!
- Не хочу я спать, вечером спать будем, - отвечаю я.
- Па-том, - вспоминает Лёня как это называется.
- Потом.
- Па-том, па-том, п-том, - к сожалению, техника произношения очень далека до совершенства.
В общем, речь Лёни развивается как положено, постепенно, но… с запозданием минимум в полгода. В связи с этим вопрос: оно само или это логопед помог, и, главное, дальше будет само, или без логопеда никак не обойдется - очень важен.
Так уж вышло, что тот специалист, с которым Лёня занимался, внезапно закончила работу и уехала в Питер, вот и думаем - то ли искать другого, проходя неизбежный, наверное, период отрицания и надеясь, что Лёне в итоге снова понравятся занятия с новым человеком. Или уже подождать, посмотреть, что дальше будет? А сколько ждать? Уровень у Лёни сейчас такой, который можно быстро проскочить, а можно и задержаться надолго, снова лишая меня спокойствия и возвращая к вопросу - нужен ли специалист, или ждать, пока сам? Занятия, между прочим, не три копейки стоят, есть о чем задуматься.
В общем, вроде бы ребенок с задержкой - это не самый худший расклад от вселенной. Но как же неуверенно себя чувствуешь с таким ребенком… Сталкивался кто-то с такими детьми, как они вообще дальше растут и развиваются?